ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 2
Глава 10
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ
Рассмотрение экологического сознания, его содержания и особенно процессов, происходящих в нем, и их динамики приводят нас к необходимости поиска зависимости этих процессов сознания от личности его носителя.
Понятие личности, как известно, является одним из основных понятий психологии, и его определение не может претендовать на полную законченность, оно всегда будет связано с подходом к этому понятию с позиций лица, дающего определение.
Вот несколько определений личности
Личность - целостный человек в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций.
Личность - характер, темперамент, способность, совокупность преобладающих чувств и мотивов действия, особенности протекания психических процессов.
Личность - это субъект сознательной деятельности в моти-вационной сфере с его потребностями, интересами и направленностью.
Личность - это динамическая организация в индивиде тех психофизиологических систем, которые определяют его характерное поведение и образ мыслей.
Как следует из приведенных определений, одни авторы исходят- из понятия личности как сплава различных свойств, которые реализуются через поведение, а другие - рассматривают личность как совокупность таких свойств.
Интересен подход к понятию личностных свойств с психофизиологических позиций В.Д. Небылицина, который считал, что личностные свойства определяют индивидуальные пределы интенсивностей биологических процессов, в рамках которых еще возможно приспособление и адекватное осуществление психических функций.
Попытки определить личность через какие-то свойства или процессы делались уже давно. Так, ряд психологов считают, что существенной характеристикой личности являются самосознание и самооценка, которые выражаются в установках, поведении и отношении к другим.
Начиная с З.Фрейда, авторы некоторых теорий связывают понятие личности с особенностями отношения к конфликту и способам его разрешения, при этом решающим является конфликт бессознательного и сознательного. Т.Миллон высказывает мнение, что личность определяет стиль защиты от состояния тревоги и т. п.
Можно привести и другие определения личности, но в каждом из них присутствует одно - личность формируют особенности психических процессов, которые определяют ее отличия от других людей.
Нам представляется, что это определение не совсем правильное, оно скорее характеризует индивидуальность. Так, если два человека отличаются друг от друга, предположим, только временем сенсомоторной реакции или разным уровнем тревожности, то это еще не значит, что перед нами две личности. То, что принимают за свойства личности, на самом деле лишь проявление личности в ее взаимоотношениях с внешним миром, поэтому, вероятно, ближе к истине стоят те исследователи, которые расценивают личность как нечто цельное, как сплав психических процессов, как интернальную характеристику психики.
Постараемся подойти к пониманию личности в ее отношениях к экологическому сознанию через особенности формирования личности. Личность не является прочной, застывшей, раз и навсегда данной характеристикой, в ее формировании лежат три основные группы факторов: врожденные, генетически закрепленные, привносящие в личность элементы генетической памяти; определяемые индивидуальным опытом; отражающие общественно-исторический опыт поколений, т. е. обучение и воспитание.
Рассматривая роль наследственных факторов в формировании личности, мы не будем касаться проблем, тесно связанных со свойствами нервных и психических процессов, укажем лишь на характерную для личности особенность: унаследованные признаки, свойства не являются точным воспроизведением генетической матрицы, личность формируют те случайные процессы, которые, не нарушая общей генетической структуры, обуславливают не выходящие за определенные пределы отклонения унаследованного признака или их совокупности. Вообще следует сказать, что роль случайности в функционировании очень сложных нелинейных систем, какой является психика, лишь только сейчас начинает исследоваться методами синергетики.
Роль опыта, приобретенного в процессе непосредственных контактов с внешним миром, является необычайно важной, прежде всего потому, что именно опыт формирует осознание «Я» в его противопоставлении к «неЯ», т. е. наиболее главный признак личности.
Представление о «Я», накладываясь на унаследованные признаки психических процессов, закладывает базу для реализации личности в его активных и пассивных контактах с внешним миром. Воспитание и обучение обуславливают коррекцию формы проявлений реализации личности.
Вероятно, именно генетические факторы лежат в основе того внутреннего проявления личности, которое отражается в сознании как единство, вернее, сопричастность человека к природе. Такое единство реализации личности, единство внешнего и внутреннего, которое было характерно для античности, в какой-то мере сохранилось в экологическом сознании и до сегодняшнего дня. М.М.Бахтин писал: «Грек именно не знал нашего разделения на внешнее и внутреннее (немое и незримое). Наше \"внутреннее\", для грека, в образе человека располагалось в одном ряду с нашим \"внешним\", то есть, было также видимо и слышимо и существовало вовне для других, так же как и для себя». Продолжая эту мысль, можно предположить, что личность - это и есть единство внешнего и внутреннего, открытое для других в действиях, поступках, словах, личность - это уникальный вариант исторического развития человека, уникальный, т. е. неповторимый.
Личность видима и слышима, она раскрывается через особенности своих поступков, действий, убеждений и чувств, которые, как мы говорили, не совсем верно называются свойствами личности. Личность реализуется через различные психические процессы и свойства. Изменение связей и отношений между этими свойствами и процессами характеризует динамику личности. Связи формируют систему. Основные положения теории систем для психологии были разработаны С.Л.Рубинштейном (1946), Б.Г.Ананьевым (1969), А.Н.Леонтьевым (1975), В.П.Зинченко (1980) и Б.ФЛомовым (1975, 1989).
Личностные особенности протекания психических процессов, объединенных в систему, через которые возможен подход к раскрытию личности, рассматривается сейчас через системное понятие индивидуального стиля, который, согласно теории Б.М.Теплова (1985) и В.Д.Небылицина (1966), определяется как интегральный показатель системы приемов и способов деятельности.
Отвлекаясь немного, скажем, что раскрытие психики, в том числе и личности, через деятельность является несомненной заслугой отечественной психологии, в первую очередь С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, А-Н.Леонтьева, В.П.Зинченко.
Основываясь на этой концепции, Е.А.Климов, много лет посвятивший изучению этой проблемы, определил индивидуальный стиль как «индивидуально своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обоснованной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» (1969, с.49).
Было доказано влияние личности на выбор и реализацию той или иной стратегии (Nahrer, 1982), а 0-А.Конопкин и В.И.Моро-санова (1989) сделали попытку связать стиль деятельности с особенностями личности.
Исходя из положения, что личность раскрывается через индивидуальный стиль деятельности, можно подойти к расшифровке личности на базе анализа действий и поступков, а также выяснения аксиоматики базовых положений, из которых исходит личность, осуществляя деятельность. Такая попытка была сделана на основе выявления особенностей личности через ее направленность. Как известно, можно, используя критерии направленности личности преимущественно на себя, внутрь или вовне, расположить ее на полярной шкале «интроверсия-экстраверсия». Имеется ряд разработанных тестов, позволяющих выявить степень экстравертированности или интровертированности личности. Было показано, что эти различия определяют уровень экспрессивности и эмоциональности, а также характер социальной активности.
При исследовании экстравертов и интровертов мы не смогли найти каких-либо особенностей, связанных с содержанием экологического сознания. Не подтвердилось и предположение, казавшееся естественным, о большой выраженности инертности, ригидности этого сознания у интровертов. Пожалуй, единственное, что было обнаружено, это некоторая тенденция к большей оценке значимости экологических событий у экстравертов. Это лишний раз подтверждает наше предположение, что личность не содержание, а способ мышления, его стиль.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях