ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 2
При достаточном уровне активности субъекта этот новый образ, новая концептуальная модель может оказаться, как это указывалось, конкурирующей с теми моделями, которые были приняты обыденным коллективным сознанием, и стать основой новой концепции этого экологического сознания. Надо упомянуть, что именно такая идея заложена в основу экологического просвещения.
При выборе другого пути, когда по каким-либо причинам когнитивные механизмы не могут быть использованы, происходит отказ от своей индивидуальной модели и полная ориентировка на модель, принятую коллективом, членом которого является субъект. Эта ориентировка влечет за собой переоценку ценностей и используемых критериев, снижение критичности в оценке чужого внешнего мнения или позиции ближайшего окружения, сведений, содержащихся в тех источниках массовой информации, которым доверяет человек.
Если при первом выборе происходит трансформация обыденного сознания в научно обоснованное адекватное сознание или по крайней мере приближение к такому сознанию, то во втором случае опирающееся на обыденные коллективные установки сознание не может выйти за рамки обыденности, что иногда приводит к замене одного ложного образа другим, не менее ложным образом, и вновь возникает уже знакомая ситуация неуверенности в адекватности имеющейся концептуальной модели, но уже в коллективном сознании.
Это ведет к поиску коллективного сознания, имеющего другую направленность, другие ценности и основополагающие идеи, чем те, которые существуют в отвергаемом коллективном сознании.
Следует отметить, что здесь наблюдается известная закономерность, свидетельствующая о том, что чем сложнее и труднее экологическая ситуация, тем четче проявляется тенденция опоры на коллектив, тем охотнее индивидуальное сознание воспринимает установки коллективного сознания. В период внезапной экологической катастрофы и некоторое время после нее когнитивное экологическое сознание, как индивидуальное, так и коллективное, встречается очень редко и доминирует обыденное коллективное сознание, вовлекающее в сферу своего влияния большинство, если не всех людей, подвергшихся этому бедствию. Лишь через определенное время возникает дифференцирование экологического сознания.
Поиск новых видов коллективного сознания, способных объяснить суть происходящих экологических изменений и определить необходимые направления и формы экологического поведения, обычно начинается с поиска новых героев, авторитетов, лидеров, которые рассматриваются как обладатели конечных абсолютных истин, выбираемых по мотивам, не всегда имеющим рациональное объяснение, чаще всего выбор бывает случаен. Экологическое поведение также определяется концепцией этого нового лидера, таким образом возникает новый, очередной виток в содержании обыденного экологического сознания.
Очень часто, когда попытки поиска решения возникшей экологической ситуации оказываются неудачными, опора на реально существующий коллектив приобретает форму надежды на виртуальные силы, которые могли бы, как надеется оказавшаяся в безвыходном положении личность, помочь ей найти выход из ситуации. Формируются мифологическое сознание и основанное на мифологии поведение, базирующиеся на индивидуальном или коллективном мифотворчестве или заимствованной у других общественных структур готовой мифологической схеме.
Неверно считать, что религии - это наследие прошлых времен научного обскурантизма, наследие примитивного сознания. Религии рождаются постоянно, и причина, их порождающая, связана не с незнанием, а с невозможностью найти своими собственными усилиями объяснение того или иного процесса, явления или ситуации и определить свое отношение к этим явлениям и пути выхода из этой ситуации.
Наличие многофакторной экологической ситуации, особенно в тех случаях, когда она осложнена дополнительными социальными факторами, которые могут и не быть связанными с экологией, или, наоборот, - наличие неблагоприятной социальной ситуации, которая осложнена экологическими факторами, связанными или не связанными с социальными, часто оказывается непосильной для ее понимания обыденным экологическим сознанием. Именно поэтому в период серьезных социальных и природных катаклизмов в коллективном сознании возникает тяга к пророкам, провидцам, целителям, т. е. тоже мифотворчество, но имеющее в основе конкретного человека, наделяемого непостижимыми способностями и владеющего секретом истины. Невозможность немедленно получить соответствующее разумное объяснение в пределах обыденного сознания и невозможность для сознания воспользоваться научными данными, которые требуют специальной подготовки, не всегда «льют бальзам на растерзанную душу», а могут, наоборот, усугублять мрачные прогнозы, подменяя знания верой, т. е. принятием чего-либо как истины без доказательств истинности. Именно невозможность принятия разумом того или иного явления оправдывает тертуллиановское «верю, ибо абсурдно».
Параллельно формированию образа внешней среды и представления о связях человека с этой средой, которые могут составить образ угрозы или образ, благоприятствующий человеку, т. е. обеспечивающий удовлетворение его потребностей, начинает образовываться и образ экологического поведения - в виде программ спасения от неблагоприятного фактора или использования тех возможностей, которые предоставляет человеку тот или иной объект природы или процесс. Следует указать, что не только потребность заставляет искать соответствующую форму экологического поведения, но может возникнуть такая ситуация, когда наличие того или иного природного фактора является причиной появления потребности. Так, необходимость обеспечения постоянной цели (обмена веществ) формирует ряд потребностей, связанных с приемом пищи, но наличие огня сформировало потребность в тепловой обработке пищевых продуктов, а наличие специй породило потребность в различных гастрономических ухищрениях.
Для коллективного экологического сознания концептуальная модель экологического поведения является, как правило, слепком, калькой с модели поведения, предложенной лидером. Роль лидера может играть какая-либо группа, имеющая возможность довести до всех или до большинства членов коллектива информацию о принципах организации поведения и его цели, или та или иная личность, роль которой заключается в том, что она генерирует идеи, сторонники которой и образуют из толпы, из безликой массы людей коллектив.
В обыденном экологическом сознании за образец экологического поведения обычно принимается какая-либо модель, уже использованная в прошлом в близких ситуациях.
Особенности человеческой памяти таковы, что по мере хранения в долговременной памяти того или иного явления или программы поведения их отрицательные моменты утрачиваются значительно быстрее, чем положительные. На эту характерную черту процесса забывания указывал ряд психологов (начиная с представителей психоаналитического направления), выдвинув понятие «феномен подавления», показывающее, что актуализация отрицательных образов осуществляется труднее, чем положительных. Об этом говорит и очень часто используемое при реминисценциях выражение: «Я стараюсь не вспоминать о...».
Если такое отбрасывание отрицательных моментов достигает определенного уровня и образы прошлого выступают в своем облагороженном виде, то в сознании выступают мотивы ностальгии, которая в своем крайнем выражении формирует в виде идеала фантастическую картину объединения нетронутой природы и полного объема всех достижений промышленной технологии, обеспечивающих быт человека и удовлетворение его потребностей.
Опыт прошлого позволяет индивидуальному сознанию в какой-то мере коррегировать требуемое от него коллективом экологическое поведение применительно к своим особенностям и возможностям. Если такого опыта нет, то предлагаемые коллективным сознанием модель ситуации и модель поведения принимаются без всякого критического анализа. По мере того как субъект убеждается в своем личном бессилии противостоять неблагоприятной ситуации или организовать процесс реализации возможностей использования объектов или процессов внешней среды для удовлетворения своих потребностей, усиливается доминирующая роль коллективного экологического сознания, которая облегчается тем, что среди личностных характеристик уменьшаются активационные функции, уравновешенность, критичность.
Однако в том случае, когда в индивидуальном и особенно в коллективном экологическом сознании преобладают когнитивные факторы и сознание протекает по четвертому - адекватному типу, в нем начинают преобладать такие характеристики, как самооценка, сплоченность, конформность, критичность и гибкость сознания.
При выборе другого пути, когда по каким-либо причинам когнитивные механизмы не могут быть использованы, происходит отказ от своей индивидуальной модели и полная ориентировка на модель, принятую коллективом, членом которого является субъект. Эта ориентировка влечет за собой переоценку ценностей и используемых критериев, снижение критичности в оценке чужого внешнего мнения или позиции ближайшего окружения, сведений, содержащихся в тех источниках массовой информации, которым доверяет человек.
Если при первом выборе происходит трансформация обыденного сознания в научно обоснованное адекватное сознание или по крайней мере приближение к такому сознанию, то во втором случае опирающееся на обыденные коллективные установки сознание не может выйти за рамки обыденности, что иногда приводит к замене одного ложного образа другим, не менее ложным образом, и вновь возникает уже знакомая ситуация неуверенности в адекватности имеющейся концептуальной модели, но уже в коллективном сознании.
Это ведет к поиску коллективного сознания, имеющего другую направленность, другие ценности и основополагающие идеи, чем те, которые существуют в отвергаемом коллективном сознании.
Следует отметить, что здесь наблюдается известная закономерность, свидетельствующая о том, что чем сложнее и труднее экологическая ситуация, тем четче проявляется тенденция опоры на коллектив, тем охотнее индивидуальное сознание воспринимает установки коллективного сознания. В период внезапной экологической катастрофы и некоторое время после нее когнитивное экологическое сознание, как индивидуальное, так и коллективное, встречается очень редко и доминирует обыденное коллективное сознание, вовлекающее в сферу своего влияния большинство, если не всех людей, подвергшихся этому бедствию. Лишь через определенное время возникает дифференцирование экологического сознания.
Поиск новых видов коллективного сознания, способных объяснить суть происходящих экологических изменений и определить необходимые направления и формы экологического поведения, обычно начинается с поиска новых героев, авторитетов, лидеров, которые рассматриваются как обладатели конечных абсолютных истин, выбираемых по мотивам, не всегда имеющим рациональное объяснение, чаще всего выбор бывает случаен. Экологическое поведение также определяется концепцией этого нового лидера, таким образом возникает новый, очередной виток в содержании обыденного экологического сознания.
Очень часто, когда попытки поиска решения возникшей экологической ситуации оказываются неудачными, опора на реально существующий коллектив приобретает форму надежды на виртуальные силы, которые могли бы, как надеется оказавшаяся в безвыходном положении личность, помочь ей найти выход из ситуации. Формируются мифологическое сознание и основанное на мифологии поведение, базирующиеся на индивидуальном или коллективном мифотворчестве или заимствованной у других общественных структур готовой мифологической схеме.
Неверно считать, что религии - это наследие прошлых времен научного обскурантизма, наследие примитивного сознания. Религии рождаются постоянно, и причина, их порождающая, связана не с незнанием, а с невозможностью найти своими собственными усилиями объяснение того или иного процесса, явления или ситуации и определить свое отношение к этим явлениям и пути выхода из этой ситуации.
Наличие многофакторной экологической ситуации, особенно в тех случаях, когда она осложнена дополнительными социальными факторами, которые могут и не быть связанными с экологией, или, наоборот, - наличие неблагоприятной социальной ситуации, которая осложнена экологическими факторами, связанными или не связанными с социальными, часто оказывается непосильной для ее понимания обыденным экологическим сознанием. Именно поэтому в период серьезных социальных и природных катаклизмов в коллективном сознании возникает тяга к пророкам, провидцам, целителям, т. е. тоже мифотворчество, но имеющее в основе конкретного человека, наделяемого непостижимыми способностями и владеющего секретом истины. Невозможность немедленно получить соответствующее разумное объяснение в пределах обыденного сознания и невозможность для сознания воспользоваться научными данными, которые требуют специальной подготовки, не всегда «льют бальзам на растерзанную душу», а могут, наоборот, усугублять мрачные прогнозы, подменяя знания верой, т. е. принятием чего-либо как истины без доказательств истинности. Именно невозможность принятия разумом того или иного явления оправдывает тертуллиановское «верю, ибо абсурдно».
Параллельно формированию образа внешней среды и представления о связях человека с этой средой, которые могут составить образ угрозы или образ, благоприятствующий человеку, т. е. обеспечивающий удовлетворение его потребностей, начинает образовываться и образ экологического поведения - в виде программ спасения от неблагоприятного фактора или использования тех возможностей, которые предоставляет человеку тот или иной объект природы или процесс. Следует указать, что не только потребность заставляет искать соответствующую форму экологического поведения, но может возникнуть такая ситуация, когда наличие того или иного природного фактора является причиной появления потребности. Так, необходимость обеспечения постоянной цели (обмена веществ) формирует ряд потребностей, связанных с приемом пищи, но наличие огня сформировало потребность в тепловой обработке пищевых продуктов, а наличие специй породило потребность в различных гастрономических ухищрениях.
Для коллективного экологического сознания концептуальная модель экологического поведения является, как правило, слепком, калькой с модели поведения, предложенной лидером. Роль лидера может играть какая-либо группа, имеющая возможность довести до всех или до большинства членов коллектива информацию о принципах организации поведения и его цели, или та или иная личность, роль которой заключается в том, что она генерирует идеи, сторонники которой и образуют из толпы, из безликой массы людей коллектив.
В обыденном экологическом сознании за образец экологического поведения обычно принимается какая-либо модель, уже использованная в прошлом в близких ситуациях.
Особенности человеческой памяти таковы, что по мере хранения в долговременной памяти того или иного явления или программы поведения их отрицательные моменты утрачиваются значительно быстрее, чем положительные. На эту характерную черту процесса забывания указывал ряд психологов (начиная с представителей психоаналитического направления), выдвинув понятие «феномен подавления», показывающее, что актуализация отрицательных образов осуществляется труднее, чем положительных. Об этом говорит и очень часто используемое при реминисценциях выражение: «Я стараюсь не вспоминать о...».
Если такое отбрасывание отрицательных моментов достигает определенного уровня и образы прошлого выступают в своем облагороженном виде, то в сознании выступают мотивы ностальгии, которая в своем крайнем выражении формирует в виде идеала фантастическую картину объединения нетронутой природы и полного объема всех достижений промышленной технологии, обеспечивающих быт человека и удовлетворение его потребностей.
Опыт прошлого позволяет индивидуальному сознанию в какой-то мере коррегировать требуемое от него коллективом экологическое поведение применительно к своим особенностям и возможностям. Если такого опыта нет, то предлагаемые коллективным сознанием модель ситуации и модель поведения принимаются без всякого критического анализа. По мере того как субъект убеждается в своем личном бессилии противостоять неблагоприятной ситуации или организовать процесс реализации возможностей использования объектов или процессов внешней среды для удовлетворения своих потребностей, усиливается доминирующая роль коллективного экологического сознания, которая облегчается тем, что среди личностных характеристик уменьшаются активационные функции, уравновешенность, критичность.
Однако в том случае, когда в индивидуальном и особенно в коллективном экологическом сознании преобладают когнитивные факторы и сознание протекает по четвертому - адекватному типу, в нем начинают преобладать такие характеристики, как самооценка, сплоченность, конформность, критичность и гибкость сознания.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях