ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 1
Паскаля, основателя теории вероятностей, бросить занятия математикой, были сомнения по поводу установленного им самим закона независимости результата от прошлых событий - одного из основных законов математической логики.
Генетическое ли это свойство или отголосок простых житейских правил «ожидать худшего» и «сколько бы веревочке не виться» - сказать трудно, но наличие большого числа людей, играющих в рулетку, позволяет склониться в пользу первого предположения.
Таким образом, можно считать, что вовлечение сигнала в когнитивный процесс зависит от физических параметров этого сигнала (вида материи, интенсивности, времени действия, фазового сдвига, длительности), вероятности его появления, характера связей, прежде всего причинно-следственных, места в ожидаемой логической последовательности и степени знакомства с ним, проявляющегося в его субъективной значимости.
Большую роль в организации мышления играют такие свойства сознания, как внимание, произвольное и непроизвольное, и его характеристики: концентрация, распределенность, переключаемость, организованность, устойчивость и т. п. Внимание в общей психологии считают важнейшей активационной характеристикой психики, обеспечивающей один из механизмов регуляции сознания и деятельности. Рассматривая проблемы экологического сознания, мы будем под вниманием понимать способность поддерживать какой-либо объект, явление или процесс в фокусе сознания, закрывая одновременно вход в него другим объектам, не связанным с изучаемым или наблюдаемым явлением. Внимание обеспечивает отражение в сознании характеристик объекта природы, их временной динамики и тех наглядных отношений, которые связывают этот объект с другими явлениями. Конечно, в широком смысле понятие внимания не обязательно связано с сознанием, оно может быть реализацией инстинкта или еще более низкоорганизованных нервных процессов, которые обеспечивают поисковое или контрольное сторожевое поведение. Это доказывается тем, что практически на всех этажах живой природы, начиная от растений и кончая млекопитающими, существуют различные приспособления для привлечения внимания, отпугивания или ускользания, защиты от внимания. Аромат или яркая окраска цветов предназначены для привлечения внимания насекомых, специальные железы у скунса - для отпугивания животного-врага, а пятнистая окраска оленя скрывает его в лесу. Говоря о роли внимания в когнитивных процессах, мы должны его рассматривать как начальный процесс изучения того или иного явления природы с целью его идентификации, если явление известно, или для формирования нового знания хотя бы в виде образа.
Непроизвольное внимание направлено на все, что выделяется, отличается от фона, оно позволяет ответить на вопрос, заслуживает ли это дальнейшего изучения. Первоосновой непроизвольного внимания, вероятно, был сторожевой рефлекс, позволяющий идентифицировать угрозу, опасность.
При положительном ответе на вопрос о желательности или необходимости изучения объекта или процесса, попавшего в поле непроизвольного внимания, оно переходит в произвольное, избирательное внимание, которое позволяет получить все характеристики объекта внимания, способствующие формированию его образа и нахождению его места в ассоциативном поле сознания.
Для экологического сознания большое значение имеет поисковое избирательное внимание, при котором происходит сравнение сформированного в оперативной памяти образа, эталона, паттерна с объектами внешнего мира, информация о которых поступает с сенсорного входа. Обычно такое поисковое внимание не оперирует полным набором признаков, идентифицирующих объект, а опирается на какую-то одну, максимум две характеристики. Если есть совпадение по этим характеристикам, в сознании активизируются другие признаки. Например, человек, собирающий грибы или ягоды, хорошо знает, что сам поиск ведется по признаку гриба или ягоды вообще (по признаку шляпки или округлости), и, лишь обнаружив этот признак, грибник начинает его идентифицировать по другим признакам, определяя, белый ли это гриб или поганка. Таким образом можно принять положение о том, что внимание открывает сознание для информации, поступающей с сенсорного входа и, в свою очередь, изменяет его характеристики, обеспечивающие вход в сознание того или иного образа внешней среды.
В одной из глав мы вернемся к проблеме внимания несколько с другой стороны, рассматривая его как средство манипулирования личным или общественным сознанием в целях проведения какой-либо акции, в том числе и для организации экологического движения, т. е. использование того известного факта, который заложен в идее рекламы.
Как правило, процессы внимания взаимодействуют с памятью, особенно когда речь идет об избирательном, осознанном, поисковом внимании.
Для экологического сознания сохраняют значение все особенности памяти, которые характерны для сознания вообще. Пожалуй, некоторым отличием является несколько повышенное значение образной памяти для формирования взаимоотношений с конкретными объектами биоценоза, хотя для теории (согласно Г.Келли) характерно такое же взаимодействие наглядно-образной и абстрактно-логической, ассоциативной памяти, как и для других проявлений сознания. Так, понятие «слон» всегда проявляется в наглядно-образной форме, как и при более абстрактном понятии «хоботные», но в конструкте «слон» понятие резьбы по слоновой кости чаще появляется уже в абстрактно-логической форме. Кроме того, особенностью памяти в экологическом сознании является то, что в ней значительно ярче и на более долгий период запечатлеваются события, имеющие характер катастрофы в личном или глобальном плане.
Можно указать еще на одну особенность памяти в экологическом сознании: запечатлеваемые и воспроизводимые образы природы всегда имеют определенную эмоциональную окраску, как правило, такую, какая сформировалась во время первого контакта человека с этим объектом. Интересно, что ловкие гадатели и толкователи сновидений используют это свойство памяти в экологическом сознании, привлекая распространенные штампы ассоциативной памяти.
Следует сказать, что очень сложная и важная проблема ассоциативной памяти, в общем хорошо изученная применительно к общим аспектам сознания, почти не разработана для экологической памяти, хотя имеется ряд особенностей, свойственных только экологическому сознанию. Так, в ней более часто появляются ассоциации типа «предмет-действие», но реже - «предмет-часть предмета», чаще встречаются ассоциации по месту, но реже -причинно-следственные ассоциации. Не занимаясь этим специально, но анализируя литературу, в которой приведены результаты ассоциативного эксперимента, мы не встретили ни одного примера ассоциации, связанной с заботой о природе, хотя ассоциаций потребления предостаточно (правда, анализировались данные 1880-1914 гг., когда даже термина защиты природы, вероятно, не существовало).
Взаимодействие всех этих процессов приводит к тому, что когнитивные механизмы сознания формируют в нем модель ситуации, в которую включены «я» и его действия, внешний мир и его действия по отношению к человеку, а также его связи с другими элементами мира. Такой образ и есть не что иное, как конструкт. Вид и характер конструкта определяется, помимо перечисленных выше факторов, особенностями мышления субъекта. Эмоциональные процессы осуществляют оценку этого образа, благодаря чему формируется очень важное для экологического сознания субъективно-личностное отношение к этому образу, его значимость, даже если этот образ не является предметным. Оценка значимости формируется как комплексная, интегральная оценка учета значимости образа: угрозы, источника удовлетворения потребности, объекта заботы, повода к действию.
Для творческого, продуктивного мышления очень важным оказывается еще один аспект значимости - возможность использования этого образа, конструкта как исходной позиции дальнейших абстрактных преобразований с целью выхода на теорию и получения новых знаний.
Использование термина «теория» часто пугает неподготовленного читателя, считающего, что это что-то чрезвычайно сложное, доступное лишь избранным интеллектуалам. Однако это совсем не так. Мы создаем и отбрасываем теории в нашей повседневной жизни постоянно. Самой простой теорией является обобщение, т. е. объединение каких-либо объектов по выбранному признаку или признакам. Строго говоря, формирование понятия - это тоже теоретическое обобщение.
При оценке ситуации включаются такие активные формы мышления, как рассуждения, разграничения и, как результат оценки, осуществляется выбор деятельности, выбор поведения. Для экологического сознания современного человека очень характерным является то, что образ «я», согласно взглядам Ж.
Генетическое ли это свойство или отголосок простых житейских правил «ожидать худшего» и «сколько бы веревочке не виться» - сказать трудно, но наличие большого числа людей, играющих в рулетку, позволяет склониться в пользу первого предположения.
Таким образом, можно считать, что вовлечение сигнала в когнитивный процесс зависит от физических параметров этого сигнала (вида материи, интенсивности, времени действия, фазового сдвига, длительности), вероятности его появления, характера связей, прежде всего причинно-следственных, места в ожидаемой логической последовательности и степени знакомства с ним, проявляющегося в его субъективной значимости.
Большую роль в организации мышления играют такие свойства сознания, как внимание, произвольное и непроизвольное, и его характеристики: концентрация, распределенность, переключаемость, организованность, устойчивость и т. п. Внимание в общей психологии считают важнейшей активационной характеристикой психики, обеспечивающей один из механизмов регуляции сознания и деятельности. Рассматривая проблемы экологического сознания, мы будем под вниманием понимать способность поддерживать какой-либо объект, явление или процесс в фокусе сознания, закрывая одновременно вход в него другим объектам, не связанным с изучаемым или наблюдаемым явлением. Внимание обеспечивает отражение в сознании характеристик объекта природы, их временной динамики и тех наглядных отношений, которые связывают этот объект с другими явлениями. Конечно, в широком смысле понятие внимания не обязательно связано с сознанием, оно может быть реализацией инстинкта или еще более низкоорганизованных нервных процессов, которые обеспечивают поисковое или контрольное сторожевое поведение. Это доказывается тем, что практически на всех этажах живой природы, начиная от растений и кончая млекопитающими, существуют различные приспособления для привлечения внимания, отпугивания или ускользания, защиты от внимания. Аромат или яркая окраска цветов предназначены для привлечения внимания насекомых, специальные железы у скунса - для отпугивания животного-врага, а пятнистая окраска оленя скрывает его в лесу. Говоря о роли внимания в когнитивных процессах, мы должны его рассматривать как начальный процесс изучения того или иного явления природы с целью его идентификации, если явление известно, или для формирования нового знания хотя бы в виде образа.
Непроизвольное внимание направлено на все, что выделяется, отличается от фона, оно позволяет ответить на вопрос, заслуживает ли это дальнейшего изучения. Первоосновой непроизвольного внимания, вероятно, был сторожевой рефлекс, позволяющий идентифицировать угрозу, опасность.
При положительном ответе на вопрос о желательности или необходимости изучения объекта или процесса, попавшего в поле непроизвольного внимания, оно переходит в произвольное, избирательное внимание, которое позволяет получить все характеристики объекта внимания, способствующие формированию его образа и нахождению его места в ассоциативном поле сознания.
Для экологического сознания большое значение имеет поисковое избирательное внимание, при котором происходит сравнение сформированного в оперативной памяти образа, эталона, паттерна с объектами внешнего мира, информация о которых поступает с сенсорного входа. Обычно такое поисковое внимание не оперирует полным набором признаков, идентифицирующих объект, а опирается на какую-то одну, максимум две характеристики. Если есть совпадение по этим характеристикам, в сознании активизируются другие признаки. Например, человек, собирающий грибы или ягоды, хорошо знает, что сам поиск ведется по признаку гриба или ягоды вообще (по признаку шляпки или округлости), и, лишь обнаружив этот признак, грибник начинает его идентифицировать по другим признакам, определяя, белый ли это гриб или поганка. Таким образом можно принять положение о том, что внимание открывает сознание для информации, поступающей с сенсорного входа и, в свою очередь, изменяет его характеристики, обеспечивающие вход в сознание того или иного образа внешней среды.
В одной из глав мы вернемся к проблеме внимания несколько с другой стороны, рассматривая его как средство манипулирования личным или общественным сознанием в целях проведения какой-либо акции, в том числе и для организации экологического движения, т. е. использование того известного факта, который заложен в идее рекламы.
Как правило, процессы внимания взаимодействуют с памятью, особенно когда речь идет об избирательном, осознанном, поисковом внимании.
Для экологического сознания сохраняют значение все особенности памяти, которые характерны для сознания вообще. Пожалуй, некоторым отличием является несколько повышенное значение образной памяти для формирования взаимоотношений с конкретными объектами биоценоза, хотя для теории (согласно Г.Келли) характерно такое же взаимодействие наглядно-образной и абстрактно-логической, ассоциативной памяти, как и для других проявлений сознания. Так, понятие «слон» всегда проявляется в наглядно-образной форме, как и при более абстрактном понятии «хоботные», но в конструкте «слон» понятие резьбы по слоновой кости чаще появляется уже в абстрактно-логической форме. Кроме того, особенностью памяти в экологическом сознании является то, что в ней значительно ярче и на более долгий период запечатлеваются события, имеющие характер катастрофы в личном или глобальном плане.
Можно указать еще на одну особенность памяти в экологическом сознании: запечатлеваемые и воспроизводимые образы природы всегда имеют определенную эмоциональную окраску, как правило, такую, какая сформировалась во время первого контакта человека с этим объектом. Интересно, что ловкие гадатели и толкователи сновидений используют это свойство памяти в экологическом сознании, привлекая распространенные штампы ассоциативной памяти.
Следует сказать, что очень сложная и важная проблема ассоциативной памяти, в общем хорошо изученная применительно к общим аспектам сознания, почти не разработана для экологической памяти, хотя имеется ряд особенностей, свойственных только экологическому сознанию. Так, в ней более часто появляются ассоциации типа «предмет-действие», но реже - «предмет-часть предмета», чаще встречаются ассоциации по месту, но реже -причинно-следственные ассоциации. Не занимаясь этим специально, но анализируя литературу, в которой приведены результаты ассоциативного эксперимента, мы не встретили ни одного примера ассоциации, связанной с заботой о природе, хотя ассоциаций потребления предостаточно (правда, анализировались данные 1880-1914 гг., когда даже термина защиты природы, вероятно, не существовало).
Взаимодействие всех этих процессов приводит к тому, что когнитивные механизмы сознания формируют в нем модель ситуации, в которую включены «я» и его действия, внешний мир и его действия по отношению к человеку, а также его связи с другими элементами мира. Такой образ и есть не что иное, как конструкт. Вид и характер конструкта определяется, помимо перечисленных выше факторов, особенностями мышления субъекта. Эмоциональные процессы осуществляют оценку этого образа, благодаря чему формируется очень важное для экологического сознания субъективно-личностное отношение к этому образу, его значимость, даже если этот образ не является предметным. Оценка значимости формируется как комплексная, интегральная оценка учета значимости образа: угрозы, источника удовлетворения потребности, объекта заботы, повода к действию.
Для творческого, продуктивного мышления очень важным оказывается еще один аспект значимости - возможность использования этого образа, конструкта как исходной позиции дальнейших абстрактных преобразований с целью выхода на теорию и получения новых знаний.
Использование термина «теория» часто пугает неподготовленного читателя, считающего, что это что-то чрезвычайно сложное, доступное лишь избранным интеллектуалам. Однако это совсем не так. Мы создаем и отбрасываем теории в нашей повседневной жизни постоянно. Самой простой теорией является обобщение, т. е. объединение каких-либо объектов по выбранному признаку или признакам. Строго говоря, формирование понятия - это тоже теоретическое обобщение.
При оценке ситуации включаются такие активные формы мышления, как рассуждения, разграничения и, как результат оценки, осуществляется выбор деятельности, выбор поведения. Для экологического сознания современного человека очень характерным является то, что образ «я», согласно взглядам Ж.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях