www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 1


Экологическое сознание, как и сознание вообще, имеет много форм и проявлений, поэтому различны подходы к его рассмотрению и изучению. Так, можно рассматривать экологическое сознание как генерализованную форму осознания потребностей человека, источников их удовлетворения и способов такого удовлетворения. По мере расширения возможностей человека удовлетворять свои потребности и увеличения числа самих потребностей эта форма на некоторых этапах развития экологического сознания постепенно выступает во все более замаскированном виде, но остается даже на высших этапах развития экологического сознания.
Вероятно, необходимо рассматривать экологическое сознание как реакцию на угрозу, как форму проявления психологического стресса с его элементами фрустрации. Исходя из положения, что многие виды взаимоотношений человека с объектами природы являются исходно конфликтными, например с позиций различных социальных групп, возможно рассматривать экологическое сознание, исходя из ряда положений конфликтологии. Большой интерес представляют трактовки экологического сознания с позиции когнитивного анализа, рассмотрение роли и места рефлексии в экологическом сознании. Вместе с тем, следует все-таки иметь в виду, что это, скорее, не разные подходы, а изучение различных сторон, различных составляющих экологического сознания.
Предлагаемая читателю книга является попыткой авторов рассмотреть круг указанных в этой главе вопросов и проблем экологического сознания. В то же время мы пытались найти ответ на главный вопрос: как должен использовать человек свои неограниченные возможности по преобразованию природы и бывает ли «совершенная экология»?
При написании работы мы столкнулись, к сожалению, с неизбежной трудностью не только в использовании необходимой терминологии, но и наличием иногда противоречивых определений того или иного термина. Главная сложность, вытекающая из диалектической сущности экологического сознания, состояла в том, чтобы, отразив эти противоречия, создать у читателя целостное представление об этом сознании, что не исключает появления при ознакомлении с работой иных, чем у авторов, позиций и мнений.


Глава 2
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ

Человек (индивид, популяция, этнос, человечество) постоянно находится в очень сложных взаимоотношениях с окружающей средой, которые предполагают с его стороны осуществление определенных действий, в результате чего устанавливается (или должен установиться) новый баланс между человеком и средой и между элементами этой среды. Этот баланс определяет во многом условия жизнедеятельности и работоспособности человека, а также сохранение и воспроизведение объектов среды и их параметров.
Эти взаимоотношения имеют многоуровневый характер. Взаимоотношения субъекта с природой не ограничиваются непосредственными контактами: выступая как личность, он включает в сферу своего сознания и отношения, не связанные с ним непосредственно и касающиеся других людей, составляющих вместе с ним какую-то общность. Эта общность может формироваться на уровне рода, племени, популяции, этноса, нации, государства и человечества в целом.
Общность может образовываться и по иным критериям, например по месту жительства (дом, улица, город и т. п.), профессиональным обязанностям (профессия и место в ней) и т. п. Сознание человека отражает всю эту сложную иерархию общности и, что особенно важно, отражает существующие противоречия между различными уровнями общности, создающие иногда конфликтную ситуацию.
Рассматривая природные факторы, определяющие взаимоотношения человека и среды, можно также выделить несколько типов взаимоотношений: человек и Земля (почва, атмосфера, вода, климат, ландшафт, минеральные ресурсы), человек и биосфера (флора и фауна), человек и техносфера (вся совокупность используемых человеком технических средств и предприятия, их производящие и обеспечивающие удовлетворение потребностей человека), человек - человек (общество и общественные группы, социальные условия, создаваемые при разных формах общественных отношений). Включение в понятийный аппарат экологических отношений связей «человек - \'человек» обычно упускается исследователями, хотя в ряде случаев, особенно на современном этапе развития, именно они во многом определяют стратегию и тактику отношения человека к природе, глубину его вмешательства в экологическую ситуацию. Изучая историю, можно заметить, что развитие экологического сознания в значительной мере зависело от характера и особенностей развития общественных отношений, поскольку именно они определяли формы и объем вмешательства человека в установившиеся природные отношения. Это положение и является главным в концепции ноосферы, в которой человеку принадлежит решающая роль.
Конечно, нельзя понимать экологическое сообщество как нечто постоянное и незыблемое, так как экологические связи и без вмешательства человека постоянно находятся в развитии, определяемом законами эволюции, но вмешательство человека в экосистему обычно приводит к катастрофе. Нельзя однозначно ответить, хорошо это или плохо, прежде всего потому, что в природе не существует понятий «хорошо» или «плохо» (к этому мы еще вернемся в главе 4).
Весь комплекс взаимодействующих с человеком природных факторов обычно называется средой обитания, а возникающие отношения человека с этими факторами - обитаемостью. Отражение этой ситуации в сознании человека и формирует то, что обозначено нами как экологическое сознание. Столь подробное перечисление различных факторов, участвующих в формировании экологической ситуации, было сделано для того, чтобы показать правомерность данного в главе 1 наиболее широкого определения экологического сознания.
Из приведенного определения следует, что в экологическом сознании существуют два основных аспекта или две составляющие единого целого. Первый - осознание вещного, предметного, материального мира, осознание отношений между объектами мира и второй - представление о месте и роли человека в этих связях. Именно второй аспект, определяющий антропоморфизм экологического сознания, отличает его от мировоззрения, хотя и мировоззрение также может быть антропоморфным.
Представление экологического сознания как понятийной системы может встретить некоторые возражения, так как, по мнению некоторых исследователей, в основе формирования отношения человека к природе лежат бессознательные процессы. Не отрицая возможности их участия, необходимо подчеркнуть, что экологическое сознание формируется на основе знания, полученного в результате активного и пассивного опыта общения с объектами внешнего мира, анализа как ситуаций, так и результатов прогнозирования. В то же время многие стороны экологического сознания не вербализуются и появляются в виде того или иного чувства или даже действия, которое выглядит как бессознательное.
Понятия в экологическом сознании формируют единую систему, обладающую четкой структурой и имеющую определенную цель, которая в предельном виде формулируется как нахождение своего места в структуре природы. Взаимодействие понятий позволяет провести научный анализ того или иного явления или события во внешней среде или действия по отношению к объектам среды, осуществить их классификацию, т. е. найти место и в имеющейся структуре знаний. Именно суждения и умозаключения раскрывают связи, определяют их значимость, последствия вмешательства в эти связи и их оценку.
Определение экологического сознания связано с одним важным обстоятельством - выявлением возможности распространения на природу ряда концепций, вытекающих из характера и структуры общественных отношений. Направленное изменение связей, существующих в природе, все больше и больше становится подвластно человеку, который может использовать всю мощь современной техники, в том числе и для навязывания природе чуждых ей отношений, например таких, как главенство, приоритет, ценность и т. п.
Наличие таких возможностей нарушения экологического равновесия требует формирования в экологическом сознании решения о праве человека на такие воздействия. Включение в экологическое сознание категории права, а как показывает исторический опыт, эти категории присутствовали уже на ранних этапах сознания, является источником многих, иногда благоприятных, а иногда и катастрофических для природы и человека решений. В главе 5 мы постараемся более подробно рассмотреть проблему правовых отношений в экологическом сознании.
Данное нами определение экологического сознания позволяет сделать один очень важный для дальнейшего вывод: обязательными элементами экологического сознания является представление о себе самом как об одной из взаимодействующих сторон и преломление в сознании всех обнаруженных в природе отношений и связей через призму значимости их для субъекта.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях