www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 1

Нам кажется, что удельный вес этих эмоций в экологическом сознании невелик, оно по своей сути является вещным, предметным. Мы уже говорили, что ряд идей, например идеи добра и зла, привлекаются в экологическое сознание со стороны, это навязывание природе чуждых ей дефиниций.
Отчетливо видно, что эмоции второго и третьего уровней отражают личность, т. е. это эмоции, в которых проявляется личность. Речь идет не об эмоциональности как свойстве личности, а именно об эмоциях с их конкретным оценочным содержанием. Социальная обусловленность многих эмоций становится ярко выраженной, когда рассматривается их понятийный мир: долг, мораль, патриотизм, гордость, мировоззрение, идеология, нежность, сопереживание. Наиболее четко это отражено в работах К.Левина и представителей французской школы конфликтной теории эмоций, однако это, как мы только что говорили, относится не ко всем эмоциям второго уровня.
Оценочная функция эмоций неразрывно связана с другой их функцией - организующей. Обычно о ней мало говорят, лишь иногда упоминают о регулирующей или дезорганизующей роли эмоций. В самом общем виде под организующей функцией эмоций следует понимать ее роль в формировании адекватного ответа на воздействие среды или в формировании необходимого воздействия на среду. Участие эмоций в таком ответе обусловлено, конечно, тем, что организуется соответствующее функциональное состояние, обеспечивающее деятельность человека. Однако не это главное. Основная роль эмоции в организации деятельности заключается в формировании концептуальной модели внешней среды, вернее, концептуальной модели системы «личность («Я») - внешний мир», отличающейся от реальной тем, что целевая функция через переживание заставляет эмоцию играть роль нелинейного усилителя. Согласно этой концептуальной модели, формируются планы и программы поведения и осуществляется деятельность как экспрессивный результат эмоции.
В экологическом сознании организующая роль эмоций проявляется как в личностном плане, обуславливая отношение к природе и ее проявлениям, так и в общественном, поскольку именно эмоции до сих пор являются основой различных общественных экологических движений, они (а не идеология) объединяют массы.
Большое влияние эмоция оказывает на выбор генерального направления деятельности и структуру этой деятельности - в этом также проявляется ее организующая роль.
Таким образом, все изложенное нами позволяет сделать важный вывод, что не вегетативный компонент является точным отражением и показателем эмоции, а организация деятельности и характер ее протекания. Это касается не только эмоций третьего, но и более низких уровней.
Связь эмоции и концептуальной модели окружающей среды позволяет выделить несколько типичных ситуаций. Одна из них возникает в случае близости концептуальной модели с реальной картиной мира. В этом случае особенно ярко проявляется мобилизующая роль эмоций, обеспечивающая оптимальный путь достижения цели.
Другая ситуация возникает, когда имеется расхождение реальности и концептуальной модели. Здесь могут возникнуть положительные эмоции, направленные на получение необходимого результата путем максимизации деятельности или на пересмотр модели, но чаще появляются отрицательные эмоции, отражающие бессилие человека перед возникшей ситуацией, неуверенность в своих возможностях.
Отрицательные эмоции возникают тогда, когда концептуальная модель переоценивает сложность возникшей проблемы или недооценивает возможности личности, как это наблюдается при высоком уровне тревожности. Состояние фрустрации всегда сопровождается целым комплексом отрицательных эмоций.
Интересна для анализа ситуация, когда концептуальная модель строится или на основании прошлого опыта, или прогнозируемого будущего.
Модели, основанные на опыте прошлого, базируются на аналогиях, при этом обязательно учитывается не только личный опыт, но и коллективный опыт человечества, усвоенный в процессе обучения и воспитания. Расхождение такой модели с действительностью обуславливает появление большего числа отрицательных эмоций с более глубокой их выраженностью. Это происходит, вероятно, потому, что произошла ошибка не только личности, но и всего человечества, а человек как бы перекладывает эту ошибку на свои плечи.
Модели, сформированные на основе предсказанного будущего, также основаны на освоении опыта прошлого и настоящего. Мышление, как процесс реализации проблемной ситуации, всегда включает своего рода ориентацию на будущее. Эмоции, связанные с реализацией модели, основанной на прогнозе, зависят от успешности этой реализации.
Имеется еще одна ситуация, при которой сформированная концептуальная модель указывает на невозможность решения проблемы, стоящей перед человеком, с помощью соответствующих усилий. В этих случаях возникают эмоции, направленные на увеличение роли коммуникации между членами коллектива, группы, что позволяет заменить опору на себя опорой на коллектив.
А.А. Алдашева описала три формы поведения людей их взаимодействии с природными факторами во время пребывания в условиях высокогорья и при зимовке в Антарктиде. Один тип поведения характеризуется резкой мобилизацией эмоциональной сферы, направленной на физиологические и поведенческие составляющие осуществляемой деятельности, это эмоциональный тип адаптивного поведения. Второй связан с опорой на коллектив и перестройкой своего поведения по образцу, заимствованному у большинства членов коллектива, - коммуникативный тип поведения. Третий, обозначенный как когнитивный, характеризуется обрывом связей с коллективом и усиленным поиском собственного решения проблемы. Эти три типа поведения в одной и той же экологической ситуации сопровождаются соответствующими эмоциями, различными у каждого типа. А.А. Алдашева обнаружила, что для всех трех форм поведения эмоции, связанные с выполнением служебной деятельности, существенно облегчали приспособление к суровым экологическим условиям.
Укажем на ситуацию, когда в экологическом сознании одновременно возникают две и больше концептуальные модели одной и той же ситуации. Этот вариант был уже рассмотрен нами при описании конфликта. Все сказанное выше позволяет принять определение эмоции как реакции формирования концептуальной модели взаимоотношения человека с внешней средой, основанной на интегированной оценке этих взаимоотношений.
Помимо оценочной и организующей функции эмоции несут еще функцию контроля за динамикой процессов взаимоотношений природы и человека, обеспечивая необходимый уровень активности деятельности, то включая дополнительные элементы в сформированную систему, то выключая ставшие излишними. Это позволяет подтвердить положение о постоянном присутствии эмоции во всех проявлениях личности, в том числе и в проявлениях экологического сознания.
Для понимания некоторых особенностей эмоций в экологическом сознании мы вынуждены вновь вернуться к проблеме его двойственности. Как указывалось, эта двойственность возникает вследствие того, что, с одной стороны, человек является частью природы и в процессе удовлетворения своих материальных потребностей вступает в сложные отношения с окружающей средой, которые с позиций человека характеризуются как отношения «конфликт-согласие», а объективно являются разрушителями структуры биогеоценоза, элементом которого является человек.
С другой стороны, в связи с увеличением возможностей воздействия на множество установившихся природных связей, что обусловлено технологическим прогрессом, человек дистанцируется от природы, принимая на себя функции регулятора или даже созидателя взаимоотношений не только между человеком и природой, но и между объектами природы. Эти две ипостаси человека и являются основной причиной двойственности экологического сознания.
Второй фактор двойственности - это двойственность человека как индивида и как члена и представителя социума, что находит свое отражение в тенденции формирования личности как сплава, согласия между противоречиями личного и общественного.
Наконец, третий фактор двойственности состоит из противоречия необходимости удовлетворения растущих потребностей и требования их ограничения.
Уже говорилось о полимотивационной природе сознания. Для экологического сознания характерным является именно диссоциация исходных позиций при формировании как мировоззренческих, так и житейских, чисто потребительских взглядов на природу, на окружающую среду.
Поэтому в экологическом сознании постоянно осуществляется поиск компромисса, поиск решения, которое обеспечило бы согласие между «хочу» и «должен», «мое» и «общественное», «сегодня» «завтра», «выгода» и «красота» и т.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях