ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 2
В обычных условиях был получен такой ряд: 0,52; 0,74; 0,68; 0,57. При действии высокой температуры воздуха успешность выполнения пробы ухудшилась: 0,36; 0,48; 0,34; 0,51. Это результат лабораторного исследования. Сравним теперь эти данные с результатами исследования работы на тренажере оператора пассажирского аэропорта (данные 1956 г.) в процессе увеличения числа самолетов, готовящихся совершить маневр посадки. При определении координат одного самолета, подлетающего к аэродрому, ошибка точности составляла 3,2%, при одновременном сопровождении пяти самолетов (в эти годы совершенно нереальная ситуация для одного оператора) ошибка уменьшалась до 2,2%, хотя у оператора наблюдались все признаки сильнейшего эмоционального напряжения.
Устойчивость внимания меняется довольно сложно. В одних случаях описывалось увеличение устойчивости, в других - ее уменьшение (Б.А.Ломов, 1967; Введение в эргономику, 1974), но большинство авторов считают более характерным повышение устойчивости внимания.
Приведем результаты пробы «метод рядов» у испытуемых в лабораторных условиях при действии сильного звукового раздражителя.
Показатель реакции
Без воздействия
Bo время воздействия
1-30
31-60
61-90
1-30
31-60
61-90
Время, мс
232
246
254
2,01
208
202
Число ошибок
2
1
3
0
0
0
Метод заключался в том, что испытуемому предъявлялась последовательность трех групп сигналов (с 1 по 30, с 31 по 60, с 61 по 90), при каждом из них испытуемый должен был нажимать соответствующую кнопку.
Следует отметить, что даже такой своеобразный экстремальный фактор, как физическая нагрузка, тоже часто ведет к усилению устойчивости внимания.
Улучшается также переклйчаемость внимания, особенно в тех ситуациях, когда осуществляется поиск оптимального алгоритма деятельности в условиях нестабильности потока поступающей информации.
Аналогичные изменения характеризуют и память, особенно кратковременную и оперативную. Общую тенденцию изменения показателей памяти при адекватной форме ответа можно охарактеризовать как увеличение ее надежности (Хилова, 1971).
Однако при исследовании памяти обнаруживаются некоторые весьма интересные особенности. Так, при изучении объема кратковременной памяти с помощью теста на запоминание 12 двузначных чисел испытуемые, запоминавшие от 5 до 7 чисел в фоновых исследованиях, при действии экстремального фактора (сильный шум) стали запоминать 7-8 чисел. Однако у тех же испытуемых при выполнении в аналогичных условиях пробы на механическое запоминание слоговых сочетаний объем кратковременной памяти не увеличился, а уменьшился почти вдвое.
Анализ этих данных позволил предположить, что происходит избирательное изменение кратковременной памяти, она увеличивается, если запоминаемый материал имеет определенную значимость, и уменьшается, если материал, подлежащий запоминанию, не имеет смысла. У каждого человека то или иное двузначное число несет какую-то семантическую нагрузку - номер дома, возраст, день рождения и т. п., в то время как слоги типа нер, чун, гаш и т. п. такой нагрузки не несут.
Эти данные позволяют предполагать, что происходит избирательное изменение кратковременной памяти - она увеличивается в случаях, когда запоминаемый материал имеет особое значение для субъекта. Этот вывод был подтвержден в ряде работ других авторов (см. напр.: В.Л.Марищук и соавт., 1969). Интересно, что подобное явление очень ярко проявляется у людей старших возрастных групп (70-85 лет). У них наблюдается почти полная неспособность к запоминанию материала, не имеющего для них никакого смысла или значения, но сравнительно неплохо запоминается важный для них смысловой материал.
Можно предположить, что в экстремальной ситуации происходит активное «выталкивание» незначимого сигнала или события из кратковременной памяти, т. е. развивается почти неизученный и таинственный процесс активного забывания.
Скорость формирования оперативной памяти и ее объема, т. е. скорость актуализации энграмм долговременной памяти по данным, полученным рядом авторов, скорее имеет тенденцию к увеличению, многие ученые подчеркивают усиление процесса поиска в долговременной памяти. Нами было проведено исследование этого процесса с помощью модифицированного метода поиска синонимов, когда испытуемому давалось ключевое слово и его просили подобрать к нему как можно больше синонимов. Воздействующим фактором была высокая температура воздуха.
Были сформированы две группы испытуемых по 11 человек в каждой. Все испытуемые показали примерно одинаковые результаты в тестах на кратковременную память. До начала действия экстремального фактора одной группе предлагали ключевое слово, например «лошадь», а другой - «идти», на поиск синонимов отводилось 30 с. Испытуемые были хорошо знакомы с выполнением пробы. Затем температура воздуха в экспериментальной камере повышалась до 39° С, и каждую минуту испытуемые выполняли пробу на максимальное усилие сжатия ручного динамометра. Через 20 мин. испытуемых просили повторить пробу, но группе, ранее работавшей со словом «лошадь», предлагалось слово «идти», а группе, подбиравшей синонимы к слову «идти», предлагалось слово «лошадь». Такое перекрестное выполнение заданий было необходимо для того, чтобы исключить перечисление ранее уже актуализированных в первом эксперименте синонимов.
Приведем среднее число слов-синонимов.
Группа
До действия экстремальных условий
Во время действия экстремальных условий
Первая
(лошадь) 3,6
(идти) 7,0
Вторая
(идти) 4,7
(лошадь) 4,8
Видно, что объем оперативной памяти увеличился за счет актуализации энграмм из долговременной памяти. Представляет интерес, что в списке слов-синонимов при действии экстремальной среды появляются в большем количестве не только истинные синонимы, но и слова-обобщения и слова-ассоциации частного характера. Так, в обычном для слова «идти» наборе: ходить, шагать, бежать, трусить, топать - появляются слова «перемещаться», «передвигаться», «двигаться» и даже «ездить». Вероятно, по тем же законам расширения поиска путем сдвига критериев отбора для слова «лошадь» появляется слово-ассоциация «сивка-бурка».
Обращает на себя внимание поведение еще одной, довольно сложной характеристики психического состояния - бдительности, т. е. степени готовности к немедленным действиям. Эта готовность предусматривает наличие соответствующей концептуальной модели конкретного поведения, быстро реализуемой в оперативную память, и наличие действенной программы развития неспецифических реакций, прежде всего вегетативных, обеспечивающих возможность осуществления требуемого поведения. Бдительность подразумевает также соответствующие мотивы, определяющие приоритет тех или иных действий и поведения в целом (Б.Н. Яковец, 1971). Показано, что высокий уровень бдительности обуславливает большую вероятность появления адекватной реакции, а сам факт возможности появления экстремальной ситуации повышает уровень бдительности.
Влияние трансформирующих операций, особенно репродуктивных, в большинстве случаев улучшается, продуктивные операции изменяются по довольно сложным, не всегда очевидным закономерностям, хотя одну из них можно проследить - это степень связи характеристик экстремального фактора с деятельностью человека: чем она выше, тем более защищенными являются продуктивные операции.
Одним из характерных признаков адекватной реакции при действии экстремальной среды является увеличение веса нестандартных сложных продуктивных операций.
Некоторые авторы отмечают, что при реакции адекватного ответа улучшается протекание операции комбинаторики и классификации по неявным или незаданным признакам. Это хорошо видно при анализе деятельности человека, работающего со сложными информационными устройствами, где сигнал может иметь несколько инвариантных признаков. При адекватном ответе в анализ включается большее число таких признаков и меняется их значимость. Так, при малой цене ошибки пропуска сигнала, т. е. невключения его в искомую классификационную группу, происходит уменьшение используемого объема признаков, при очень высокой цене ошибки в анализ включаются более высокие уровни признаков, вплоть до квазислучайных, т. е. усиливаются процессы вероятностного прогнозирования.
Изучение таких операций, как формирование понятий и суждений, показывает, что при адекватной форме ответа происходит значительное улучшение их протекания.
Устойчивость внимания меняется довольно сложно. В одних случаях описывалось увеличение устойчивости, в других - ее уменьшение (Б.А.Ломов, 1967; Введение в эргономику, 1974), но большинство авторов считают более характерным повышение устойчивости внимания.
Приведем результаты пробы «метод рядов» у испытуемых в лабораторных условиях при действии сильного звукового раздражителя.
Показатель реакции
Без воздействия
Bo время воздействия
1-30
31-60
61-90
1-30
31-60
61-90
Время, мс
232
246
254
2,01
208
202
Число ошибок
2
1
3
0
0
0
Метод заключался в том, что испытуемому предъявлялась последовательность трех групп сигналов (с 1 по 30, с 31 по 60, с 61 по 90), при каждом из них испытуемый должен был нажимать соответствующую кнопку.
Следует отметить, что даже такой своеобразный экстремальный фактор, как физическая нагрузка, тоже часто ведет к усилению устойчивости внимания.
Улучшается также переклйчаемость внимания, особенно в тех ситуациях, когда осуществляется поиск оптимального алгоритма деятельности в условиях нестабильности потока поступающей информации.
Аналогичные изменения характеризуют и память, особенно кратковременную и оперативную. Общую тенденцию изменения показателей памяти при адекватной форме ответа можно охарактеризовать как увеличение ее надежности (Хилова, 1971).
Однако при исследовании памяти обнаруживаются некоторые весьма интересные особенности. Так, при изучении объема кратковременной памяти с помощью теста на запоминание 12 двузначных чисел испытуемые, запоминавшие от 5 до 7 чисел в фоновых исследованиях, при действии экстремального фактора (сильный шум) стали запоминать 7-8 чисел. Однако у тех же испытуемых при выполнении в аналогичных условиях пробы на механическое запоминание слоговых сочетаний объем кратковременной памяти не увеличился, а уменьшился почти вдвое.
Анализ этих данных позволил предположить, что происходит избирательное изменение кратковременной памяти, она увеличивается, если запоминаемый материал имеет определенную значимость, и уменьшается, если материал, подлежащий запоминанию, не имеет смысла. У каждого человека то или иное двузначное число несет какую-то семантическую нагрузку - номер дома, возраст, день рождения и т. п., в то время как слоги типа нер, чун, гаш и т. п. такой нагрузки не несут.
Эти данные позволяют предполагать, что происходит избирательное изменение кратковременной памяти - она увеличивается в случаях, когда запоминаемый материал имеет особое значение для субъекта. Этот вывод был подтвержден в ряде работ других авторов (см. напр.: В.Л.Марищук и соавт., 1969). Интересно, что подобное явление очень ярко проявляется у людей старших возрастных групп (70-85 лет). У них наблюдается почти полная неспособность к запоминанию материала, не имеющего для них никакого смысла или значения, но сравнительно неплохо запоминается важный для них смысловой материал.
Можно предположить, что в экстремальной ситуации происходит активное «выталкивание» незначимого сигнала или события из кратковременной памяти, т. е. развивается почти неизученный и таинственный процесс активного забывания.
Скорость формирования оперативной памяти и ее объема, т. е. скорость актуализации энграмм долговременной памяти по данным, полученным рядом авторов, скорее имеет тенденцию к увеличению, многие ученые подчеркивают усиление процесса поиска в долговременной памяти. Нами было проведено исследование этого процесса с помощью модифицированного метода поиска синонимов, когда испытуемому давалось ключевое слово и его просили подобрать к нему как можно больше синонимов. Воздействующим фактором была высокая температура воздуха.
Были сформированы две группы испытуемых по 11 человек в каждой. Все испытуемые показали примерно одинаковые результаты в тестах на кратковременную память. До начала действия экстремального фактора одной группе предлагали ключевое слово, например «лошадь», а другой - «идти», на поиск синонимов отводилось 30 с. Испытуемые были хорошо знакомы с выполнением пробы. Затем температура воздуха в экспериментальной камере повышалась до 39° С, и каждую минуту испытуемые выполняли пробу на максимальное усилие сжатия ручного динамометра. Через 20 мин. испытуемых просили повторить пробу, но группе, ранее работавшей со словом «лошадь», предлагалось слово «идти», а группе, подбиравшей синонимы к слову «идти», предлагалось слово «лошадь». Такое перекрестное выполнение заданий было необходимо для того, чтобы исключить перечисление ранее уже актуализированных в первом эксперименте синонимов.
Приведем среднее число слов-синонимов.
Группа
До действия экстремальных условий
Во время действия экстремальных условий
Первая
(лошадь) 3,6
(идти) 7,0
Вторая
(идти) 4,7
(лошадь) 4,8
Видно, что объем оперативной памяти увеличился за счет актуализации энграмм из долговременной памяти. Представляет интерес, что в списке слов-синонимов при действии экстремальной среды появляются в большем количестве не только истинные синонимы, но и слова-обобщения и слова-ассоциации частного характера. Так, в обычном для слова «идти» наборе: ходить, шагать, бежать, трусить, топать - появляются слова «перемещаться», «передвигаться», «двигаться» и даже «ездить». Вероятно, по тем же законам расширения поиска путем сдвига критериев отбора для слова «лошадь» появляется слово-ассоциация «сивка-бурка».
Обращает на себя внимание поведение еще одной, довольно сложной характеристики психического состояния - бдительности, т. е. степени готовности к немедленным действиям. Эта готовность предусматривает наличие соответствующей концептуальной модели конкретного поведения, быстро реализуемой в оперативную память, и наличие действенной программы развития неспецифических реакций, прежде всего вегетативных, обеспечивающих возможность осуществления требуемого поведения. Бдительность подразумевает также соответствующие мотивы, определяющие приоритет тех или иных действий и поведения в целом (Б.Н. Яковец, 1971). Показано, что высокий уровень бдительности обуславливает большую вероятность появления адекватной реакции, а сам факт возможности появления экстремальной ситуации повышает уровень бдительности.
Влияние трансформирующих операций, особенно репродуктивных, в большинстве случаев улучшается, продуктивные операции изменяются по довольно сложным, не всегда очевидным закономерностям, хотя одну из них можно проследить - это степень связи характеристик экстремального фактора с деятельностью человека: чем она выше, тем более защищенными являются продуктивные операции.
Одним из характерных признаков адекватной реакции при действии экстремальной среды является увеличение веса нестандартных сложных продуктивных операций.
Некоторые авторы отмечают, что при реакции адекватного ответа улучшается протекание операции комбинаторики и классификации по неявным или незаданным признакам. Это хорошо видно при анализе деятельности человека, работающего со сложными информационными устройствами, где сигнал может иметь несколько инвариантных признаков. При адекватном ответе в анализ включается большее число таких признаков и меняется их значимость. Так, при малой цене ошибки пропуска сигнала, т. е. невключения его в искомую классификационную группу, происходит уменьшение используемого объема признаков, при очень высокой цене ошибки в анализ включаются более высокие уровни признаков, вплоть до квазислучайных, т. е. усиливаются процессы вероятностного прогнозирования.
Изучение таких операций, как формирование понятий и суждений, показывает, что при адекватной форме ответа происходит значительное улучшение их протекания.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях