ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 2
е. социального интереса. В пределе самореализации лежит полный выход за границу самого себя и достижение единства во всей полноте мира.
Исходя из различий во взгляде на концепцию «Я», предполагаются два варианта самореализации. Основываясь на взглядах З.Фрейда и близких к его концепции ученых на «Я» как на слабого посредника, мечущегося между инстинктивными влечениями и запретами сознания, саморегуляция ставит целью компенсацию слабости и беспомощности «Я».
Второй вариант базируется на позитивном и социально ориентированном «Я», которое ставит целью поддержку, охрану и развитие общечеловеческих ценностей.
Вместе с тем вряд ли можно согласиться с таким черно-белым определением целей «Я», исходя из противоречий и сложностей сознания. Л.Н.Гумилев, раскрывая понятие самореализации через характеристики пассионаров (носителей пассионарности этноса), показал необходимость сочетания «положительных» и «отрицательных» с позиций обыденного сознания качеств. Вероятно, будет правильнее, по крайней мере для экологической стороны сознания, отказаться от оценок «хорошо» и «плохо» при рассмотрении теоретических проблем самореализации, характеризуя лишь конкретные проявления, исходя из ситуации, принятой в данный период исторического развития за идеальную.
Непосредственным объектом, на который направлена самореализация личности в экологическом плане, является удовлетворение материальных и духовных потребностей.
В зависимости от некоторых особенностей «Я» самореализация может и не зависеть от мнения или позиции конкретного социума, от отношения его к результату самореализации. Типичным для такой формы самореализации является поведение, установка сознания ученого, новатора, смысл деятельности которого заключается в борьбе с устарелыми взглядами, застывшими канонами, не выдерживающими напора новых знаний, или раскрытии новых граней старых истин.
При другой форме личность реализует себя, как бы растворяясь в других людях, посвящая себя служению обществу, отказываясь от своего собственного интуитивного стремления или же просто принимая форму поведения, выраженного в форме одобренного обществом образа. Такая форма самореализации может быть принята как временная мера при столкновении с незнанием. Так, исследование адаптации группы людей к условиям высокогорья показало, что в начальный период вся группа независимо от особенностей ее членов принимала единый стиль поведения (A.A-Алдашева, 1986). Такое же единство самореализации было обнаружено этим же автором при исследовании офицеров-подводников на начальном и конечном этапах дальнего многомесячного похода. Может быть, именно этим объясняется так называемый феномен «различия места», когда психологические различия среди членов коллектива оказываются меньше, чем между такими же коллективами, но работающими в другом месте. Многие из проблем самореализации, особенно самореализации в группе или коллективе, самореализации коллективов, хорошо изучены в социальной психологии, в частности проблема «личность и коллектив», поэтому мы не будем дальше развивать эту тему.
Третья форма самореализации - это философская, духовная самореализация, когда личность реализует себя не в деятельности, а в построении абстрактных схем мироздания, абстрактных схем взаимоотношений личности и человечества. Часто такая самореализация приобретает вид приверженности к той или иной философской концепции, например к модной сейчас философии дао, некоторым вариантам буддизма.
Так, на ранних этапах христианства была распространена такая форма самореализации, как отшельничество или схима, т.е более официальная форма ухода из общества. К этой же форме самореализации принадлежит подвижничество во имя вечных истин, концепций добра, человеколюбия, отечества и т. п.
Наконец, следует упомянуть об очень распространенной форме самореализации, связанной с осуществлением конкретной материальной цели, выраженной в продвижении по служебной лестнице (карьера как форма самореализации), накоплении денежных средств или достижении других форм материального благополучия.
Побудителями самореализации являются мотивы, которые, закрепляясь, переходят в черту характера и проявляются в действиях (С.Л.Рубинштейн), и в процессе деятельности формируется новая личность, с новыми связями и более сложной структурой.
Актуализация мотивов обуславливается выраженностью некоторых факторов, которые Э.Шостромом объединены в четыре группы: честность (прозрачность, искренность, аутентичность), осознанность (способность формировать свое собственное мнение, быть самим собой), свобода (целостность сознания, уверенность в своих силах, убежденность в возможности преобразования ситуации, духовность) и доверие (глубокая вера в других, социальная интегрированность). Он писал: «От нас зависит, предаться ли разгулу и, потеряв человеческий облик, опустится на дно или подняться к высотам разума и беседовать с вечностью».
Особенностью экологического сознания является то, что в процессе самореализации личности оно практически мало связано с такими свойствами, как способность, задатки, и поэтому виды самореализации, связанные со взаимодействием с природой, в значительно большей степени зависят от условий, в которых находится человек.
Такие личностные факторы, как выраженность стремления к самоутверждению, четкость постановки цели и способность к своевременной коррекции цели, вплоть до переориентировки деятельности на другие цели, уверенность, устойчивость в значительной мере способствуют самореализации. Среди них особое место занимает воля, обеспечивающая помехоустойчивость сознания, устойчивость в достижении цели несмотря на встречающиеся неудачи и, что особенно важно, способность вовремя отказаться от цели или используемой для ее достижения стратегии и программы, если становится ясной их неоптимальность или ошибочность. 7
Для экологического сознания волевые характеристики личности имеют особое значение, так как они направлены главным образом внутрь себя, формируя выраженность и устойчивость сознательно принимаемого решения о самоограничении при удовлетворении потребностей за счет разрушения природы.
Большое значение в становлении личности имеют и такие интегральные свойства, как автономность, т. е. способность к самостоятельным решениям, динамичность, конструктивность, направленность ценностных ориентации, а также ролевые и статусные характеристики.
В.П.Зинченко подчеркивает важность в раскрытии личности таких обобщенных характеристик, как духовность, конгруентность (способность к формированию тесных контактов в результате совпадения взглядов), твердость, интернальность или экстерналь-ность, личностное богатство.
Серьезных работ, посвященных этому направлению экологического сознания, нам не удалось найти, хотя многие авторы принимают за аксиому, что эти проявления личности, особенно связанные с духовностью, наиболее четко проявляются именно тогда, когда сфера сознания захватывает экологические проблемы, прежде всего те, которые имеют глобальное значение.
В проблеме «сознание и личность», как нам кажется, большое значение имеет конформность, которая зачастую является наиболее важной характеристикой, определяющей самореализацию личности, особенно в условиях коллектива.
Рассматривая роль личностных факторов в экологическом сознании, следует остановиться на их участии в формировании такого сложного состояния, которое обозначается как психологическая защита и является одной из форм стратегии по отношению к природе.
Хорошо известно, что практически каждый человек, размышляя о своем отношении к природе и оценивая это отношение, испытывает чувство вины за тот вред, который он ей наносит. Это может быть и глобальное чувство, но чаще оно возникает по поводу какого-то конкретного действия человека или других людей, или тех или иных социальных групп, или общества в целом.
Обычно в таких ситуациях человек воздвигает в своем сознании своеобразную защиту, направленную на преодоление этой вины или вытеснение ее из сознания. Такая защита может быть реализована направлением внимания на другой объект, т. е. путем замещения, рационализма, когда чувство вины уравновешивается перечислением материальных выгод, перекладыванием вины на другого и др. Однако полностью реализовавшая себя личность вместо психологической защиты формирует план активной деятельности, которая могла бы предотвратить поступки, вызвавшие чувство вины.
Глава 11
ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
В предыдущих главах мы попытались с разных сторон подойти к пониманию сути и содержания экологического сознания и показать различные его стороны.
Исходя из различий во взгляде на концепцию «Я», предполагаются два варианта самореализации. Основываясь на взглядах З.Фрейда и близких к его концепции ученых на «Я» как на слабого посредника, мечущегося между инстинктивными влечениями и запретами сознания, саморегуляция ставит целью компенсацию слабости и беспомощности «Я».
Второй вариант базируется на позитивном и социально ориентированном «Я», которое ставит целью поддержку, охрану и развитие общечеловеческих ценностей.
Вместе с тем вряд ли можно согласиться с таким черно-белым определением целей «Я», исходя из противоречий и сложностей сознания. Л.Н.Гумилев, раскрывая понятие самореализации через характеристики пассионаров (носителей пассионарности этноса), показал необходимость сочетания «положительных» и «отрицательных» с позиций обыденного сознания качеств. Вероятно, будет правильнее, по крайней мере для экологической стороны сознания, отказаться от оценок «хорошо» и «плохо» при рассмотрении теоретических проблем самореализации, характеризуя лишь конкретные проявления, исходя из ситуации, принятой в данный период исторического развития за идеальную.
Непосредственным объектом, на который направлена самореализация личности в экологическом плане, является удовлетворение материальных и духовных потребностей.
В зависимости от некоторых особенностей «Я» самореализация может и не зависеть от мнения или позиции конкретного социума, от отношения его к результату самореализации. Типичным для такой формы самореализации является поведение, установка сознания ученого, новатора, смысл деятельности которого заключается в борьбе с устарелыми взглядами, застывшими канонами, не выдерживающими напора новых знаний, или раскрытии новых граней старых истин.
При другой форме личность реализует себя, как бы растворяясь в других людях, посвящая себя служению обществу, отказываясь от своего собственного интуитивного стремления или же просто принимая форму поведения, выраженного в форме одобренного обществом образа. Такая форма самореализации может быть принята как временная мера при столкновении с незнанием. Так, исследование адаптации группы людей к условиям высокогорья показало, что в начальный период вся группа независимо от особенностей ее членов принимала единый стиль поведения (A.A-Алдашева, 1986). Такое же единство самореализации было обнаружено этим же автором при исследовании офицеров-подводников на начальном и конечном этапах дальнего многомесячного похода. Может быть, именно этим объясняется так называемый феномен «различия места», когда психологические различия среди членов коллектива оказываются меньше, чем между такими же коллективами, но работающими в другом месте. Многие из проблем самореализации, особенно самореализации в группе или коллективе, самореализации коллективов, хорошо изучены в социальной психологии, в частности проблема «личность и коллектив», поэтому мы не будем дальше развивать эту тему.
Третья форма самореализации - это философская, духовная самореализация, когда личность реализует себя не в деятельности, а в построении абстрактных схем мироздания, абстрактных схем взаимоотношений личности и человечества. Часто такая самореализация приобретает вид приверженности к той или иной философской концепции, например к модной сейчас философии дао, некоторым вариантам буддизма.
Так, на ранних этапах христианства была распространена такая форма самореализации, как отшельничество или схима, т.е более официальная форма ухода из общества. К этой же форме самореализации принадлежит подвижничество во имя вечных истин, концепций добра, человеколюбия, отечества и т. п.
Наконец, следует упомянуть об очень распространенной форме самореализации, связанной с осуществлением конкретной материальной цели, выраженной в продвижении по служебной лестнице (карьера как форма самореализации), накоплении денежных средств или достижении других форм материального благополучия.
Побудителями самореализации являются мотивы, которые, закрепляясь, переходят в черту характера и проявляются в действиях (С.Л.Рубинштейн), и в процессе деятельности формируется новая личность, с новыми связями и более сложной структурой.
Актуализация мотивов обуславливается выраженностью некоторых факторов, которые Э.Шостромом объединены в четыре группы: честность (прозрачность, искренность, аутентичность), осознанность (способность формировать свое собственное мнение, быть самим собой), свобода (целостность сознания, уверенность в своих силах, убежденность в возможности преобразования ситуации, духовность) и доверие (глубокая вера в других, социальная интегрированность). Он писал: «От нас зависит, предаться ли разгулу и, потеряв человеческий облик, опустится на дно или подняться к высотам разума и беседовать с вечностью».
Особенностью экологического сознания является то, что в процессе самореализации личности оно практически мало связано с такими свойствами, как способность, задатки, и поэтому виды самореализации, связанные со взаимодействием с природой, в значительно большей степени зависят от условий, в которых находится человек.
Такие личностные факторы, как выраженность стремления к самоутверждению, четкость постановки цели и способность к своевременной коррекции цели, вплоть до переориентировки деятельности на другие цели, уверенность, устойчивость в значительной мере способствуют самореализации. Среди них особое место занимает воля, обеспечивающая помехоустойчивость сознания, устойчивость в достижении цели несмотря на встречающиеся неудачи и, что особенно важно, способность вовремя отказаться от цели или используемой для ее достижения стратегии и программы, если становится ясной их неоптимальность или ошибочность. 7
Для экологического сознания волевые характеристики личности имеют особое значение, так как они направлены главным образом внутрь себя, формируя выраженность и устойчивость сознательно принимаемого решения о самоограничении при удовлетворении потребностей за счет разрушения природы.
Большое значение в становлении личности имеют и такие интегральные свойства, как автономность, т. е. способность к самостоятельным решениям, динамичность, конструктивность, направленность ценностных ориентации, а также ролевые и статусные характеристики.
В.П.Зинченко подчеркивает важность в раскрытии личности таких обобщенных характеристик, как духовность, конгруентность (способность к формированию тесных контактов в результате совпадения взглядов), твердость, интернальность или экстерналь-ность, личностное богатство.
Серьезных работ, посвященных этому направлению экологического сознания, нам не удалось найти, хотя многие авторы принимают за аксиому, что эти проявления личности, особенно связанные с духовностью, наиболее четко проявляются именно тогда, когда сфера сознания захватывает экологические проблемы, прежде всего те, которые имеют глобальное значение.
В проблеме «сознание и личность», как нам кажется, большое значение имеет конформность, которая зачастую является наиболее важной характеристикой, определяющей самореализацию личности, особенно в условиях коллектива.
Рассматривая роль личностных факторов в экологическом сознании, следует остановиться на их участии в формировании такого сложного состояния, которое обозначается как психологическая защита и является одной из форм стратегии по отношению к природе.
Хорошо известно, что практически каждый человек, размышляя о своем отношении к природе и оценивая это отношение, испытывает чувство вины за тот вред, который он ей наносит. Это может быть и глобальное чувство, но чаще оно возникает по поводу какого-то конкретного действия человека или других людей, или тех или иных социальных групп, или общества в целом.
Обычно в таких ситуациях человек воздвигает в своем сознании своеобразную защиту, направленную на преодоление этой вины или вытеснение ее из сознания. Такая защита может быть реализована направлением внимания на другой объект, т. е. путем замещения, рационализма, когда чувство вины уравновешивается перечислением материальных выгод, перекладыванием вины на другого и др. Однако полностью реализовавшая себя личность вместо психологической защиты формирует план активной деятельности, которая могла бы предотвратить поступки, вызвавшие чувство вины.
Глава 11
ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
В предыдущих главах мы попытались с разных сторон подойти к пониманию сути и содержания экологического сознания и показать различные его стороны.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях