ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Кулабухов Дмитрий Анатольевич
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ:
КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Введение
Актуальность исследования обусловлена кризисом планетарного масштаба системы «человек – природа - общество», предопределенным необходимостью предотвращения термоядерной войны¸ обеспечения безопасности людей, ликвидации голода, нищеты и неграмотности, загрязнения окружающей среды, нерационального использования наличных природных ископаемых и т.п., явившихся результатом утраты духовно-нравственных парадигм культуры. В ситуации экоцентризма человечество оказалось перед выбором «конструирования» новой модели социума на основе экологии культуры как идеи равноправного состояния всех форм теоретического опыта человечества. Экология культуры выступает доминантным фактором обеспечения равновесия во взаимоотношениях человека и природы, человека и общества, человека и цивилизации, регулирующим социоприродные отношения, соединяющим природу и культуру, обеспечивающим сохранение культурного наследия, духовной, нравственной жизни человека. В итоге культурно-экологическая, культурно-творческая деятельность порождает способность человека к преображению не только природы, общества, но и самого себя в соотнесении с базовыми антропологическими ценностями, составляющими основу культурного сознания.
В этих условиях усиливается значимость исследований, посвященных «устойчивому развитию» планетарного сообщества, «коэволюции человека и биосферы» (Н.Н. Моисеев), ускоряющих процесс перехода от экоцентризма к экокультуроцентризму, а также разработки новых ценностно-нормативных парадигм культуры, форм и способов, условий и факторов их реализации.
В связи с вышеизложенным, в условиях понятийно неустойчивого толкования понятия «экология культуры», возрастает актуальность философского и культурологического осмысления экологии культуры в контексте анализа глубинных причинно-следственных связей ее многоплановых явлений: от чисто биологических до идеи охраны памятников традиционной культуры, - в системе «человек – природа - общество» как фактора формирования человека и мира.
Степень разработанности проблемы. Многовекторность направленности экологии культуры предопределила необходимость поиска особой методологии ее философско-культурологического анализа. Поэтому данная работа, имеющая комплексный междисциплинарный характер, базируется на основных автономных достижениях философской, культурологической, исторической, филологической, этнографической, искусствоведческой мысли. Это обстоятельство обусловило обширную источниковедческую базу исследования, освоение широкого круга концепций и методологий и выявление на их основе собственных подходов к решению поставленных задач.
Экология культуры – самая молодая из культурологических дисциплин, содержание которой до недавнего времени рассматривалось как интуитивно ясное, не нуждающееся в специальном анализе, что не отрицает существования явлений самой культуры, появившихся на заре ее зарождения и свидетельствующих о гармонизации отношений «человек и природа», «человек и общество», «человек и культура», как и литературы, в которой затрагиваются вопросы экологии культуры. Так, анализу мифологических представлений, отражающих «экологическое» сознание древнего мира, посвящены труды многих философов и этнографов (Дж. Вуд, Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосев, Н.Н. Моисеев, Э. Тайлор, С.В. Токарев, М. Элиаде и др.). Единство происхождения мира, освещение взаимосвязи и зависимости человека от божественной сущности мира и природы нашло отражение в средневековых религиозно-философских концепциях (Блаженный Августин). Развитие научных представлений о взаимосвязи и отношении природы и общества берет начало в космогонизме древнегреческой философии, в единстве макрокосма-вселенной и микрокосма-человека, а также в зороастризме ариев и даосизме древнекитайской философии. Внимание к природной сущности человека, представленное в работах гуманистической направленности философов Нового времени (Г. Гегель, И. Гердер, И. Кант, Л. Фейербах, И.Г. Фихте и др.), реализуется в оппозиционировании «естественная…» и «искусственная природа человека», «природа» и «культура как вторая природа» человека. Система взаимоотношений «человек – природа - общество» наиболее полно представлена в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, актуализирована впоследствии в аспекте экологических проблем в исследованиях философов и социологов конца XIX-XX вв. (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, О. Конт, Г. Спенсер и др.).
Особую значимость в утверждении единства человека и природы как составляющих Вселенную имеют труды теоретиков русского космизма: Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского и др.
Значительную роль в осмыслении темы нашего исследования приобрело учение В.И. Вернадского о ноосфере, т.е. переходе биосферы в новое качественное состояние – в сферу разума. Достаточно близкие мотивы обнаруживаем в парадигме американского инвайронментализма, центральное место в которой отводится взаимодействию общества со средой обитания (консервационисты: У. Пауэлл, Дж. Пиншо, Б. Фернау; экологисты: Э. Ист, А. Леопольд, Дж. Марш, Э. Росс; экоцентристы: М. Ганди, А. Швейцер и др.).
Заслуга разработки методологического и понятийного аппарата современной экологии, раскрытия взаимосвязи биоценоза, антропосоциогенеза и «живой массы природы», введения понятий «биосфера», «ноосфера» и др. принадлежит В.И. Вернадскому, Л.Н. Гумилеву, Н.Я. Данилевскому, А.Л. Чижевскому и др.
Предпосылки к теоретическому осмыслению проблем экологии культуры проявились в работах представителей русской предреволюционной философской мысли (И.А. Ильин, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др.), в исследованиях ученых периода Советской власти (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев и др.), в изысканиях авторитетных культурологов (С.С. Аверинцев, Л.М. Баткин, В.С. Библер, Н.С. Злобин, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.).
Непосредственным толчком к определению экологии культуры стали междисциплинарные исследования 80-90-х гг. ХХ в., рассматривающие данную дефиницию в контексте «первой природы». В этом пространстве текстов возникает и само название новой научной дисциплины, данное Д.С. Лихачевым, и наиболее значимые смысловые линии его рассмотрения, согласно которым экология культуры трактуется как: а) культурная экология – наука, изучающая связь между природными условиями и культурой определенного региона, народа, государства, между природой и культурой (Д. Винер, Л.Н. Гумилев, Г. Конвенц, Э. Пианки, Ф.В. Разумовский, Ч. Элтон и др.); б) экологическая культура – наука об отношении культуры общества с окружающей средой (В.П. Гайденко, Т.М. Дридзе, Н.Н. Киселев, И.О. Назаров, Н.Н. Моисеев, Ю. Одум, М. Рац); в) экологическая эстетика – наука об эстетическом восприятии окружающей среды (в частности – информационного пространства (Т. Бинокли, А. Гермерен, Т. Жессон, М. Макклюэн, Н.Б. Маньковская, А. Медоуз, А. Печчеи, О.Н. Яницкий).
Содержание понятия «экология культуры» обогатили исследования по социальной и экологической философии (В.В. Бахарев, Л.И. Василенко, В.И. Курашов и др.), по экологической педагогике и психологии (С.Н. Глазычев, И.Д. Зверев, А.Н. Кочергин, И.К. Лисеев, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, Н.Е. Щурков и др.), по биологии (М.В. Гусев, С.И. Пегов и др.), по экологической этике («этике Земли», «этике экологической ответственности» (А. Атфилд, В.П. Гайденко, Ю.Ю. Галкин и др. – последователи А. Швейцера).
Важную роль в формировании концепции исследования сыграли труды А.С. Запесоцкого, Д.С. Лихачева, И.Н. Ремизова, А.В. Соколова; работы, связанные с интерпретацией текстов культуры (А.П. Марков, В.В. Налимов, А.М. Панченко).
Лишь совсем недавно появились исследования О.И. Генисаретского, В.Л. Каганского, В.А. Кутырева, М. Макклюэна, В.А. Подорога и др., обусловившие необходимость выявления содержания экологии культуры как новой культурологической дисциплины.
Краткий обзор степени разработанности темы диссертации позволяет констатировать необходимость осмысления культурообразующей роли экологии культуры в современном глобализирующемся мире в контексте недостаточной изученности (даже при наличии публикаций по теме нашего исследования) и востребованности ее гуманистического потенциала в процессе сохранения человечества.
Понимание актуальности данной проблемы предопределило цель исследования – выявить культурно-антропологические основы экологии культуры и обосновать социально-культурные условия их реализации в ситуации глобализации.
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ:
КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Введение
Актуальность исследования обусловлена кризисом планетарного масштаба системы «человек – природа - общество», предопределенным необходимостью предотвращения термоядерной войны¸ обеспечения безопасности людей, ликвидации голода, нищеты и неграмотности, загрязнения окружающей среды, нерационального использования наличных природных ископаемых и т.п., явившихся результатом утраты духовно-нравственных парадигм культуры. В ситуации экоцентризма человечество оказалось перед выбором «конструирования» новой модели социума на основе экологии культуры как идеи равноправного состояния всех форм теоретического опыта человечества. Экология культуры выступает доминантным фактором обеспечения равновесия во взаимоотношениях человека и природы, человека и общества, человека и цивилизации, регулирующим социоприродные отношения, соединяющим природу и культуру, обеспечивающим сохранение культурного наследия, духовной, нравственной жизни человека. В итоге культурно-экологическая, культурно-творческая деятельность порождает способность человека к преображению не только природы, общества, но и самого себя в соотнесении с базовыми антропологическими ценностями, составляющими основу культурного сознания.
В этих условиях усиливается значимость исследований, посвященных «устойчивому развитию» планетарного сообщества, «коэволюции человека и биосферы» (Н.Н. Моисеев), ускоряющих процесс перехода от экоцентризма к экокультуроцентризму, а также разработки новых ценностно-нормативных парадигм культуры, форм и способов, условий и факторов их реализации.
В связи с вышеизложенным, в условиях понятийно неустойчивого толкования понятия «экология культуры», возрастает актуальность философского и культурологического осмысления экологии культуры в контексте анализа глубинных причинно-следственных связей ее многоплановых явлений: от чисто биологических до идеи охраны памятников традиционной культуры, - в системе «человек – природа - общество» как фактора формирования человека и мира.
Степень разработанности проблемы. Многовекторность направленности экологии культуры предопределила необходимость поиска особой методологии ее философско-культурологического анализа. Поэтому данная работа, имеющая комплексный междисциплинарный характер, базируется на основных автономных достижениях философской, культурологической, исторической, филологической, этнографической, искусствоведческой мысли. Это обстоятельство обусловило обширную источниковедческую базу исследования, освоение широкого круга концепций и методологий и выявление на их основе собственных подходов к решению поставленных задач.
Экология культуры – самая молодая из культурологических дисциплин, содержание которой до недавнего времени рассматривалось как интуитивно ясное, не нуждающееся в специальном анализе, что не отрицает существования явлений самой культуры, появившихся на заре ее зарождения и свидетельствующих о гармонизации отношений «человек и природа», «человек и общество», «человек и культура», как и литературы, в которой затрагиваются вопросы экологии культуры. Так, анализу мифологических представлений, отражающих «экологическое» сознание древнего мира, посвящены труды многих философов и этнографов (Дж. Вуд, Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосев, Н.Н. Моисеев, Э. Тайлор, С.В. Токарев, М. Элиаде и др.). Единство происхождения мира, освещение взаимосвязи и зависимости человека от божественной сущности мира и природы нашло отражение в средневековых религиозно-философских концепциях (Блаженный Августин). Развитие научных представлений о взаимосвязи и отношении природы и общества берет начало в космогонизме древнегреческой философии, в единстве макрокосма-вселенной и микрокосма-человека, а также в зороастризме ариев и даосизме древнекитайской философии. Внимание к природной сущности человека, представленное в работах гуманистической направленности философов Нового времени (Г. Гегель, И. Гердер, И. Кант, Л. Фейербах, И.Г. Фихте и др.), реализуется в оппозиционировании «естественная…» и «искусственная природа человека», «природа» и «культура как вторая природа» человека. Система взаимоотношений «человек – природа - общество» наиболее полно представлена в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, актуализирована впоследствии в аспекте экологических проблем в исследованиях философов и социологов конца XIX-XX вв. (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, О. Конт, Г. Спенсер и др.).
Особую значимость в утверждении единства человека и природы как составляющих Вселенную имеют труды теоретиков русского космизма: Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского и др.
Значительную роль в осмыслении темы нашего исследования приобрело учение В.И. Вернадского о ноосфере, т.е. переходе биосферы в новое качественное состояние – в сферу разума. Достаточно близкие мотивы обнаруживаем в парадигме американского инвайронментализма, центральное место в которой отводится взаимодействию общества со средой обитания (консервационисты: У. Пауэлл, Дж. Пиншо, Б. Фернау; экологисты: Э. Ист, А. Леопольд, Дж. Марш, Э. Росс; экоцентристы: М. Ганди, А. Швейцер и др.).
Заслуга разработки методологического и понятийного аппарата современной экологии, раскрытия взаимосвязи биоценоза, антропосоциогенеза и «живой массы природы», введения понятий «биосфера», «ноосфера» и др. принадлежит В.И. Вернадскому, Л.Н. Гумилеву, Н.Я. Данилевскому, А.Л. Чижевскому и др.
Предпосылки к теоретическому осмыслению проблем экологии культуры проявились в работах представителей русской предреволюционной философской мысли (И.А. Ильин, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др.), в исследованиях ученых периода Советской власти (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев и др.), в изысканиях авторитетных культурологов (С.С. Аверинцев, Л.М. Баткин, В.С. Библер, Н.С. Злобин, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.).
Непосредственным толчком к определению экологии культуры стали междисциплинарные исследования 80-90-х гг. ХХ в., рассматривающие данную дефиницию в контексте «первой природы». В этом пространстве текстов возникает и само название новой научной дисциплины, данное Д.С. Лихачевым, и наиболее значимые смысловые линии его рассмотрения, согласно которым экология культуры трактуется как: а) культурная экология – наука, изучающая связь между природными условиями и культурой определенного региона, народа, государства, между природой и культурой (Д. Винер, Л.Н. Гумилев, Г. Конвенц, Э. Пианки, Ф.В. Разумовский, Ч. Элтон и др.); б) экологическая культура – наука об отношении культуры общества с окружающей средой (В.П. Гайденко, Т.М. Дридзе, Н.Н. Киселев, И.О. Назаров, Н.Н. Моисеев, Ю. Одум, М. Рац); в) экологическая эстетика – наука об эстетическом восприятии окружающей среды (в частности – информационного пространства (Т. Бинокли, А. Гермерен, Т. Жессон, М. Макклюэн, Н.Б. Маньковская, А. Медоуз, А. Печчеи, О.Н. Яницкий).
Содержание понятия «экология культуры» обогатили исследования по социальной и экологической философии (В.В. Бахарев, Л.И. Василенко, В.И. Курашов и др.), по экологической педагогике и психологии (С.Н. Глазычев, И.Д. Зверев, А.Н. Кочергин, И.К. Лисеев, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, Н.Е. Щурков и др.), по биологии (М.В. Гусев, С.И. Пегов и др.), по экологической этике («этике Земли», «этике экологической ответственности» (А. Атфилд, В.П. Гайденко, Ю.Ю. Галкин и др. – последователи А. Швейцера).
Важную роль в формировании концепции исследования сыграли труды А.С. Запесоцкого, Д.С. Лихачева, И.Н. Ремизова, А.В. Соколова; работы, связанные с интерпретацией текстов культуры (А.П. Марков, В.В. Налимов, А.М. Панченко).
Лишь совсем недавно появились исследования О.И. Генисаретского, В.Л. Каганского, В.А. Кутырева, М. Макклюэна, В.А. Подорога и др., обусловившие необходимость выявления содержания экологии культуры как новой культурологической дисциплины.
Краткий обзор степени разработанности темы диссертации позволяет констатировать необходимость осмысления культурообразующей роли экологии культуры в современном глобализирующемся мире в контексте недостаточной изученности (даже при наличии публикаций по теме нашего исследования) и востребованности ее гуманистического потенциала в процессе сохранения человечества.
Понимание актуальности данной проблемы предопределило цель исследования – выявить культурно-антропологические основы экологии культуры и обосновать социально-культурные условия их реализации в ситуации глобализации.