Экология. Особи, популяции и сообщества Часть 3
В этой короткой части только две главы. Обе касаются во-
просов, которые в принципе могли бы быть затронуты и ранее,
но такая отсрочка сделана исключительно для пользы дела.
В гл. 14 мы рассматриваем закономерности в жизненных цик-
лах, или «жизненных стратегиях», организмов, в то время как
гл. 15 касается различий в их обилии. Таким образом, это в из-
вестном смысле краткие обзоры двух уровней экологической
иерархии — отдельных особей (гл. 14) и популяций (гл. 15).
Обе главы помещены именно в этой части книги потому, что
для понимания рассматриваемых в них вопросов требуется
знание материала, изложенного ранее. Гл. 14 показывает, что
жизненный цикл организма часто отражает условия среды его
обитания, включающей и многие другие организмы, с которы-
ми он взаимодействует. Аналогичным образом численность
вида отражает по существу комбинированные эффекты множе-
ства взаимодействий его с окружающими факторами. Поэтому
для понимания этих взаимосвязей сначала необходимо обсудить
каждую из них в отдельности. Таким образом, ч. 1 и 2 можно
рассматривать как необходимое вступление к гл. 14 и 15.
Несмотря на эти аргументы, настоящий раздел, к сожале-
нию, явно нарушает логику изложения, идущего от особи к по-
пуляции, затем к их взаимодействиям и организации сообществ.
С другой стороны, можно только радоваться, что такое нару-
шение последовательности — единственное, поскольку ни один
аспект экологии нельзя досконально понять, не обратившись
ко всем прочим — в обе стороны по иерархической лестнице.
Например, в самом начале книги мы рассмотрели индивидуаль-
ные реакции организмов на среду. Но каждая из них служит ос-
новой взаимодействия особи с другими организмами и образо-
вания сообщества. В то же время на саму реакцию сильно
влияют окружающие организмы, а также физическая и биоло-
гическая структуры сообщества. Таким образом, любое «логи-
ческое» построение книги будет искусственным. Экологию пра-
вильнее понимать как многомерную совокупность тем, развет-
вляющихся во всех направлениях. В этой части мы собираем
вместе некоторые из ее ответвлений, нарушая равномерное
продвижение вверх по иерархической лестнице.
Глава 14
Многообразие жизненных циклов
14.1. Введение
Что такое жизненный цикл? — Типы жизненных циклов отра-
жают определенные правила и ограничения. — Жизненные цик-
лы отражают генотип, среду и их взаимодействие. — Изучение
жизненных циклов основано на сравнительных, а не абсолют-
ных величинах.
В большинстве музеев естественной истории представлены
коллекции половозрелых организмов, как будто обо всем разно-
образии живого можно судить лишь по одной этой стадии в он-
тогенезе каждого из видов. Однако такого «характерного» эта-
па в природе нет. Чтобы представить организм в истинном све-
те, необходимо рассмотреть весь жизненный цикл. Последний
включает особенности роста, дифференцировки, накопления за-
пасов, и особенно размножения, в разные периоды онтогенеза.
У разных видов неодинакова продолжительность фаз роста и
дифференцировки, предшествующих размножению; само оно
может быть одно- или многократным, более или менее совпа-
дающим с окончанием роста или идущим одновременно с увели-
чением размеров особи. Попытка объяснения сходства и разли-
чия жизненных циклов — один из важнейших аспектов
современной экологии.
Каждый цикл, по крайней мере до некоторой степени, уника-
лен. Поэтому в данной главе мы обсудим способы их классифи-
кации и сравнения. Поиск основных типов жизненных циклов
включает прежде всего разработку наиболее эффективных спо-
собов их описания. Только после этого можно выявлять корре-
ляции между их параметрами и особенностями среды, в которой
они протекают. Нас также будет интересовать вопрос о взаимо-
связи различных параметров циклов; например, правда ли, что
все долгоживущие виды начинают размножаться поздно? Такие
проблемы должны рассматриваться с учетом эволюционного
процесса. Необходимо выяснить, может ли естественный отбор
благоприятствовать совместному проявлению определенных
черт жизненного цикла, а также их развитию в зависимости от
тех или иных особенностей местообитания.
Гл. 14. Многообразие жизненных циклов 7
Мы сформулируем ряд правил, предсказывающих, когда вы-
годны определенные особенности циклов. Необходимо, однако,
сознавать, что эти правила связаны с ограничениями: наличие
одной черты может лимитировать возможный диапазон разви-
тия другой, а общая морфология организма — рамки проявле-
ния всех их. Самое большее, что может сделать естественный
отбор, — благоприятствовать жизненному циклу, лучше всего
(но не «идеально») приспособленному к разнообразным и часто
противоречащим друг другу требованиям окружающей организм
среды.
Конечно, жизненный цикл не фиксирован жестко. Генотип
определяет пределы, в которых возможна его индивидуальная
изменчивость: любой цикл пластичен и зависит от взаимодейст-
вия наследственности организма со средой его обитания. Таким
образом, рассматривая экологическое значение жизненных цик-
лов, мы сталкиваемся как с результатами эволюции, так и с пу-
тями их взаимодействия с современным окружением. Кроме
того, иногда важно учитывать развитие этих взаимодействий.
Изучая цикл какого-то однолетнего растения, например, можно
видеть, что вид характеризуется (генотипически) некоторой
плодовитостью, ее снижением во время засухи (пластичность)
и наследственным контролем этого снижения (некоторые виды
сокращают при засухе число семян, а другие уменьшают их раз-
меры, сохраняя прежнее количество).
Важно также сознавать, что изучение типов жизненных цик-
лов связано обычно с относительными, а не абсолютными вели-
чинами. Мы не в состоянии ответить, почему отдельная яще-
рица достигает половой зрелости через семь месяцев и отклады-
вает восемь яиц массой 10 г каждое. Однако можно попытаться
объяснить, почему яйца данного вида мельче или крупнее, чем
у другого, почему его половая зрелость наступает быстрее или
медленнее или почему он образует восемь яиц по 10 г, в то вре-
мя как родственный вид — четыре яйца по 20 г. Следовательно,
исследования жизненных циклов связаны с применением таких
понятий, как «больше», «дольше», «крупнее» и т. д. Когда мы
говорим, что слон большой, то имеем в виду, что он крупнее
многих других животных. Если же пытаться объяснить, почему
он большой, удастся в лучшем случае объяснить, почему он не
мельче (или не крупнее).
Наконец, может возникнуть вопрос о смысле поиска «типов»
жизненного цикла. Согласно Саутвуду (Southwood, 1977), это
своего рода попытка создать экологический эквивалент Перио-
дической системы элементов. Для химика XVIII в. «...каждый
факт должен был открываться и запоминаться независимо от
других». Сходная судьба ожидает и экологов, если им не удаст-
ся выявить, хотя бы в общих чертах, некие повторяющиеся за-
кономерности в том, как организмы проживают свои жизни.
8 Ч. 3. Два небольших обзора
14.2. Компоненты жизненных циклов
и их потенциальные преимущества
Чтобы выделять разные типы жизненных циклов, необходимо
прежде всего выявить различные их компоненты и понять свя-
занные с этими компонентами преимущества.
14.2.1. Размеры
Размеры особи, вероятно, наиболее очевидная характери-
стика жизненного цикла организма. Они неодинаковы у разных
таксонов, популяций и внутри одной популяции. Как показано
в гл. 4, этот признак особенно изменчив у форм с «модульным»
строением.
просов, которые в принципе могли бы быть затронуты и ранее,
но такая отсрочка сделана исключительно для пользы дела.
В гл. 14 мы рассматриваем закономерности в жизненных цик-
лах, или «жизненных стратегиях», организмов, в то время как
гл. 15 касается различий в их обилии. Таким образом, это в из-
вестном смысле краткие обзоры двух уровней экологической
иерархии — отдельных особей (гл. 14) и популяций (гл. 15).
Обе главы помещены именно в этой части книги потому, что
для понимания рассматриваемых в них вопросов требуется
знание материала, изложенного ранее. Гл. 14 показывает, что
жизненный цикл организма часто отражает условия среды его
обитания, включающей и многие другие организмы, с которы-
ми он взаимодействует. Аналогичным образом численность
вида отражает по существу комбинированные эффекты множе-
ства взаимодействий его с окружающими факторами. Поэтому
для понимания этих взаимосвязей сначала необходимо обсудить
каждую из них в отдельности. Таким образом, ч. 1 и 2 можно
рассматривать как необходимое вступление к гл. 14 и 15.
Несмотря на эти аргументы, настоящий раздел, к сожале-
нию, явно нарушает логику изложения, идущего от особи к по-
пуляции, затем к их взаимодействиям и организации сообществ.
С другой стороны, можно только радоваться, что такое нару-
шение последовательности — единственное, поскольку ни один
аспект экологии нельзя досконально понять, не обратившись
ко всем прочим — в обе стороны по иерархической лестнице.
Например, в самом начале книги мы рассмотрели индивидуаль-
ные реакции организмов на среду. Но каждая из них служит ос-
новой взаимодействия особи с другими организмами и образо-
вания сообщества. В то же время на саму реакцию сильно
влияют окружающие организмы, а также физическая и биоло-
гическая структуры сообщества. Таким образом, любое «логи-
ческое» построение книги будет искусственным. Экологию пра-
вильнее понимать как многомерную совокупность тем, развет-
вляющихся во всех направлениях. В этой части мы собираем
вместе некоторые из ее ответвлений, нарушая равномерное
продвижение вверх по иерархической лестнице.
Глава 14
Многообразие жизненных циклов
14.1. Введение
Что такое жизненный цикл? — Типы жизненных циклов отра-
жают определенные правила и ограничения. — Жизненные цик-
лы отражают генотип, среду и их взаимодействие. — Изучение
жизненных циклов основано на сравнительных, а не абсолют-
ных величинах.
В большинстве музеев естественной истории представлены
коллекции половозрелых организмов, как будто обо всем разно-
образии живого можно судить лишь по одной этой стадии в он-
тогенезе каждого из видов. Однако такого «характерного» эта-
па в природе нет. Чтобы представить организм в истинном све-
те, необходимо рассмотреть весь жизненный цикл. Последний
включает особенности роста, дифференцировки, накопления за-
пасов, и особенно размножения, в разные периоды онтогенеза.
У разных видов неодинакова продолжительность фаз роста и
дифференцировки, предшествующих размножению; само оно
может быть одно- или многократным, более или менее совпа-
дающим с окончанием роста или идущим одновременно с увели-
чением размеров особи. Попытка объяснения сходства и разли-
чия жизненных циклов — один из важнейших аспектов
современной экологии.
Каждый цикл, по крайней мере до некоторой степени, уника-
лен. Поэтому в данной главе мы обсудим способы их классифи-
кации и сравнения. Поиск основных типов жизненных циклов
включает прежде всего разработку наиболее эффективных спо-
собов их описания. Только после этого можно выявлять корре-
ляции между их параметрами и особенностями среды, в которой
они протекают. Нас также будет интересовать вопрос о взаимо-
связи различных параметров циклов; например, правда ли, что
все долгоживущие виды начинают размножаться поздно? Такие
проблемы должны рассматриваться с учетом эволюционного
процесса. Необходимо выяснить, может ли естественный отбор
благоприятствовать совместному проявлению определенных
черт жизненного цикла, а также их развитию в зависимости от
тех или иных особенностей местообитания.
Гл. 14. Многообразие жизненных циклов 7
Мы сформулируем ряд правил, предсказывающих, когда вы-
годны определенные особенности циклов. Необходимо, однако,
сознавать, что эти правила связаны с ограничениями: наличие
одной черты может лимитировать возможный диапазон разви-
тия другой, а общая морфология организма — рамки проявле-
ния всех их. Самое большее, что может сделать естественный
отбор, — благоприятствовать жизненному циклу, лучше всего
(но не «идеально») приспособленному к разнообразным и часто
противоречащим друг другу требованиям окружающей организм
среды.
Конечно, жизненный цикл не фиксирован жестко. Генотип
определяет пределы, в которых возможна его индивидуальная
изменчивость: любой цикл пластичен и зависит от взаимодейст-
вия наследственности организма со средой его обитания. Таким
образом, рассматривая экологическое значение жизненных цик-
лов, мы сталкиваемся как с результатами эволюции, так и с пу-
тями их взаимодействия с современным окружением. Кроме
того, иногда важно учитывать развитие этих взаимодействий.
Изучая цикл какого-то однолетнего растения, например, можно
видеть, что вид характеризуется (генотипически) некоторой
плодовитостью, ее снижением во время засухи (пластичность)
и наследственным контролем этого снижения (некоторые виды
сокращают при засухе число семян, а другие уменьшают их раз-
меры, сохраняя прежнее количество).
Важно также сознавать, что изучение типов жизненных цик-
лов связано обычно с относительными, а не абсолютными вели-
чинами. Мы не в состоянии ответить, почему отдельная яще-
рица достигает половой зрелости через семь месяцев и отклады-
вает восемь яиц массой 10 г каждое. Однако можно попытаться
объяснить, почему яйца данного вида мельче или крупнее, чем
у другого, почему его половая зрелость наступает быстрее или
медленнее или почему он образует восемь яиц по 10 г, в то вре-
мя как родственный вид — четыре яйца по 20 г. Следовательно,
исследования жизненных циклов связаны с применением таких
понятий, как «больше», «дольше», «крупнее» и т. д. Когда мы
говорим, что слон большой, то имеем в виду, что он крупнее
многих других животных. Если же пытаться объяснить, почему
он большой, удастся в лучшем случае объяснить, почему он не
мельче (или не крупнее).
Наконец, может возникнуть вопрос о смысле поиска «типов»
жизненного цикла. Согласно Саутвуду (Southwood, 1977), это
своего рода попытка создать экологический эквивалент Перио-
дической системы элементов. Для химика XVIII в. «...каждый
факт должен был открываться и запоминаться независимо от
других». Сходная судьба ожидает и экологов, если им не удаст-
ся выявить, хотя бы в общих чертах, некие повторяющиеся за-
кономерности в том, как организмы проживают свои жизни.
8 Ч. 3. Два небольших обзора
14.2. Компоненты жизненных циклов
и их потенциальные преимущества
Чтобы выделять разные типы жизненных циклов, необходимо
прежде всего выявить различные их компоненты и понять свя-
занные с этими компонентами преимущества.
14.2.1. Размеры
Размеры особи, вероятно, наиболее очевидная характери-
стика жизненного цикла организма. Они неодинаковы у разных
таксонов, популяций и внутри одной популяции. Как показано
в гл. 4, этот признак особенно изменчив у форм с «модульным»
строением.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Вперед >>