ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 2
Значительно более интересен для психолога второй вариант, где полем развертывания конфликта является сознание, а игроками являются конфликтующие проявления сознания, такие как, например, требования и убеждения, личное и общественное, потребность и самоограничение, или, что бывает чаще всего, возникает конфликт ценностей, в том числе и идеологических. Борьбу и разрешение противоречий можно рассматривать как своеобразную рефлексивную игру, в которой участвуют различные ипостаси человека, выступающие как противники. Выше мы уже приводили примеры таких конфликтов, конфликтов не только добра и зла, но и конфликтов разных видов добра и разных видов зла. Важно то, что в процессе такой рефлексивной игры природа, ее объекты и процессы очеловечиваются и выступают противниками (или союзниками), наделенными сознанием.
Стратегия и тактика игры определяются действиями одной стороны и возможными действиями противника, т. е. сознание может временно переключиться и стать на позицию противника, решая за него стратегию игровой партии или очередной ход, прием или довод, который может использовать противник, определяя степень трагичности для него проигрыша, заинтересованность в выигрыше, преследуемые им цели, объем допустимых для него приемов и действий.
Если противником являются реальный человек (или группа), то сознание пытается выяснить, как его оценивает противник, как бы определяя свой рейтинг в глазах противника. В целях достижения успеха или минимизации проигрыша сознание может использовать в играх первого рода так называемое рефлексивное управление, т. е. попытку дать противнику основания для решений и действий, которые в итоге являются выгодными для первой стороны. Таким приемом может быть, например, дезинформация. Так, сторонники экологического движения в свое время сумели достичь значительных успехов в привлечении общественного внимания, гиперболизируя такие гипотетические, но вероятные ситуации, как возможность парникового эффекта, ядерной зимы и т. п. Эти приемы использовались не только в борьбе за овладение экологическим сознанием обывателя, но и в экологическом сознании ученых как логические пределы реальных последствий прогнозируемого экологического неблагополучия.
Другим приемом может быть так называемый рефлексивный прогноз, т. е. прогнозирование поведения противника. Этот прием часто используется в играх с природой. Очень интересным примером является его применение в иммунологии, особенно в химической иммунологии, где разработка, скажем, какого-либо нового антибиотика проводится с учетом возможного появления штаммов, устойчивых к антибиотику.
Можно указать и на так называемую рефлексивную защиту - четкое определение границ возможных уступок, определение того, что можно сделать предметом торга в поиске компромисса. В экологическом сознании, как индивидуальном, так и коллективном, рефлексивная защита осуществляется очень часто, что отражает общий принцип отношений разума и рассудка, интеллекта и технократического мышления, самоограничения и потребления. Готовность к уступкам - это проявление уважения к природе как активному партнеру в рефлексивной игре, у которого есть свои резоны, интересы и свои возможности выигрыша.
Использование рефлексивной защиты, вероятно, лежит в основе принципиально важного для решения экологических проблем процесса в сознании - процесса схизмогенеза (изменения норм поведения в результате прошлого взаимодействия субъектов конфликта). Так, в вечной борьбе медицины против мира патогенных микроорганизмов и вирусов происходит постоянное изменение поведения участников конфликта, отражающее прошлый опыт.
Рассматривая когнитивные аспекты экологического сознания, мы должны остановиться на таком важном понятии, как «предметное значение» в том его понимании, которое было дано В.Зинченко и Б.Величковским и использовано ими для расшифровки некоторых проблем памяти. Конечно, термин отражает антропоцентризм сознания, восприятие им окружающего мира и характеризует объект в его отношении к человеку с учетом опыта предшествующих отношений.
Еще К.Левин, подытоживая свой военный опыт (офицера, участника первой мировой войны), показал, как меняется военный ландшафт в зависимости от обстоятельств. Он установил, что восприятие среды и отношение к ней меняется с изменением смысла ситуации. Так, холм при обороне воспринимается как защита, укрытие, но тот же холм при наступлении превращается в досадную помеху. Приведем еще один придуманный, но очень показательный пример, заимствованный у английского юмориста Вудхауза: уныло тоскливый и сумрачный уличный пейзаж Лондона как отражение душевного состояния героя с переменой настроения превращается в радостный и солнечный, словно подыгрывающий этому измененному настроению. Иными словами, мы как бы приписываем природе себя, а себе природу, и значимость ситуации определяется особенностями этих взаимоотношений.
Осмысливание отношений с внешним миром обычно привязано к пространственным и временным координатам, хотя это относится только к предметному миру. Э.Толмен высказал предположение о том, что пространственные координаты отражаются в сознании в виде неких «когнитивных карт», топография которых включает, с одной стороны, опыт человека, опыт его зрительного и локомоторного восприятия, а, с другой стороны, обеспечивает узнавание и запоминание объекта. Таким образом, когнитивная карта пространства вначале усваивает объекты и их взаимное положение, на которое затем накладывается метрика пространства. Вероятно, что существует такая же когнитивная шкала времени.
Чрезвычайно интересное определение восприятия среды с учетом позиции человека дал известный психолог Дж.Гибсон, по мнению которого «воспринимать некоторый предмет - это значит воспринимать, как приблизиться к нему и что с ним можно сделать».
Заканчивая эту главу, нам представляется необходимым остановиться на изложении некоторых элементов концепции В.П.Зин-ченко, рассматривающей проблему соотношения души и мышления. В основу концепции была положена критика так называемого технократического мышления. По мнению В.П.Зинченко, технократическое мышление - «это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями. Технократическое мышление - это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства... Технократическое мышление руководствуется внешними по отношению к мысли, к мышлению, к науке, к человеку целями. Оно \"нетерпеливо и торопливо».
В.П.Зинченко считает, что «в основу человеческого мышления, в основу интеллекта должен быть положен смысл не в его потребительском понимании, а как рефлексивное познание своего места и своей роли в структуре мироздания. Когитальное «Я» всегда рефлексивно (М.К.Мамардашвили), оно мыслит смыслом или мыслями о смысле: \"Единство познания, чувства и воли и формирует то, что называется душой человека».
Мы привели эту концепцию В.П.Зинченко, чтобы подойти к очень важной проблеме интеллекта и его роли в экологическом сознании. Изучение когнитивных процессов и их роли в организации экологического сознания показывает, что они имеют очень важное значение, но нельзя поставить знак равенства между ними и сознанием. Здесь всегда присутствует нечто, что в психологии называется интеллектом. Понятие интеллекта одно из наиболее сложных, трудно дать также его определение, которое удовлетворяло бы всех.
Пожалуй, легче подойти к его пониманию, опираясь на приведенное выше противопоставление Разума и Мудрости с Рассудком.
Рассудок всегда ограничен, он отсекает все связи, кроме кон-кретики, и не может, решая проблему, подняться над ней, определить ее место в общей структуре отношений и связей. Интеллект идет обратным путем, он ищет глобальную проблему и, исходя из нее, находит конкретное решение. Для интеллекта любая ситуация - это ситуация, где решается проблема смысла бытия и своего места в этом бытии. Объем имеющихся знаний, познание законов природы сами по себе еще не определяют уровень интеллекта. Интеллект - это стиль мышления.
Столь длинное отступление было сделано нами потому, что именно интеллектуальное мышление, интеллект и определяют совершенство одного из видов экологического сознания. Конечно, обыденному, житейскому экологическому сознанию трудно принять и постичь даже несложные философские построения, поэтому особое значение приобретает экологическое воспитание.
Стратегия и тактика игры определяются действиями одной стороны и возможными действиями противника, т. е. сознание может временно переключиться и стать на позицию противника, решая за него стратегию игровой партии или очередной ход, прием или довод, который может использовать противник, определяя степень трагичности для него проигрыша, заинтересованность в выигрыше, преследуемые им цели, объем допустимых для него приемов и действий.
Если противником являются реальный человек (или группа), то сознание пытается выяснить, как его оценивает противник, как бы определяя свой рейтинг в глазах противника. В целях достижения успеха или минимизации проигрыша сознание может использовать в играх первого рода так называемое рефлексивное управление, т. е. попытку дать противнику основания для решений и действий, которые в итоге являются выгодными для первой стороны. Таким приемом может быть, например, дезинформация. Так, сторонники экологического движения в свое время сумели достичь значительных успехов в привлечении общественного внимания, гиперболизируя такие гипотетические, но вероятные ситуации, как возможность парникового эффекта, ядерной зимы и т. п. Эти приемы использовались не только в борьбе за овладение экологическим сознанием обывателя, но и в экологическом сознании ученых как логические пределы реальных последствий прогнозируемого экологического неблагополучия.
Другим приемом может быть так называемый рефлексивный прогноз, т. е. прогнозирование поведения противника. Этот прием часто используется в играх с природой. Очень интересным примером является его применение в иммунологии, особенно в химической иммунологии, где разработка, скажем, какого-либо нового антибиотика проводится с учетом возможного появления штаммов, устойчивых к антибиотику.
Можно указать и на так называемую рефлексивную защиту - четкое определение границ возможных уступок, определение того, что можно сделать предметом торга в поиске компромисса. В экологическом сознании, как индивидуальном, так и коллективном, рефлексивная защита осуществляется очень часто, что отражает общий принцип отношений разума и рассудка, интеллекта и технократического мышления, самоограничения и потребления. Готовность к уступкам - это проявление уважения к природе как активному партнеру в рефлексивной игре, у которого есть свои резоны, интересы и свои возможности выигрыша.
Использование рефлексивной защиты, вероятно, лежит в основе принципиально важного для решения экологических проблем процесса в сознании - процесса схизмогенеза (изменения норм поведения в результате прошлого взаимодействия субъектов конфликта). Так, в вечной борьбе медицины против мира патогенных микроорганизмов и вирусов происходит постоянное изменение поведения участников конфликта, отражающее прошлый опыт.
Рассматривая когнитивные аспекты экологического сознания, мы должны остановиться на таком важном понятии, как «предметное значение» в том его понимании, которое было дано В.Зинченко и Б.Величковским и использовано ими для расшифровки некоторых проблем памяти. Конечно, термин отражает антропоцентризм сознания, восприятие им окружающего мира и характеризует объект в его отношении к человеку с учетом опыта предшествующих отношений.
Еще К.Левин, подытоживая свой военный опыт (офицера, участника первой мировой войны), показал, как меняется военный ландшафт в зависимости от обстоятельств. Он установил, что восприятие среды и отношение к ней меняется с изменением смысла ситуации. Так, холм при обороне воспринимается как защита, укрытие, но тот же холм при наступлении превращается в досадную помеху. Приведем еще один придуманный, но очень показательный пример, заимствованный у английского юмориста Вудхауза: уныло тоскливый и сумрачный уличный пейзаж Лондона как отражение душевного состояния героя с переменой настроения превращается в радостный и солнечный, словно подыгрывающий этому измененному настроению. Иными словами, мы как бы приписываем природе себя, а себе природу, и значимость ситуации определяется особенностями этих взаимоотношений.
Осмысливание отношений с внешним миром обычно привязано к пространственным и временным координатам, хотя это относится только к предметному миру. Э.Толмен высказал предположение о том, что пространственные координаты отражаются в сознании в виде неких «когнитивных карт», топография которых включает, с одной стороны, опыт человека, опыт его зрительного и локомоторного восприятия, а, с другой стороны, обеспечивает узнавание и запоминание объекта. Таким образом, когнитивная карта пространства вначале усваивает объекты и их взаимное положение, на которое затем накладывается метрика пространства. Вероятно, что существует такая же когнитивная шкала времени.
Чрезвычайно интересное определение восприятия среды с учетом позиции человека дал известный психолог Дж.Гибсон, по мнению которого «воспринимать некоторый предмет - это значит воспринимать, как приблизиться к нему и что с ним можно сделать».
Заканчивая эту главу, нам представляется необходимым остановиться на изложении некоторых элементов концепции В.П.Зин-ченко, рассматривающей проблему соотношения души и мышления. В основу концепции была положена критика так называемого технократического мышления. По мнению В.П.Зинченко, технократическое мышление - «это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями. Технократическое мышление - это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства... Технократическое мышление руководствуется внешними по отношению к мысли, к мышлению, к науке, к человеку целями. Оно \"нетерпеливо и торопливо».
В.П.Зинченко считает, что «в основу человеческого мышления, в основу интеллекта должен быть положен смысл не в его потребительском понимании, а как рефлексивное познание своего места и своей роли в структуре мироздания. Когитальное «Я» всегда рефлексивно (М.К.Мамардашвили), оно мыслит смыслом или мыслями о смысле: \"Единство познания, чувства и воли и формирует то, что называется душой человека».
Мы привели эту концепцию В.П.Зинченко, чтобы подойти к очень важной проблеме интеллекта и его роли в экологическом сознании. Изучение когнитивных процессов и их роли в организации экологического сознания показывает, что они имеют очень важное значение, но нельзя поставить знак равенства между ними и сознанием. Здесь всегда присутствует нечто, что в психологии называется интеллектом. Понятие интеллекта одно из наиболее сложных, трудно дать также его определение, которое удовлетворяло бы всех.
Пожалуй, легче подойти к его пониманию, опираясь на приведенное выше противопоставление Разума и Мудрости с Рассудком.
Рассудок всегда ограничен, он отсекает все связи, кроме кон-кретики, и не может, решая проблему, подняться над ней, определить ее место в общей структуре отношений и связей. Интеллект идет обратным путем, он ищет глобальную проблему и, исходя из нее, находит конкретное решение. Для интеллекта любая ситуация - это ситуация, где решается проблема смысла бытия и своего места в этом бытии. Объем имеющихся знаний, познание законов природы сами по себе еще не определяют уровень интеллекта. Интеллект - это стиль мышления.
Столь длинное отступление было сделано нами потому, что именно интеллектуальное мышление, интеллект и определяют совершенство одного из видов экологического сознания. Конечно, обыденному, житейскому экологическому сознанию трудно принять и постичь даже несложные философские построения, поэтому особое значение приобретает экологическое воспитание.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях