www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 2

Показательна в этом отношении проба «исключение лишнего», в которой испытуемому предлагается набор из пяти слов, где четыре из них объединены каким-либо неявным признаком, а для пятого этот признак отсутствует. Так, например, в наборе слов «волк», «тигр», «сова», «слон, «леопард» обычно исключается слово «сова» по классификационному противопоставлению «зверь-птица», при действии экстремального фактора, вызывающего реакцию адекватного ответа, появляется слово «слон» по менее явному классификационному признаку «хищник-травоядное».
Эта особенность была положена нами в основу разработки теста на интеллектуальность, где слова в тестирующем наборе были составлены так, что, меняя классификационный признак, можно было бы исключить любое слово (В.И.Медведев, 1997). Оказалось, что для адекватной реакции ответа выполнение этой пробы, вообще довольно трудной, значительно улучшается. Иногда при выполнении таких заданий может увеличиться удельный вес понятий, сформированных по формальному признаку. Так, в приведенном примере может неожиданно появиться слово «леопард», так как оно состоит из семи букв, в то время как другие имеют лишь четыре буквы.
Значительно улучшаются и операции преобразования понятий и суждений, что хорошо видно из анализа самой деятельности человека, например при изучении правильности или ошибочности его действий, а также и по данным некоторых экспериментальных проб. Увеличивается число решений, принимаемых благодаря дедуктивным умозаключениям правдоподобного типа. Возрастает удельный вес эвристических операций.
Рассмотренные выше изменения, особенно связанные с трансформирующими операциями, лежат в основе некоторых качественных и количественных изменений в структуре мышления, особенно так называемого оперативного мышления, которое формируется в процессе решения задач. Традиционный формальный анализ этого процесса предполагает вычленение в сознании следующих этапов: 1) определение задачи, т. е. нахождение образа ситуации, которую необходимо создать в результате решения задачи; 2) определение условий задачи, т. е. оценка наличной ситуации с возможными вариантами ее преобразования; 3) необходимые ограничения задачи, т. е. нахождение совокупности признаков допустимых преобразований; 4) определение искомых задачи, плана ее решения, т. е. нахождение комплекса последовательных преобразований, переводящих наличную ситуацию в требуемую.
Анализ литературных и собственных данных позволяет считать, что при организации адекватного ответа увеличиваются скорость и характер мыслительных операций на всех этапах решения проблемы. Формулировка требований задачи определяется значимостью ситуации и доминирующими мотивами деятельности и предстает в двух вариантах. Один из них связан с переформулировкой цели, которая теперь выступает как уход из-под действия фактора или его активное преодоление, и организацией соответствующей деятельности. Во втором варианте конечная цель остается неизменной и формируется требование задачи как сохранение деятельности в период действия экстремального фактора.
В обоих случаях меняется формулировка условий задачи. Здесь большую роль играют степень знакомства человека с экстремальным фактором и наличие готовых программ организации ответа. Если эти условия имеются, то определение условий задачи, как и последующие этапы поиска ограничений задачи и принятия плана ее решения, производятся, как правило, путем динамического узнавания или принципа переноса, т. е. либо сведением возникшей проблемы к одной из уже известных с известным решением с помощью конечного числа преобразований и коррекцией некоторых, главным образом количественных, характеристик этих преобразований, либо использованием алгоритма решения какой-либо другой задачи для решения возникшей, т. е. могут осуществляться процессы как конвергентного, так и дивергентного мышления.
Если экологическая проблема впервые возникла и нет готовых решений этой или аналогичных ей задач, то весь процесс решения разбивается на этапы, где шаг за шагом исследуется совокупность условий создаваемой ситуации и взаимосвязей между ними. Такой ход мышления напоминает поведение в лабиринте, поэтому подобная модель мышления называется лабиринтной, а используемый метод решения - методом проб и ошибок.
Оба типа мышления характеризуются увеличением продуктивности мышления (скорости обнаружения и оценки возможных выходов из ситуации). В противоположность шаблонному, стереотипному мышлению здесь появляется гибкость мышления, т.е. способность вовремя увидеть, предсказать неверное или неоптимальное решение и вернуться к другой, лучшей формулировке цели действий или их плана.
Существующие в каждой деятельности неявные ограничения, которые накладываются самим субъектом и необязательны для нее, при реакции адекватного ответа, как правило, исчезают или преодолеваются, а функциональная фиксированность элементов ситуации значительно ослабевает. Иными словами, мышление становится творческим.
Представляется необходимым выделить две личностные характеристики, выраженность которых способствует реализации продуктивного мышления.
Одной из них является мотивационная сфера. Мы уже говорили о полимотивационной структуре экологического сознания.
При реакции адекватного ответа возможно и появление новых мотивов, особенно в тех случаях, когда происходит переформулировка цели, но более характерно сужение мотивационного поля из-за резкого преобладания одних мотивов и подавления других. Надо сказать, что значительно усиливается при экстремальной ситуации и адекватном ответе роль высоких гражданских, общественных мотивов.
Наиболее заметно роль мотива выступает в формировании особого типа мышления, когда принимается решение несмотря ни на что продолжать ту или иную деятельность, т. е. так называемое мороническое мышление, где возрастает роль сознательно накладываемых ограничений, способствующих сохранению стабильности действий.
Второй личностный фактор, оказывающий влияние на особенности мышления и на поведение человека в экстремальных условиях, - это воля. Изучение роли волевых качеств в экстремальных условиях проводилось главным образом военными психологами (см., напр.: Коробейников, 1965), ряд работ был выполнен в области педагогической психологии.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях