ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 2
Конечно, экстраверты и интроверты будут организовывать свое поведение по-разному, люди с внешним и внутренним локус-контролем будут различно реагировать на экологическую ситуацию, так же, как и субъекты с различным уровнем тревожности или эмоциональной устойчивости, хотя оценка экологической ситуации и отношение к ней будут общими, а принципиальные цели экологического поведения - одинаковыми В то же самое время у одних они будут выглядеть как желание, а у других - как руководство к конкретным действиям.
Иная картина возникает в том случае, когда индивидуальное экологическое сознание противоречит коллективному, которое выступает как прямое или косвенное давление со стороны коллектива, но отвергается индивидуальным сознанием. Здесь возникает противостояние индивидуальности и общества, отраженное в драматизме столкновений идей в психологическом поле. Исход такого столкновения определяется большим числом факторов, среди которых следует выделить такие субъективные факторы, как страх, приверженность к устоям, конформность, и объективные, например имущественное положение, социальный статус и т. п.
Какие же факторы определяют содержание коллективного и индивидуального сознания, какие формы приобретает их взаимодействие?
Конечно, исходным является процесс взаимодействия человека с природой и анализ последствий этого взаимодействия как для человека, так и для природы. Активным фактором, инициирующим контакты, могут быть и человек и природа. Так, изменение солнечной активности вызывает у некоторых людей значительные изменения их функционального состояния: нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы, депрессию и др. Человек, распахивая целинные земли, нарушает экологический баланс, приводящий к вытеснению ряда видов флоры и фауны.
Анализируя виды и формы взаимодействия, следует всегда помнить, что существует выраженное различие между действиями человека и действиями природной среды. Действия природы связаны с физической сущностью ее объектов, которые не несут целевой функции и не могут быть изменены или прекращены. Это относится не только к неорганической, но и к органической природе, хотя у некоторых видов животных предусмотрен пассивный вариант взаимодействия в виде избегания или предупреждения. Увидев или почуяв человека, животные стремятся покинуть место встречи или скрыться из поля его зрения: змея шипит, предупреждая человека или животное, а сорока предупреждает обитателей леса об опасности. Нападение голодного тигра на человека не является местью, это просто реализация генетически заложенного пищевого поведения.
Действия человека благодаря такому свойству сознания, как целеположение, всегда имеют выраженный целевой характер, они предполагают сознательную активность и могут быть изменены по мере возникновения, удовлетворения или смены потребности.
Эта осознанность действий, предпринимаемых человеком в отношении природы, обуславливает еще одну особенность экологического поведения, характерную для современного уровня сознания: в процессе целенаправленного взаимодействия с природой, особенно когда такое взаимодействие предпринимается по инициативе человека, оно вначале осуществляется в виртуальном варианте, т. е. проигрыванием в сознании всех стадий возможного течения процесса. Иными словами, в сознании личности осуществляется взаимодействие концептуальных моделей человека и явления или объекта природы. Для построения таких моделей и выработки правил такого взаимодействия и вероятных ограничений используется не непосредственное чувственное восприятие, хотя иногда это тоже может иметь место, особенно в виде начального толчка, запускающего когнитивный процесс, а имеющиеся в долговременной памяти иконические и понятийные паттерны, часть которых является результатом прошлого индивидуального опыта, а другая, большая часть, опосредована коллективным сознанием.
Так, сведения об утончении озонового слоя атмосферы в тех или иных регионах мы не получаем в виде непосредственного чувственного восприятия, в крайнем случае об этом говорят показания приборов, но для неспециалиста это только семиотические сведения, полученные по тем или иным каналам информации и оцениваемые коллективным сознанием, для которого изменения атмосферы выступают как предвестник последующих неблагоприятных влияний солнечной радиации на функциональное состояние и здоровье человека. На основании этих данных индивидуальное сознание формирует концептуальную модель ситуации и принимает то или иное решение, определяющее характер поведения человека.
Индивидуальное сознание, обогащенное научными знаниями, созданными множеством индивидуальных сознании, образует коллективное сознание. Индивидуальное сознание, вооруженное знаниями, составляющими богатство коллективного сознания, может выявить, например, истинную причину изменений уровня воды в Каспии и сделать это индивидуальное знание достоянием коллективного сознания, коллективного разума.
Подобные взаимообусловленность и взаимодействие коллективного и индивидуального экологического сознания в значительной мере определяют то, что непосредственное, осознаваемое или неосознаваемое влияние фактора внешней среды накладывается на какую-то уже заранее готовую почву в сознании, сформированную в результате генотипического или фенотипи-ческого опыта, в котором участвует и коллективное сознание.
Вырабатывая решение, обеспечивающее удовлетворение тех или иных потребностей, связанных с воздействием на природу, индивидуальное сознание также использует коллективный опыт человеческого сообщества. По большому счету можно предполагать, что в отличие от индивидуального коллективное сознание бессмертно и безгранично.
Таким образом, рассматривая проблему взаимоотношения индивидуального и коллективного экологических сознании, можно прийти к заключению, что коллективное сознание выступает для индивидуального сознания как долговременная память, в которой хранятся сведения о внешнем мире, алгоритмы принятия решений и готовые схемы решений, доводы, лежащие в основе принятия того или иного решения, виды концептуальных моделей среды и поведения. Индивидуальное экологическое сознание обеспечивает приток новых знаний, новых принципов построения решений, критический анализ имеющихся штампов и формирует новые элементы теоретической базы.
Можно отметить еще одну особенность взаимодействия этих сознании: коллективное сознание более инертно, а индивидуальное - более подвижно, что является еще одной причиной постоянного конфликта коллективного и индивидуального экологического сознания. Коллективное сознание склонно защищать незыблемость своих основных конструктов, а индивидуальное подвергает их сомнению, т. е. мы встречаемся с давно известным в психологии и социологии диалектическим противоречием «я» и «мы» или «они».
Как уже указывалось, наиболее отчетливо и ярко в сознании формируются те образы, в которых присутствует элемент угрозы, опасности, возникающей или предполагаемой при взаимодействии человека с природными факторами. Это касается и коллективного экологического сознания, которое склонно гиперболизировать угрозу и принимать как должное все получаемые от природы блага, обращая на нее внимание лишь тогда, когда возникает опасность лишиться этих благ.
Это косвенно подтверждает следующее наблюдение. Мы проанализировали направленность 973 публикаций по вопросам экологии человека за 1997-1999 гг. - это монографии, статьи, тезисы, выступления по телевидению и пр. Было обнаружено, что 911 из них посвящены проблемам, связанным с наличием угрозы и рассматриваемым как в прикладном, так и в теоретическом плане. В большой части этих исследований раскрывались вопросы жизни человека в экстремальных условиях, в 358 описывалась угроза, исходящая от человека в результате нарушения им экологического баланса. Лишь оставшиеся 62 работы были посвящены проблемам единства природы и человека, правда, рассматриваемым главным образом с позиций курортологии, и только в 6 из них, причем в 2 философских, содержались какие-то намеки на блага, которые человек может принести природе. Правда, мы не учитывали публикации, где описывались действия, осуществляемые обществом по ликвидации вреда, нанесенного или наносимого человеком, такие как очистка рек и озер, природоохранные мероприятия, создание национальных парков и т.п.
Проблематика этих публикаций позволяет предположить, что коллективное экологическое сознание способно определять общую направленность экологического научного поиска и ставить
некоторые проблемы, которые решаются индивидуальным сознанием, выступающим как элемент коллективного сознания.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях