www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 1

Система отношений предполагает их активный динамический характер.
Вдумчивый читатель легко может понять, что предлагаемая нами формулировка очень близка к определению такой области сознания, как мировоззрение. Мы сознательно пошли на это, так как рассматриваем экологическое сознание как один из базовых элементов мировоззрения. Очевидно, столь широкое определение экологического сознания предполагает необходимость формулирования ряда частных определений этого понятия в зависимости от того, какой аспект взаимоотношений человека с внешней средой рассматривается в данный момент. В ходе изложения различных вопросов, связанных с проблемами экологического сознания, его отдельных составляющих, мы будем использовать и несколько иные его определения.
Среди многочисленных видов и форм взаимодействия человека со средой выделяются два аспекта. Первый аспект - это влияние среды на человека, которое может изменить протекание его физиологических и психологических функций и процессов, а второй - влияние человека на среду и отражение этого влияния, его причин, форм и результатов в сознании человека, т. е. осознание антропогенного воздействия. Эти два аспекта формируют в экологическом сознании представление о месте человека в данной экологической системе - о его роли как активного или пассивного звена системы или же как субъекта, находящегося вне системы, независимого от нее и от последствий вмешательства в эту систему.
Первый аспект довольно много изучался и продолжает изучаться разными исследователями и, как правило, связан с выявлением особенностей изменения процессов и функций поведения, характера протекания трудовых процессов, приемов и навыков при воздействии некоторых природных или антропогенных факторов, превышающих обычно существующие по ряду параметров. Подробно было изучено влияние на человека высоких и низких температур, гипоксии, повышенного содержания в воздухе углекислого газа, окислов азота и примесей других промышленных газов. Исследовано действие ускорений, вибраций, различных видов электромагнитных излучений, шумов различной интенсивности и спектрального состава. Получены интересные данные по влиянию различного вида режимов - питьевого, пищевого, светового и т. п.
Этому аспекту посвящено довольно большое количество литературы, в которой, правда, доминирует физиологическое направление, связанное с изучением возможностей появления патологических процессов и их динамики. Анализируя работы, относящиеся к теме «экология человека», можно увидеть, что они развивают направление, также связанное с экологической физиологией. Собственно психологических исследований значительно меньше, и они в основном содержат данные по изменению некоторых психологических функций или процессов под влиянием того или иного фактора или в том или ином регионе, т. е. работы типа «влияние пребывания в условиях высокогорья на оперативную память человека». Буквально единичные работы посвящены попытке какого-либо обобщения, стремлению создать нечто вроде «психологии экстремальности».
Многие исследования по этой проблеме посвящены влиянию какого-либо одного фактора на функциональное состояние человека. Они оказались чрезвычайно важными для расшифровки и понимания механизмов действия фактора на организм, для выяснения места данного фактора в суммарном эффекте влияния природных условий.
Исследования, выполненные в лабораторных условиях, позволили создать ряд достоверных моделей, раскрывающих звенья сложнейшей системы «человек - природный фактор».
Однако изолированное действие какого-либо фактора среды встречается в реальных условиях крайне редко, так как обычно на человека действует комплекс взаимодействующих факторов, которые образуют экологическую систему. Их совместное действие на человека, как правило, обозначается или региональным, или профессиональным термином. Так, говорят, например, о человеке в условиях аридной зоны, высокогорья, условиях Арктики или Антарктики, влажных тропиков и т. п. Там, где особенности труда накладываются на фон природных факторов, говорят о труде летчика, моряка, работника нефтеперерабатывающих заводов и т. п. Обычно в таких исследованиях при региональном подходе выделяют какой-либо один или несколько наиболее значительных факторов, а остальные рассматривают как некий фон, на котором происходит действие главных факторов.
Исследуя состояние и деятельность человека в условиях аридной зоны, ученые принимали в качестве ведущего фактора действие высокой температуры. Позднее начали изучать человека при взаимодействии двух факторов - высокой температуры и состояния водного баланса, изучалось взаимодействие трех факторов, где к двум основным присоединялся ветер, и т. д.
При профессиональном подходе использовалась такая же методология, но ведущим фактором было какое-то звено, связанное с профессиональной деятельностью, например перегрузки, возникающие у летчиков при ускорении, токсическое действие кислорода или азота - у водолазов, высокие температуры окружающей среды - у работников так называемых «горячих цехов», например, в сталелитейной промышленности.
В последнее время большое внимание уделяется такому фактору, как катастрофа, независимо от того, с каким физическим явлением она связана и имеет ли она природный или антропогенный характер. Это привело к появлению в психологии специального раздела, посвященного проблемам психических реакций человека, ожидающего, переживающего или пережившего катастрофу.
Полученные во многих исследованиях данные позволили выйти на более широкий уровень обобщений, найти и описать те элементы в физиологических, психологических и поведенческих реакциях, которые присутствуют во всех видах взаимодействия человека с внешней средой, независимо от числа и природы действующих факторов. Ничего необычного в таком обобщении нет, в биологических науках довольно четко прослеживается линия Декарта - Спенсера - Сеченова, предполагающая наличие одного системообразующего механизма, на базе которого формируются самые различные структуры. В последнее время эта позиция получила довольно значимое подкрепление в виде ряда положений синергетики.
Представляется, что существуют две основные составляющие такого обобщенного ответа: одна - формирование в сознании человека образа воздействия, его значимости, последствий его взаимодействия с человеком и возможных ответных действий и вторая - формирование на основе этого образа функционального состояния, обеспечивающего соответствующие действия человека, которые необходимо предпринять в ответ на действие фактора.
Конечно, здесь возможно появление многочисленных частных видов ответа, зависящих от многих параметров воздействующего фактора: его физической природы, интенсивности и длительности действия, прерывистости, фронта нарастания, химических и информационных особенностей и т. п., а также от исходного функционального состояния человека, его тренированности, опыта, средств искусственной защиты, но все эти особенности имеют одну инвариантную основу. Этой инвариантной основе посвящена специальная глава нашей книги, но уже здесь следует сказать, что такой обобщенный ответ обусловлен свойственным живым структурам механизмом адаптации.
Формирование в сознании человека образа воздействия является очень сложным процессом и не всегда может быть изучено посторонним наблюдателем. Трудности такого изучения связаны с тем, что этот образ не всегда существует в вербализованной форме, в зависимости от целого ряда условий он может быть ложным или замаскированным посторонними, не имеющими отношения к сущности ситуации факторами. Обычно формируется какой-либо один из двух типов эмоциональной окраски образов: образ угрозы, предполагающий возможность разрушительного действия на человека или на общество, и образ соответствия, наличие которого благоприятствует условиям жизни и деятельности отдельного человека или человечества в целом.
Формирование адекватного функционального состояния также может иметь множество вариантов. Так, возможны различные степени адекватности, которая всегда имеет частный характер: состояние, адекватное для протекания одного процесса, может быть совершенно неадекватным для другого, параллельно протекающего процесса.
Однако существенно главное: эти два элемента ответа всегда присутствуют при взаимодействии человека со средой и всегда являются составной частью экологического сознания. В одних случаях они четко вырисовываются в сознании в виде концепции, на основе которой строятся планы и структура поведения, в других - находятся где-то на периферии невербализованного сознания и поведение человека определяется репродуктивными реакциями, основанными главным образом на общих закономерностях реагирования человека в стохастическом мире, в частности формирования ответа на событие, свершение которого имеет наибольшую вероятность.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях