ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 1
п.
Ребенок ломает игрушки, пытается залезть рукой в глаз или нос матери и т. п., но эти действия лишь познание мира. Поэтому трудно согласиться с представлением о том, что бессознательный вандализм, наблюдаемый в более позднем возрасте, является как бы остатком этой формы детского поведения.
Из эволюционной психологии известно, что сформированное на раннем этапе развития человеческого общества индивидуальное и коллективное сознание уже четко разделяет враждебные и дружественные с позиций антропоцентризма силы природы. Важно при этом преобладание представления о враждебности природы как целого, что, как мы уже говорили, отражается в мифологическом сознании. Персоналии мифов, олицетворяющие различные явления природы, как правило, враждебны и опасны для человека. Особенно ярко это выражено в славянской мифологии - лешие, банники, водяные, русалки, кикиморы и т. п.
Противостоящие человеку силы природы в таком сознании активно восстают против попыток человека побороть природу. В этом отношении очень показателен миф о Прометее, наказанном богами за то, что принес огонь в дар человеку.
Более того, даже немногочисленные добрые силы человеку все время приходится подкупать, настраивать на положительное отношение, принося им жертвы и вознося молитвы. Взаимоотношение благоприятных и неблагоприятных для человека объектов и явлений природы с наделением их некоторыми нравственными началами, пожалуй, наиболее четко сформулировано в китайской философии в виде совокупности начал «инь» и «ян», в равной мере относящихся и к природе человека.
Поэтому можно согласиться с предположением, что проявление бессмысленного вандализма в отношении природных объектов есть в какой-то мере остаток первоначального агрессивного ответа на действие реально враждебных сил природы.
Направленные агрессивные действия против объектов природы знаменуют самоутверждение человека, его победу над силами природы вообще, не только враждебной, его претензии на господство перед природой и преодоление первичного чувства беспомощности перед внешним миром. Беспомощность, согласно некоторым представлениям (M.Salegman, 1946), есть не что иное, как проявление когнитивно-эмоционального дефицита, который возникает как следствие ожидания сомнительного, непредсказуемого, но неизбежного наказания. Реакция на беспомощность выражается в объяснительных стилях как способе атрибуции ситуации. При бессознательном вандализме все «вредоносные» характеристики природы приписываются объекту, который может наказать, и направленные против него агрессивные действия являются способом избежать наказание, т. е. наказания субъекта наказания.
Однако этим, по нашему мнению, не ограничивается перечень причин бессмысленного вандализма. Возможно, что часть таких поступков обусловлена другой особенностью генетической памяти, заложенной еще в эпоху собирательства или даже раньше. Ограниченность пищевых ресурсов человека, находящегося в орде или племени и вынужденного отдавать некоторую долю добытой им пищи на общественные нужды, приводила к необходимости поиска новых, ранее неизвестных источников пищи и поэтому к исследованию всех попадающих на глаза объектов живого и растительного мира не только на предмет опасности, но и как объекта возможного потребления. Это позволяет предположить, что некоторые проявления бессмысленного вандализма являются отголосками древней тенденции собирательства.
Для их понимания следует напомнить положения, связанные с наличием такого психологического свойства, как агрессивность, и его проявлением в виде агрессии, т. е. применения силы для разрешения возникшего конфликта. Невозможность решения проблемы и очевидность конфликта порождают состояние фрустрации, при котором у человека доминирует чувство безысходности из-за невозможности достижения намеченной цели или нескольких целей.
Одним из способов выхода из состояния фрустрации, возникающего в случае конфликта, являются смена объекта, с которым возник конфликт, и осуществление агрессивных действий по отношению к новому объекту, который как бы занимает место первичного.
В процессе реализации таких агрессивных действий возникает процесс катарсиса, снимающего фрустрацию. Этот тип агрессивных действий носит название смещенной агрессии.
В социальной психологии известны примеры такой смещенной агрессии. Неприятности по службе, вызванные конфликтом с руководством или коллективом, могут быть перенесены или на людей, стоящих ступенями ниже по служебной иерархической лестнице, или же на членов семьи. Следует отметить, что практически всегда смещенная агрессия персонифицирована, т. е. выбирается конкретный объект агрессии.
При напряженности, возникшей в семейных отношениях, она может разрешиться для фрустрирующего субъекта переносом агрессии на родственников, детей и, что бывает очень часто, на животных. Выбор объекта агрессии определяется главным образом уверенностью в победе над этим объектом. Вспомним крыловское «у сильного всегда бессильный виноват». В исключительных случаях агрессия может быть направлена даже на самого себя, как это наблюдается при глубокой депрессии вследствие того или иного нервного расстройства.
Наиболее беззащитными в этом случае являются объекты природы, на которых человек, по образному выражению, «срывает злость». Рассматривая явления бессознательного вандализма у молодого поколения, следует признать, что в ряде случаев оно по рождается смещенной агрессией, связанной со взаимоотношениями с родителями. Можно отметить еще одно обстоятельство, играющее в юношеском возрасте, особенно у мальчишек, важную роль в появлении актов бессмысленного вандализма. Дело в том, что после первоначального детского периода подчинения своего поведения воле и указаниям родителей подросток стремится утвердиться как личность, противопоставляя себя родителям, учителям, взрослым вообще, которым он вынужден подчиняться. Наряду с противопоставлением возникает и необходимость доказать самому себе свою исключительность, т. е. самоутвердиться. Это может реализоваться в мальчишеских или юношеских мечтах и грезах, в которых он играет роль вымышленного героя - космонавта, сыщика и т. п., но может реализоваться в бессознательном вандализме в форме войны с растениями - воображаемыми врагами или даже в более значительных поступках. Так, одно время был очень распространен угон лошадей из конюшен совхозов или колхозов. Можно предполагать, что агрессивное поведение по отношению к природе у рокеров связано с приобретенным господством над мотоциклом и распространением этого чувства на все окружающие объекты.
Все это позволяет считать, что бессознательный вандализм в силу многих причин имеет различное происхождение. Проблема бессознательного вандализма интересна еще с одной точки зрения. Она связана с тем, что, казалось бы, закономерное и во многих отношениях правильное предположение о недопустимости особо агрессивных проявлений бессознательного вандализма и необходимости формирования в процессе экологического воспитания идеи о недопустимости таких действий во многих случаях оказывается сомнительным.
Проблема заключается в том, что возникающая в результате описанных выше конфликтных ситуаций фрустрация является крайне нежелательным и очень опасным состоянием человека, она слишком дорого обходится самому человеку, у которого она появилась, и обществу, в котором находится фрустрирующий человек. Дело в том, что вовремя не ликвидированная фрустрация вызывает не только тяжелые формы нервно-психического расстройства, но и многие виды патологических состояний, например, пищеварительной системы. Уже давно была найдена такая связь неразрешенной фрустрации с гипертонией, инфарктом миокарда, язвенной болезнью желудка. Поэтому «цена» сшибленного палкой репейника или чертополоха будет несравненно ниже, чем «цена» социального конфликта или тяжелого заболевания.
Глава 5
КОНЦЕПЦИИ ПРАВА, МОРАЛИ.
ЭТИКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ
В экологии как науке, описывающей взаимоотношения в природе, преимущественно в биосфере, вообще отсутствуют сами понятия права, нравственности, морали, этики и близкие к ним. Это вполне понятно, так как в природе существуют детерминированные законы, исключающие какую-либо возможность иного взаимоотношения объектов.
Огонь сжигает деревья, и иного быть не может, так же как вода не может не растворять растворимые соли. Лев не может стать вегетарианцем и не убивать животных, жираф - не обгладывать деревья, поскольку такая необходимость действий генетически заложена у животных и их прекращение означало бы гибель.
В этом отношении интересны результаты экспериментов, проводившихся в лаборатории И.П.Павлова, в которых исследователь пытался выработать пищевой условный рефлекс на болевой раздражитель.
Ребенок ломает игрушки, пытается залезть рукой в глаз или нос матери и т. п., но эти действия лишь познание мира. Поэтому трудно согласиться с представлением о том, что бессознательный вандализм, наблюдаемый в более позднем возрасте, является как бы остатком этой формы детского поведения.
Из эволюционной психологии известно, что сформированное на раннем этапе развития человеческого общества индивидуальное и коллективное сознание уже четко разделяет враждебные и дружественные с позиций антропоцентризма силы природы. Важно при этом преобладание представления о враждебности природы как целого, что, как мы уже говорили, отражается в мифологическом сознании. Персоналии мифов, олицетворяющие различные явления природы, как правило, враждебны и опасны для человека. Особенно ярко это выражено в славянской мифологии - лешие, банники, водяные, русалки, кикиморы и т. п.
Противостоящие человеку силы природы в таком сознании активно восстают против попыток человека побороть природу. В этом отношении очень показателен миф о Прометее, наказанном богами за то, что принес огонь в дар человеку.
Более того, даже немногочисленные добрые силы человеку все время приходится подкупать, настраивать на положительное отношение, принося им жертвы и вознося молитвы. Взаимоотношение благоприятных и неблагоприятных для человека объектов и явлений природы с наделением их некоторыми нравственными началами, пожалуй, наиболее четко сформулировано в китайской философии в виде совокупности начал «инь» и «ян», в равной мере относящихся и к природе человека.
Поэтому можно согласиться с предположением, что проявление бессмысленного вандализма в отношении природных объектов есть в какой-то мере остаток первоначального агрессивного ответа на действие реально враждебных сил природы.
Направленные агрессивные действия против объектов природы знаменуют самоутверждение человека, его победу над силами природы вообще, не только враждебной, его претензии на господство перед природой и преодоление первичного чувства беспомощности перед внешним миром. Беспомощность, согласно некоторым представлениям (M.Salegman, 1946), есть не что иное, как проявление когнитивно-эмоционального дефицита, который возникает как следствие ожидания сомнительного, непредсказуемого, но неизбежного наказания. Реакция на беспомощность выражается в объяснительных стилях как способе атрибуции ситуации. При бессознательном вандализме все «вредоносные» характеристики природы приписываются объекту, который может наказать, и направленные против него агрессивные действия являются способом избежать наказание, т. е. наказания субъекта наказания.
Однако этим, по нашему мнению, не ограничивается перечень причин бессмысленного вандализма. Возможно, что часть таких поступков обусловлена другой особенностью генетической памяти, заложенной еще в эпоху собирательства или даже раньше. Ограниченность пищевых ресурсов человека, находящегося в орде или племени и вынужденного отдавать некоторую долю добытой им пищи на общественные нужды, приводила к необходимости поиска новых, ранее неизвестных источников пищи и поэтому к исследованию всех попадающих на глаза объектов живого и растительного мира не только на предмет опасности, но и как объекта возможного потребления. Это позволяет предположить, что некоторые проявления бессмысленного вандализма являются отголосками древней тенденции собирательства.
Для их понимания следует напомнить положения, связанные с наличием такого психологического свойства, как агрессивность, и его проявлением в виде агрессии, т. е. применения силы для разрешения возникшего конфликта. Невозможность решения проблемы и очевидность конфликта порождают состояние фрустрации, при котором у человека доминирует чувство безысходности из-за невозможности достижения намеченной цели или нескольких целей.
Одним из способов выхода из состояния фрустрации, возникающего в случае конфликта, являются смена объекта, с которым возник конфликт, и осуществление агрессивных действий по отношению к новому объекту, который как бы занимает место первичного.
В процессе реализации таких агрессивных действий возникает процесс катарсиса, снимающего фрустрацию. Этот тип агрессивных действий носит название смещенной агрессии.
В социальной психологии известны примеры такой смещенной агрессии. Неприятности по службе, вызванные конфликтом с руководством или коллективом, могут быть перенесены или на людей, стоящих ступенями ниже по служебной иерархической лестнице, или же на членов семьи. Следует отметить, что практически всегда смещенная агрессия персонифицирована, т. е. выбирается конкретный объект агрессии.
При напряженности, возникшей в семейных отношениях, она может разрешиться для фрустрирующего субъекта переносом агрессии на родственников, детей и, что бывает очень часто, на животных. Выбор объекта агрессии определяется главным образом уверенностью в победе над этим объектом. Вспомним крыловское «у сильного всегда бессильный виноват». В исключительных случаях агрессия может быть направлена даже на самого себя, как это наблюдается при глубокой депрессии вследствие того или иного нервного расстройства.
Наиболее беззащитными в этом случае являются объекты природы, на которых человек, по образному выражению, «срывает злость». Рассматривая явления бессознательного вандализма у молодого поколения, следует признать, что в ряде случаев оно по рождается смещенной агрессией, связанной со взаимоотношениями с родителями. Можно отметить еще одно обстоятельство, играющее в юношеском возрасте, особенно у мальчишек, важную роль в появлении актов бессмысленного вандализма. Дело в том, что после первоначального детского периода подчинения своего поведения воле и указаниям родителей подросток стремится утвердиться как личность, противопоставляя себя родителям, учителям, взрослым вообще, которым он вынужден подчиняться. Наряду с противопоставлением возникает и необходимость доказать самому себе свою исключительность, т. е. самоутвердиться. Это может реализоваться в мальчишеских или юношеских мечтах и грезах, в которых он играет роль вымышленного героя - космонавта, сыщика и т. п., но может реализоваться в бессознательном вандализме в форме войны с растениями - воображаемыми врагами или даже в более значительных поступках. Так, одно время был очень распространен угон лошадей из конюшен совхозов или колхозов. Можно предполагать, что агрессивное поведение по отношению к природе у рокеров связано с приобретенным господством над мотоциклом и распространением этого чувства на все окружающие объекты.
Все это позволяет считать, что бессознательный вандализм в силу многих причин имеет различное происхождение. Проблема бессознательного вандализма интересна еще с одной точки зрения. Она связана с тем, что, казалось бы, закономерное и во многих отношениях правильное предположение о недопустимости особо агрессивных проявлений бессознательного вандализма и необходимости формирования в процессе экологического воспитания идеи о недопустимости таких действий во многих случаях оказывается сомнительным.
Проблема заключается в том, что возникающая в результате описанных выше конфликтных ситуаций фрустрация является крайне нежелательным и очень опасным состоянием человека, она слишком дорого обходится самому человеку, у которого она появилась, и обществу, в котором находится фрустрирующий человек. Дело в том, что вовремя не ликвидированная фрустрация вызывает не только тяжелые формы нервно-психического расстройства, но и многие виды патологических состояний, например, пищеварительной системы. Уже давно была найдена такая связь неразрешенной фрустрации с гипертонией, инфарктом миокарда, язвенной болезнью желудка. Поэтому «цена» сшибленного палкой репейника или чертополоха будет несравненно ниже, чем «цена» социального конфликта или тяжелого заболевания.
Глава 5
КОНЦЕПЦИИ ПРАВА, МОРАЛИ.
ЭТИКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ
В экологии как науке, описывающей взаимоотношения в природе, преимущественно в биосфере, вообще отсутствуют сами понятия права, нравственности, морали, этики и близкие к ним. Это вполне понятно, так как в природе существуют детерминированные законы, исключающие какую-либо возможность иного взаимоотношения объектов.
Огонь сжигает деревья, и иного быть не может, так же как вода не может не растворять растворимые соли. Лев не может стать вегетарианцем и не убивать животных, жираф - не обгладывать деревья, поскольку такая необходимость действий генетически заложена у животных и их прекращение означало бы гибель.
В этом отношении интересны результаты экспериментов, проводившихся в лаборатории И.П.Павлова, в которых исследователь пытался выработать пищевой условный рефлекс на болевой раздражитель.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях