www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ ЧАСТЬ 3

8.1.2. Полиморфизм1 популяции
человека
Биологи выделяют несколько подвидов человека — расы:
европеоидная, австрало-негроидная, монголоидная и аме-
риканоидная (американские индейцы).
Ряд исследователей разделяют австрало-негроидную расу
на две: австралийскую и негроидную. Каждая из рас представляет
собой морфофизиологический (структурно-функциональный)
тип человека. Расы человека характеризуются определенным
телосложением, биохимической конституцией (т. е.
гормональным статусом, уровнем артериального давления, активностью
ферментов), предрасположенностью или устойчивостью
к определенным болезням, преобладанием некоторых
психологических черт. Психофизиологический тип человека
иногда называют конституцией. В каждой расе существует несколько
типов конституций, при этом частота их встречаемости
в известной мере связана с экологическими условиями проживания
конкретной расы.
8.1.3. Среда обитания человека
Среду обитания человека так же, как и любого живого
организма, можно подразделить на несколько условных типов:
• информационная среда, которую можно считать фильтратом
внешних впечатлений, поступающих в мозг, которые
зависят от видовых особенностей рецепторов, т. е.
1 Полиморфизм (от греч. polymorphe — многообразный) — наличие
в пределах одного вида резко отличных по облику особей, не имеющих
переходных форм; частный случай — половой диморфизм.
320 Глава 8. ЧЕЛОВЕК В БИОСФЕРЕ
органов чувств. Для человека понятие информационной
среды усложняется по сравнению с животными на несколько
порядков в связи с наличием большого количества
видео- и словесной информации, т. е. того, что мы
называем культурной средой;
• минимальная среда, т. е. наличие тех необходимых ресурсов,
без которых невозможна сама жизнь;
• физиологическая среда жизни, т. е. минимальная среда
плюс наличие условий обеспечения некоторых более
сложных потребностей, которое человек, как и любой
другой живой организм, получает из среды. Это, например,
не просто питание, а полноценное питание или
обеспечение потребности в движении и многое подобное;
• экологическая среда или непосредственная среда жизни
(среда обитания каждого человека или группы людей)
— самое широкое понятие. Она зависит от многообразных
экологических связей с окружающими организмами,
как непосредственно обеспечивающими потребности
людей, так и с другими организмами Земли.
Таким образом,
II экологическая среда — это вся природная среда.
В свою очередь среда жизни каждого отдельного человека,
окружающая его как в природных экосистемах, так и в условиях
городского или сельского существования, также подразделяется
на несколько видов:
• собственно природная среда, т. е. те природные экосистемы,
в которых живет данная группа людей. Этот вид
среды имеет свойство самоподдержания и саморегуляции.
Человек ощущает энергетическое состояние среды,
т. е. наличие определенных климатических условий,
электромагнитных полей, атмосферные условия, водную
компоненту среды, ландшафт, облик и состав биологического
окружения. Кроме того, он находится под
властью биологических ритмов, так или иначе связанных
не только с общебиосферными, но и с космическими
циклами;
• агротехническая среда: сельскохозяйственные угодья,
культурные ландшафты, зеленые насаждения, постройки,
бульвары, сады и т. п. Этот вид среды требует усилий
человека по ее поддержанию, ибо это полуискусст-
8.1. Экология человека 321
венные агроэкосистемы. В городах и на производстве
люди окружены полностью искусственной средой.
Внутреннее пространство жилищ и производственных
помещений, транспорт, культурно-архитектурная среда,
среда вещей и прочее полностью созданы человеком
и не могут без него существовать;
• социальная среда, в которой живет человек, его культурно-
психологическое окружение, социум и та часть
информационной среды, которая по своему происхождению
связана с культурой, а не с природой.
Социальная среда вырастает из биологической среды (сообщество,
этнос, семья и т. п.), но не может быть сведена к ней.
Таким образом, социальная среда жизни человека — это следующий
уровень организации живой материи. С позиций самого
человека качество жизни и качество среды определяются
его базовыми потребностями. Однако с позиций природы качество
жизни человечества, включая возможность его выживания,
помимо прочего определяется возможностями природы
(т. е. биосферы), в том числе саморегуляции под воздействием
антропогенных факторов, к которым относятся перенаселение
(демографический взрыв), антропогенное загрязнение биосферы,
а также исчерпание ее ресурсов.
8.1.4. Биологические потребности
человека
Потребности человека делятся на несколько групп:
• элементарные потребности: пища, одежда, жилище,
воздух,вода;
• вторичные потребности в конкретных вещах и условиях
при возможности их выбора;
• псевдопотребности, т.е. потребности в предметах роскоши
и следовании каким-то привычкам.
Различают также базовые и важнейшие биологические потребности
человека, а также псевдопотребности.
Базовые биологические потребности. К ним, помимо пищи,
воздуха, воды, одежды и жилища, можно отнести более
сложные, но необходимые для человека условия:
• безопасность;
• тепловой, акустический, электромагнитный комфорт;
• состав воздуха, не приводящий к физиологическим или
генетическим аномалиям и неприятным ощущениям;
11 Экология
322 Глава 8. ЧЕЛОВЕК В БИОСФЕРЕ
• питьевая вода, не только не загрязненная и не угрожающая
здоровью, но и приятная на вкус;
• сбалансированность питания, включая калорийность
пищи, обеспечивающей энергетические потребности человеческого
организма, а также наличие незаменимых
элементов пищи, таких, как незаменимые аминокислоты,
витамины, жиры, белки, углеводы;
• определенные вкусовые характеристики пищи и ее безвредность,
т. е. экологическая чистота;
• продолжение рода и получение сексуального удовлетворения.
Важнейшие биологические потребности. К ним относятся:
• полноценный сон и отдых, т.е. релаксация;
• защита от заболеваний и антропогенных загрязнений;
• пространственный комфорт (определенное место в пространстве
для каждого человеческого существа —
жизнь без переуплотнения);
• комфорт природной (биогенной) среды, причем необходима
именно та природная среда, к которой исторически
адаптирована данная группа людей;
• ландшафтная природная среда (определенная высота
над уровнем моря, наличие или отсутствие определенных
ветров, диапазон колебаний температуры и влажности
атмосферного воздуха и т. п.);
• подвижность и труд (гиподинамия — одна из базовых
причин многих типичных болезней городского населения);
• информация, необходимая для здоровья и развития
мозга (причем немаловажны и объем, и качество этой
информации);
• биолого-социальный климат, т. е. определенное положение
в иерархической структуре общества.
К естественным, эволюционно сложившимся потребностям
относят и потребность в сопереживании, т. е. одной из
эмоциональных основ поведения человека в социуме, а также
наличие индивидуального участка в труде и жизни.
Из перечисленных потребностей видно, что многие из них
на первый взгляд кажутся присущими лишь человеку, но на
самом деле являются биологически обоснованными и эволюционно
сложившимися. Поэтому они свойственны не только
человеку, но и другим живым существам, особенно высшим
животным, родственным человеку.
8.1. Экология человека 323
Осознание своих истинных потребностей очень важно для
человека, ибо в соответствии с ним человек выстраивает свою
субъективную систему ценностей. Когда эти ценности, а также
представления об успехе в жизни и о комфорте опираются на
естественные потребности и стремление к их реализации, тогда
гарантирован успех не только в социальной, но и в личной
жизни: ощущение счастья, комфорта и т. д.
Псевдопотребности. Если биологические потребности не
реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например,
в агрессии или лидерстве путем агрессии, либо в предметах
роскоши. Подобная псевдокомпенсация в конечном сче:
те ведет не только к асоциальному поведению человека, но
также и к нарушению многих экологических законов, т. е.
правил поведения человека в природе.
В физиологическом плане потребности человека и возможность
их реализации тесно связаны с эмоциями, а эмоции в
свою очередь являются очень важной составляющей мыслительного
процесса — интеллектуальной деятельности человека.
Эмоциональные мотивации нашей деятельности способствуют
успеху обучения, запоминания, повышению работоспособности
как физической, так и интеллектуальной.