ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 2
В число таких факторов входят гипервесомость и гиповесомость, или невесомость. Существующие механизмы приспособления, например тонические рефлексы, оказываются очень слабыми для противодействия первично возникшей гипервесомости, и нужна специальная тренировка, чтобы преодолеть экстремальность фактора.
В этот класс входит еще ряд факторов, где необычность связана с новизной информационных, логических, компонентных и ситуационных характеристик фактора. Они довольно редко встречаются в обычной жизни человека, определяемой его экологическими связями, и чаще характеризуют профессиональную деятельность. Приведем лишь один пример ситуационной экстремальности, когда человек, всю жизнь проживший на юге, впервые пропадает в условия снежной зимы. Как только фактор необычности, новизны пропадает, исчезает и экстремальность фактора. Не следует связывать этот класс факторов с воздействием тех или иных факторов среды на мигрантов, например жителей Среднерусской возвышенности, переехавших в район Заполярья. Здесь экстремальность связана не с информационными, а с физическими характеристиками. Информационная экстремальность сдвига во времени при трансмеридианных перемещениях, которая продолжается несколько суток, - это единственный информационный фактор необычности.
Четвертый класс составляют информационные факторы. Среди них следует выделить недостаточность информации, ложность информации, неожиданность информации и структуру информационного потока.
Конечно, наиболее широко встречается такой экстремальный фактор, как недостаточность информации, что обуславливает неадекватность экологического сознания и экологического поведения и, как следствие этого, появление фрустрации и психологической напряженности. Нет нужды говорить подробно и о том, что именно недостаток информации являлся основной причиной мифологического экологического сознания.
Ложность информации может быть двух типов - ложность первичной информации, которая легла в основу решения, и ложность информации, поступающей с обратной связью, т. е. когда человек знает, что он правильно оценил ситуацию, принял правильное решение, однако система обратной связи дает ложную информацию о результатах реализации решения, это ведет к резкому эмоциональному возбуждению с выраженными вегетативными реакциями и в конечном счете к хаотичности деятельности или полному отказу от нее. Интересной особенностью, характеризующей поведенческие реакции человека при действии этого экстремального фактора, которая была отмечена нами как в реальных ситуациях, так и в экспериментальных условиях, является агрессивная персонификация какого-либо структурного элемента, якобы ответственного за «неудачу» деятельности.
Мы склонны думать, что ситуация, возникающая в процессе работы в системах, где отсутствует обратная связь, вообще всегда имеет какой-то элемент экстремальности. Об этом писали Б.Ф.Ломов (1966), А.А. Крылов (1972).
Среди информационных факторов следует выделить фактор коммуникабельности, или взаимного понимания между людьми, обменивающимися информацией в процессе совместной деятельности, либо же при диалоге человека с компьютерным устройством. Особенно часто экстремальность возникает в случае, когда человек и компьютер принимают разные решения и у человека-имеется интуитивное недоверие к решению компьютера в различных игровых ситуациях.
В пятый класс входят ситуации, где экстремальной является значимость этих ситуаций, не связанная с физической природой действующего фактора, т. е. такое сочетание факторов, которое таит в себе потенциальную угрозу для человека или коллектива. Так, каждый человек, садясь в самолет, испытывает в той или иной мере чувство страха, связанное с тем, что всегда существует какая-то вероятность авиационной катастрофы.
Шестой класс образуют ситуации, когда каждый из воздействующих факторов сам по себе не является экстремальным, но их сочетание вызывает значительное изменение состояния человека, в том числе изменяя ряд элементов экологического сознания.
Обобщая весь объем полученных нами и другими исследователями данных о влиянии экстремальной среды на психику и поведение человека, мы пришли к выводу о наличии двух наиболее типичных форм ответа на то или иное воздействие внешней среды независимо от природы и информационной характеристики фактора или сочетания факторов. Показателем, определяющим отнесение наблюдаемого изменения функционального состояния к одной из этих двух форм, является направленность сознания, реализующаяся в тех или иных реакциях. В первую группу, которая была нами названа как реакция или состояние адекватного ответа, вошли изменения состояния человека, которые направлены на устранение или преодоление влияния экстремального фактора или же на поддержание необходимой деятельности в условиях его продолжающегося действия. Особенностями решений и поведенческих реакций является их осознанный целенаправленный характер, т. е. формирование адекватной концептуальной модели ситуации, определенного плана действий, обеспечивающего достижение поставленной цели, и мобилизация тех свойств и процессов в организме, которые помогли бы действиям по реализации решения и по формированию внутренней защиты от действия экстремального фактора. Реакция адекватного ответа в равной степени характеризует как индивидуальное, так и коллективное сознание.
Вторую группу, которая была определена как реакция тревоги, составили такие изменения сознания человека, которые характеризуются отказом или неспособностью поддерживать необходимую в создавшейся ситуации деятельность, направленностью всех реакций на самосохранение человека, нарушением логики мышления и некоординированностью поведения.
Конечно, содержание ответа как по первому, так и по второму типу включает не только психические реакции, но и физиологические, более того, особенности взаимоотношения психики и физиологии человека во многом определяют форму ответа, но мы в последующем будем излагать лишь особенности психических составляющих ответа, только по мере надобности привлекая физиологические данные.
Перейдем к рассмотрению особенностей психологических реакций при адекватной форме ответа. Наиболее типичным для этой формы ответа является мобилизация всех необходимых реакций человека, что в эксперименте или в натурном исследовании обычно выглядит как улучшение, усиление той или иной функции наряду с ухудшением состояния других функций, в данный момент не вовлекаемых в противостояние экстремальному фактору. Более правильным является описание наблюдаемых изменений как формирование системы, способной обеспечить жизнь и деятельность человека в условиях действия фактора, несущего угрозу.
Многие авторы, рассматривая весь спектр наблюдаемых изменений, отмечают особую роль такого процесса, как внимание, считая его системообразующим фактором (MacWorth,1950). Одним из проявлений этой реакции является усиление концентрации внимания. Так, в наших исследованиях с применением методики Рыбакова (последовательный подсчет цветных кружков, помещенных в секторы круга в возрастающем количестве) было показано, что если в обычных условиях ошибки появляются при подсчете во втором секторе (16-20 кружков), то при действии такого экстремального фактора, как дефицит времени, ошибки появлялись в третьем (26-30 кружков) или четвертом (40-44 кружка) секторе. Исследователи, изучавшие работу оператора на больших информационных табло, обнаружили, что в экстремальной ситуации операторы полностью игнорируют все сигналы, которые не имеют прямого отношения к деятельности. Летчик при работе в очень сложной ситуации непосредственной опасности не реагирует на сигналы, подаваемые экспериментатором, проводящим психологическое тестирование, хотя до и после устранения экстремальной ситуации он с интересом совмещал выполнение теста и управление самолетом.
Обычно сильная концентрация внимания уменьшает возможность человека к распределению внимания. Однако это правило не выполняется в тех случаях, когда необходимость распределения внимания является обязательным условием профессиональной деятельности или деятельности по противодействию экстремальному фактору. Этим объясняется тот внешне парадоксальный факт, при котором ограниченное распределение внимания, диагностированное в условиях лабораторного эксперимента, ими тирующего какое-либо экстремальное воздействие, оказывалось совсем иным в условиях реальной деятельности.
Приведем данные изучения распределения внимания с помощью методики поиска численно-буквенных сочетаний (коэффициент успешности выполнения пробы выше 0,5 считается показателем хорошего распределения внимания).
В этот класс входит еще ряд факторов, где необычность связана с новизной информационных, логических, компонентных и ситуационных характеристик фактора. Они довольно редко встречаются в обычной жизни человека, определяемой его экологическими связями, и чаще характеризуют профессиональную деятельность. Приведем лишь один пример ситуационной экстремальности, когда человек, всю жизнь проживший на юге, впервые пропадает в условия снежной зимы. Как только фактор необычности, новизны пропадает, исчезает и экстремальность фактора. Не следует связывать этот класс факторов с воздействием тех или иных факторов среды на мигрантов, например жителей Среднерусской возвышенности, переехавших в район Заполярья. Здесь экстремальность связана не с информационными, а с физическими характеристиками. Информационная экстремальность сдвига во времени при трансмеридианных перемещениях, которая продолжается несколько суток, - это единственный информационный фактор необычности.
Четвертый класс составляют информационные факторы. Среди них следует выделить недостаточность информации, ложность информации, неожиданность информации и структуру информационного потока.
Конечно, наиболее широко встречается такой экстремальный фактор, как недостаточность информации, что обуславливает неадекватность экологического сознания и экологического поведения и, как следствие этого, появление фрустрации и психологической напряженности. Нет нужды говорить подробно и о том, что именно недостаток информации являлся основной причиной мифологического экологического сознания.
Ложность информации может быть двух типов - ложность первичной информации, которая легла в основу решения, и ложность информации, поступающей с обратной связью, т. е. когда человек знает, что он правильно оценил ситуацию, принял правильное решение, однако система обратной связи дает ложную информацию о результатах реализации решения, это ведет к резкому эмоциональному возбуждению с выраженными вегетативными реакциями и в конечном счете к хаотичности деятельности или полному отказу от нее. Интересной особенностью, характеризующей поведенческие реакции человека при действии этого экстремального фактора, которая была отмечена нами как в реальных ситуациях, так и в экспериментальных условиях, является агрессивная персонификация какого-либо структурного элемента, якобы ответственного за «неудачу» деятельности.
Мы склонны думать, что ситуация, возникающая в процессе работы в системах, где отсутствует обратная связь, вообще всегда имеет какой-то элемент экстремальности. Об этом писали Б.Ф.Ломов (1966), А.А. Крылов (1972).
Среди информационных факторов следует выделить фактор коммуникабельности, или взаимного понимания между людьми, обменивающимися информацией в процессе совместной деятельности, либо же при диалоге человека с компьютерным устройством. Особенно часто экстремальность возникает в случае, когда человек и компьютер принимают разные решения и у человека-имеется интуитивное недоверие к решению компьютера в различных игровых ситуациях.
В пятый класс входят ситуации, где экстремальной является значимость этих ситуаций, не связанная с физической природой действующего фактора, т. е. такое сочетание факторов, которое таит в себе потенциальную угрозу для человека или коллектива. Так, каждый человек, садясь в самолет, испытывает в той или иной мере чувство страха, связанное с тем, что всегда существует какая-то вероятность авиационной катастрофы.
Шестой класс образуют ситуации, когда каждый из воздействующих факторов сам по себе не является экстремальным, но их сочетание вызывает значительное изменение состояния человека, в том числе изменяя ряд элементов экологического сознания.
Обобщая весь объем полученных нами и другими исследователями данных о влиянии экстремальной среды на психику и поведение человека, мы пришли к выводу о наличии двух наиболее типичных форм ответа на то или иное воздействие внешней среды независимо от природы и информационной характеристики фактора или сочетания факторов. Показателем, определяющим отнесение наблюдаемого изменения функционального состояния к одной из этих двух форм, является направленность сознания, реализующаяся в тех или иных реакциях. В первую группу, которая была нами названа как реакция или состояние адекватного ответа, вошли изменения состояния человека, которые направлены на устранение или преодоление влияния экстремального фактора или же на поддержание необходимой деятельности в условиях его продолжающегося действия. Особенностями решений и поведенческих реакций является их осознанный целенаправленный характер, т. е. формирование адекватной концептуальной модели ситуации, определенного плана действий, обеспечивающего достижение поставленной цели, и мобилизация тех свойств и процессов в организме, которые помогли бы действиям по реализации решения и по формированию внутренней защиты от действия экстремального фактора. Реакция адекватного ответа в равной степени характеризует как индивидуальное, так и коллективное сознание.
Вторую группу, которая была определена как реакция тревоги, составили такие изменения сознания человека, которые характеризуются отказом или неспособностью поддерживать необходимую в создавшейся ситуации деятельность, направленностью всех реакций на самосохранение человека, нарушением логики мышления и некоординированностью поведения.
Конечно, содержание ответа как по первому, так и по второму типу включает не только психические реакции, но и физиологические, более того, особенности взаимоотношения психики и физиологии человека во многом определяют форму ответа, но мы в последующем будем излагать лишь особенности психических составляющих ответа, только по мере надобности привлекая физиологические данные.
Перейдем к рассмотрению особенностей психологических реакций при адекватной форме ответа. Наиболее типичным для этой формы ответа является мобилизация всех необходимых реакций человека, что в эксперименте или в натурном исследовании обычно выглядит как улучшение, усиление той или иной функции наряду с ухудшением состояния других функций, в данный момент не вовлекаемых в противостояние экстремальному фактору. Более правильным является описание наблюдаемых изменений как формирование системы, способной обеспечить жизнь и деятельность человека в условиях действия фактора, несущего угрозу.
Многие авторы, рассматривая весь спектр наблюдаемых изменений, отмечают особую роль такого процесса, как внимание, считая его системообразующим фактором (MacWorth,1950). Одним из проявлений этой реакции является усиление концентрации внимания. Так, в наших исследованиях с применением методики Рыбакова (последовательный подсчет цветных кружков, помещенных в секторы круга в возрастающем количестве) было показано, что если в обычных условиях ошибки появляются при подсчете во втором секторе (16-20 кружков), то при действии такого экстремального фактора, как дефицит времени, ошибки появлялись в третьем (26-30 кружков) или четвертом (40-44 кружка) секторе. Исследователи, изучавшие работу оператора на больших информационных табло, обнаружили, что в экстремальной ситуации операторы полностью игнорируют все сигналы, которые не имеют прямого отношения к деятельности. Летчик при работе в очень сложной ситуации непосредственной опасности не реагирует на сигналы, подаваемые экспериментатором, проводящим психологическое тестирование, хотя до и после устранения экстремальной ситуации он с интересом совмещал выполнение теста и управление самолетом.
Обычно сильная концентрация внимания уменьшает возможность человека к распределению внимания. Однако это правило не выполняется в тех случаях, когда необходимость распределения внимания является обязательным условием профессиональной деятельности или деятельности по противодействию экстремальному фактору. Этим объясняется тот внешне парадоксальный факт, при котором ограниченное распределение внимания, диагностированное в условиях лабораторного эксперимента, ими тирующего какое-либо экстремальное воздействие, оказывалось совсем иным в условиях реальной деятельности.
Приведем данные изучения распределения внимания с помощью методики поиска численно-буквенных сочетаний (коэффициент успешности выполнения пробы выше 0,5 считается показателем хорошего распределения внимания).
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях