ЭКОЛОГИЯ ЧАСТЬ 3
Основы экологического права 459
• кризисная (зона чрезвычайной экологической ситуации);
• катастрофическая (зона экологического бедствия).
Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС»
(ст. 57) выделяет два вида зон, отличающихся от иных территорий
экологически неблагополучной ситуацией:
• э к о л о г и ч е с к о г о б е д с т в и я ;
• ч р е з в ы ч а й н ы х с и т у а ц и й .
Признаки территорий, по которым можно отнести экологически
неблагополучную территорию к тому или иному типу
зон, приведены в табл. 10.1.
Таблица 10.1
Классификационные признаки экологического
неблагополучия территорий
Объект, подвергшийся
изменению
Окружающая
среда
Здоровье населения
Естественные
экосистемы
Признаки неблагополучия территории
чрезвычайной ситуации
(кризисное состояние)
Устойчивые негативные
изменения
Угроза здоровью
Устойчивые негативные
изменения (снижение
видового разнообразия,
исчезновение
отдельных видов организмов,
нарушение генофонда)
экологического бедствия
(катастрофическое
состояние)
Глубокие необратимые
изменения
Существенное ухудшение
здоровья
Разрушение естественных
экосистем (нарушение
природного
равновесия, деградация
флоры и фауны,
потеря генофонда)
Таким образом, при схожести современных определений
этих территорий (зон) основное различие между ними заключается
в следующем: в зоне чрезвычайной ситуации имеет место
надвигающаяся угроза бедствия, тогда как в зоне экологического
бедствия — уже свершившееся бедствие. Установить такое
различие на практике достаточно непросто.
В обоих случаях имеется в виду, что воздействие антропогенных
факторов происходит длительно и хронически (не менее
года). Оценка экологического состояния проводится в соответствии
с «фоном», в качестве которого принимается отно-
4 6 0 Глава 10. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
сительно удовлетворительное, благополучное экологическое
состояние (условная норма) в регионе.
С позиции права важно, что экологически неблагополучная
территория — это участок территории, на котором состояние
ОС соответствует законодательно установленным критериям,
свидетельствующим о необходимости принятия мер по
восстановлению благоприятного состояния ОС. Порядок объявления
и установления режима зон экологического бедствия
установлен действующим законодательством о зонах экологического
бедствия, а защита ОС в зонах чрезвычайных ситуаций
— Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера».
10.1.7. Особенности правового
режима природных ресурсов
Особая роль в удовлетворении потребностей человека
принадлежит таким природным ресурсам, как земли, воды,
атмосферный воздух, растительный и животный мир. Этим
предопределен специфический подход к правовой защите таких
ресурсов, а также к особенностям регулирования их использования.
Правовая охрана атмосферного воздуха. Как никакой
другой природный ресурс, атмосферный воздух образует единую
среду жизни на планете, «не признавая» политических
границ, и законодательное регулирование его использования
возможно лишь в очень малой степени.
Атмосферный воздух из-за своих физических свойств не
может быть индивидуализирован для того, чтобы стать объектом
права собственности. Однако любое государство пользуется
исключительным правом на использование атмосферы
в пределах своего воздушного пространства. В соответствии со
ст. 1 Воздушного кодекса РФ от 19.03.97 № 60-ФЗ наша страна
«обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении
воздушного пространства РФ», т. е. пространства над
территорией России, включая «воздушное пространство над
внутренними водами и территориальным морем». Верхняя физическая
граница действия законодательства определяется
возможным высотным пределом, который достигают самолеты
или иные летающие устройства.
10.1. Основы экологического права 461
Озоновый слой — самостоятельный объект охраны ОС, что
отмечено в 1977 г. в «Мировом плане действий по озоновому
слою» UNDP. Охрана озонового слоя атмосферы обеспечивается
посредством регулирования производства и использования
веществ, разрушающих озоновый слой (ст. 54 Федерального
закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС»).
Государственное регулирование выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу производится путем установления следующих
нормативов выбросов:
• технический (технологический) норматив — «норматив
допустимых выбросов веществ или микроорганизмов,
который устанавливается для стационарных,
передвижных и иных источников, технологических
процессов, оборудования и отражает допустимую массу
выброса веществ или микроорганизмов в ОС в расчете
на единицу выпускаемой продукции» (мощности, пробега
транспортных средств и т. п.);
• норматив допустимого выброса — норматив выброса
вещества (в том числе радиоактивного) или микроорганизмов
для стационарного, передвижного и иного
источника, работающего в установленном режиме,
с учетом технических (технологических) нормативов
выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха,
при соблюдении которого обеспечиваются нормативы
качества атмосферного воздуха и качества ОС1 в целом.
Государственное регулирование вредных физических воздействий
на атмосферный воздух осуществляется путем установления
нормативов допустимых физических воздействий.
Выбросы веществ в атмосферный воздух и физические воздействия
на него допускаются на основании разрешений, выдаваемых
в порядке, определенном законодательством.
Нормативы выбросов веществ и допустимых физических
воздействий, а также методы их определения пересматриваются
и совершенствуются по мере развития науки и техники
с учетом международных стандартов.
1 В соответствии с Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об
охране ОС» нормативы качества ОС — это такие ее физические, химические,
биологические и иные показатели, при соблюдении которых обеспечивается
благоприятная ОС, т. е. среда, качество которой создает условия
устойчивого функционирования естественных экосистем, природных
и природно-антропогенных объектов.
462 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
Особые требования предъявляют законодательства об охране
атмосферного воздуха к деятельности, которая может повлиять
на погоду и климат. Так, Федеральным законом от
04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране АВ» (ст. 16, п. 8) запрещена всякая
деятельность, которая «может привести к неблагоприятным
изменениям климата... наступлению необратимых последствий
для людей и ОС». Кроме того, в соответствии
со ст. 15, п. 7
запрещается выброс в атмосферный воздух веществ,
степень опасности которых для жизни и здоровья человека
и для окружающей среды не установлена.
Правовая охрана вод. Понятие «воды», используемое в юридической
теории и практике,
значительно отличается от общенаучных представлений о
воде как веществе, молекула которого состоит из атомов водорода
и кислорода. В соответствии с Водным кодексом от
16.11.95 № 167-ФЗ водами называется (ст. 1) «вся вода, находящаяся
в водных объектах», к которым относят «сосредоточения
вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах,
имеющие границы, объем и черты водного режима. Согласно
ст. 8—13 к водным объектам относятся поверхностные
(водоемы, водотоки, ледники и снежники) и подземные водные
объекты, внутренние морские воды, а также территориальное
море РФ.
Вода, изъятая из водных объектов (в жилых домах, используемая
в технологических процессах и т. п.), не входит
в сферу юрисдикции водного законодательства. Правовые отношения,
связанные с использованием такой воды, — сфера
действия гражданского, санитарного и иного законодательства
РФ.
Важное средство регулирования правовых отношений в
сфере охраны водных объектов — это бассейновые соглашения,
заключаемые между органами исполнительной власти
субъектов РФ, расположенными в пределах бассейна конкретного
водного объекта.
Водный кодекс РФ от 16.11.95 № 167-ФЗ разграничивает
виды водопользования. Критерием является применение сооружений,
технических средств и устройств при использовании
водных объектов: если они применяются, то это специальное
водопользование, а если нет — общее водопользование
(ст. 86). Случаи использования водных объектов для обеспечения
нужд обороны, транспорта, энергетических систем и иных
10.1. Основы экологического права 463
общегосударственных (или муниципальных) нужд выделены
в особое пользование (ст. 87).
Ограничение использования водных объектов допускается,
если это предусмотрено законодательством РФ и «в той
мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного
строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства,
охраны здоровья, окружающей среды, историко-культурного
наследия, прав и законных интересов других лиц»
(ст.
• кризисная (зона чрезвычайной экологической ситуации);
• катастрофическая (зона экологического бедствия).
Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС»
(ст. 57) выделяет два вида зон, отличающихся от иных территорий
экологически неблагополучной ситуацией:
• э к о л о г и ч е с к о г о б е д с т в и я ;
• ч р е з в ы ч а й н ы х с и т у а ц и й .
Признаки территорий, по которым можно отнести экологически
неблагополучную территорию к тому или иному типу
зон, приведены в табл. 10.1.
Таблица 10.1
Классификационные признаки экологического
неблагополучия территорий
Объект, подвергшийся
изменению
Окружающая
среда
Здоровье населения
Естественные
экосистемы
Признаки неблагополучия территории
чрезвычайной ситуации
(кризисное состояние)
Устойчивые негативные
изменения
Угроза здоровью
Устойчивые негативные
изменения (снижение
видового разнообразия,
исчезновение
отдельных видов организмов,
нарушение генофонда)
экологического бедствия
(катастрофическое
состояние)
Глубокие необратимые
изменения
Существенное ухудшение
здоровья
Разрушение естественных
экосистем (нарушение
природного
равновесия, деградация
флоры и фауны,
потеря генофонда)
Таким образом, при схожести современных определений
этих территорий (зон) основное различие между ними заключается
в следующем: в зоне чрезвычайной ситуации имеет место
надвигающаяся угроза бедствия, тогда как в зоне экологического
бедствия — уже свершившееся бедствие. Установить такое
различие на практике достаточно непросто.
В обоих случаях имеется в виду, что воздействие антропогенных
факторов происходит длительно и хронически (не менее
года). Оценка экологического состояния проводится в соответствии
с «фоном», в качестве которого принимается отно-
4 6 0 Глава 10. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
сительно удовлетворительное, благополучное экологическое
состояние (условная норма) в регионе.
С позиции права важно, что экологически неблагополучная
территория — это участок территории, на котором состояние
ОС соответствует законодательно установленным критериям,
свидетельствующим о необходимости принятия мер по
восстановлению благоприятного состояния ОС. Порядок объявления
и установления режима зон экологического бедствия
установлен действующим законодательством о зонах экологического
бедствия, а защита ОС в зонах чрезвычайных ситуаций
— Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера».
10.1.7. Особенности правового
режима природных ресурсов
Особая роль в удовлетворении потребностей человека
принадлежит таким природным ресурсам, как земли, воды,
атмосферный воздух, растительный и животный мир. Этим
предопределен специфический подход к правовой защите таких
ресурсов, а также к особенностям регулирования их использования.
Правовая охрана атмосферного воздуха. Как никакой
другой природный ресурс, атмосферный воздух образует единую
среду жизни на планете, «не признавая» политических
границ, и законодательное регулирование его использования
возможно лишь в очень малой степени.
Атмосферный воздух из-за своих физических свойств не
может быть индивидуализирован для того, чтобы стать объектом
права собственности. Однако любое государство пользуется
исключительным правом на использование атмосферы
в пределах своего воздушного пространства. В соответствии со
ст. 1 Воздушного кодекса РФ от 19.03.97 № 60-ФЗ наша страна
«обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении
воздушного пространства РФ», т. е. пространства над
территорией России, включая «воздушное пространство над
внутренними водами и территориальным морем». Верхняя физическая
граница действия законодательства определяется
возможным высотным пределом, который достигают самолеты
или иные летающие устройства.
10.1. Основы экологического права 461
Озоновый слой — самостоятельный объект охраны ОС, что
отмечено в 1977 г. в «Мировом плане действий по озоновому
слою» UNDP. Охрана озонового слоя атмосферы обеспечивается
посредством регулирования производства и использования
веществ, разрушающих озоновый слой (ст. 54 Федерального
закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС»).
Государственное регулирование выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу производится путем установления следующих
нормативов выбросов:
• технический (технологический) норматив — «норматив
допустимых выбросов веществ или микроорганизмов,
который устанавливается для стационарных,
передвижных и иных источников, технологических
процессов, оборудования и отражает допустимую массу
выброса веществ или микроорганизмов в ОС в расчете
на единицу выпускаемой продукции» (мощности, пробега
транспортных средств и т. п.);
• норматив допустимого выброса — норматив выброса
вещества (в том числе радиоактивного) или микроорганизмов
для стационарного, передвижного и иного
источника, работающего в установленном режиме,
с учетом технических (технологических) нормативов
выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха,
при соблюдении которого обеспечиваются нормативы
качества атмосферного воздуха и качества ОС1 в целом.
Государственное регулирование вредных физических воздействий
на атмосферный воздух осуществляется путем установления
нормативов допустимых физических воздействий.
Выбросы веществ в атмосферный воздух и физические воздействия
на него допускаются на основании разрешений, выдаваемых
в порядке, определенном законодательством.
Нормативы выбросов веществ и допустимых физических
воздействий, а также методы их определения пересматриваются
и совершенствуются по мере развития науки и техники
с учетом международных стандартов.
1 В соответствии с Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об
охране ОС» нормативы качества ОС — это такие ее физические, химические,
биологические и иные показатели, при соблюдении которых обеспечивается
благоприятная ОС, т. е. среда, качество которой создает условия
устойчивого функционирования естественных экосистем, природных
и природно-антропогенных объектов.
462 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
Особые требования предъявляют законодательства об охране
атмосферного воздуха к деятельности, которая может повлиять
на погоду и климат. Так, Федеральным законом от
04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране АВ» (ст. 16, п. 8) запрещена всякая
деятельность, которая «может привести к неблагоприятным
изменениям климата... наступлению необратимых последствий
для людей и ОС». Кроме того, в соответствии
со ст. 15, п. 7
запрещается выброс в атмосферный воздух веществ,
степень опасности которых для жизни и здоровья человека
и для окружающей среды не установлена.
Правовая охрана вод. Понятие «воды», используемое в юридической
теории и практике,
значительно отличается от общенаучных представлений о
воде как веществе, молекула которого состоит из атомов водорода
и кислорода. В соответствии с Водным кодексом от
16.11.95 № 167-ФЗ водами называется (ст. 1) «вся вода, находящаяся
в водных объектах», к которым относят «сосредоточения
вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах,
имеющие границы, объем и черты водного режима. Согласно
ст. 8—13 к водным объектам относятся поверхностные
(водоемы, водотоки, ледники и снежники) и подземные водные
объекты, внутренние морские воды, а также территориальное
море РФ.
Вода, изъятая из водных объектов (в жилых домах, используемая
в технологических процессах и т. п.), не входит
в сферу юрисдикции водного законодательства. Правовые отношения,
связанные с использованием такой воды, — сфера
действия гражданского, санитарного и иного законодательства
РФ.
Важное средство регулирования правовых отношений в
сфере охраны водных объектов — это бассейновые соглашения,
заключаемые между органами исполнительной власти
субъектов РФ, расположенными в пределах бассейна конкретного
водного объекта.
Водный кодекс РФ от 16.11.95 № 167-ФЗ разграничивает
виды водопользования. Критерием является применение сооружений,
технических средств и устройств при использовании
водных объектов: если они применяются, то это специальное
водопользование, а если нет — общее водопользование
(ст. 86). Случаи использования водных объектов для обеспечения
нужд обороны, транспорта, энергетических систем и иных
10.1. Основы экологического права 463
общегосударственных (или муниципальных) нужд выделены
в особое пользование (ст. 87).
Ограничение использования водных объектов допускается,
если это предусмотрено законодательством РФ и «в той
мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного
строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства,
охраны здоровья, окружающей среды, историко-культурного
наследия, прав и законных интересов других лиц»
(ст.