ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
По нашему мнению, источниками воссоздания эколого-культурных ценностей как ядра культуры являются:
- образцы дописьменных средств общения и информации, родовые и семейные традиции, «сохраняющие качество любой культуры» (Н.А. Бердяев), народная педагогика, обряды, ритуалы и иные формы традиционной культуры;
- образцы классического искусства, отразившие особенности национального менталитета, произведения литературы, музыки, хореографии, живописи, театра, архитектуры, скульптуры и др., объединенные семиотическим смыслом отечественной культуры;
- лучшие образцы массовой культуры, имеющие транснациональный характер и ориентированные на вхождение человека в мир культуры посредством последовательного возвышения духовных интересов и потребностей людей, их восхождения к подлинным высотам отечественной и мировой культуры.
Комплекс данных ценностей, по нашему мнению, представляет национальную концептосферу, способную обеспечить цивилизованный прорыв в новое мировоззрение, иную систему ценностей, тождественных неизменным общечеловеческим нравственным заповедям, уважения к другим народам без различий – политических, национально-этнических, религиозных – в общих чувствах добра, справедливости, правды, уважения человеческого достоинства. Полагаем, что посредством «текстов культуры» и содержащихся в них ценностей осуществляется мировоззренческое, культурологическое осмысление совокупности всего, достигнутого человечеством в ходе истории, выраженного в синтезе созданных человеком материальных и духовных ценностей, гармоничных форм отношений личности к природе, обществу, самой себе, становящихся результатом ее связи с Родиной и Миром и утверждения в них.
2.2. Экология информационного пространства
в современной социокультурной среде
Современный взгляд на культуру предполагает, что культура - это открытая, сложноорганизованная, саморазвивающаяся система, развивающаяся в соответствии с некими общими признаками самоорганизации материи. Культура – как всякая открытая система – должна обмениваться энергией (информацией) с окружающей средой. Все изменения в системе носят системный же характер: невозможно поменять экономическую культуру без ценностных установок и наоборот. В то же время эволюция конкретной культурной системы, входящей как подсистема в общечеловеческую культуру, на тех же основаниях приводит к изменениям всей суперсистемы и эволюция суперсистемы неизбежно принуждает эволюционировать входящие в состав части. Для исследователя, занимающегося философско-культурологическими проблемами, излишне напоминать, что роль диалога в развитии культуры открыта достаточно давно и что прогресса культуры вне диалоговости, обмена культурными ценностями не существует, как и современной социокультурной среды без медиа (от латинского «медиа», «медиум» - средство, посредник) – поступательно расширяющейся системы массовых коммуникаций («информационного взрыва», по определению канадского социолога М. Маклюэна), основными характеристиками которой – основы постмодернистской (информационной) цивилизации - являются хаотичность, беспредельность и избыточность, существенным образом влияющие на процесс «глобального», «планетарного» мышления.
Медиакультура, детище современной культурологической теории, посредник между обществом и государством, социумом и властью, в лице спутникового ТВ, видео, ЭВМ, Интернета, электронной почты, сотовой связи и т.п., не только ежесекундно совершенствуется, смешивается, пополняется, комбинируется, но расширяет социальную память индивида, общества, всей планеты, социокультурное пространство, наконец, создает вокруг человека четыре основных информационных потока:
- новационный (приобщающий потребителя к новым знаниям);
- ориентационный (помогающий человеку ориентироваться в системе природного и социального пространства, формирующий его экзистенциальные и ценностные ориентиры);
- стимуляционный (воздействующий на мотивационные основания активности людей);
- корреляционный (уточняющий или обновляющий параметры первых трех информационных потоков).
Компьютерные и телекоммуникационные технологии становятся своеобразным инструментом информационной, политической и духовной экспансии, средством создания новых социальных мифов, что обусловливает острую необходимость модернизации социокультурной сферы России на рубеже XX-XXI вв., к существенным чертам которой относятся:
- компьютеризация массовых библиотек, музеев, архивов;
- создание общедоступных баз и банков данных в области гуманитарных и социальных наук;
- создание широкой сети культурно-информационных, культурно-образовательных информационно-развлекательных центров в регионах страны;
- создание и развитие русскоязычного сектора в Интернете;
-обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства.
Средства коммуникации (медиа) – это не только средства массовой информации (от лат. «information» - «осведомление», «представление», «разъяснение»), как часто считается. Как полагает М. Маклюэн, к медиа следует отнести такие разные вещи, как электрический свет, устная речь, письмо, дороги, числа, одежда, жилище, город, деньги, часы, печать, комикс, книга, реклама, колесо, транспортные средства (велосипед, автомобиль, самолет), автоматическое оборудование, фотография, игры, пресса, телеграф, пишущая машинка, телефон, фонограф, кино, радио, телевидение, оружие и мн. др.
Все это многообразие «технологий», «посредников» вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром (как природным, так и социальным) и реорганизует его способ мировосприятия и образ жизни. Будучи внешними расширениями человека, непосредственными техническими продолжениями его тела, органов чувств и способностей, эти «средства» в конечном итоге отделяются от человека и обретают власть над ним. Так, развитие технологической инфраструктуры человеческого тела (а затем и человеческих коллективов) сопровождается последовательной «ампутацией» всевозможных человеческих способностей. Стремясь завладеть сознанием потребителя, погружая его в иллюзорный мир грез, медиа способно «ампутировать» человеческое сознание. Перед лицом этой отчужденной технологической инфраструктуры человек оказывается слабым и зависимым существом. Радующийся возможностям этой технологической машинерии, человек теряет самого себя, как Нарцисс, парализованный своим отражением в воде.
На наш взгляд, ставшая особым этапом эволюции цивилизации, медиакультура – это совокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Все виды медиа (аудиальные, печатные, визуальные, аудиовизуальные) включают в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия; медиакультура может выступать и системой уровней развития личности, способной «читать», анализировать и оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа.
В истории медиакультуры следует выделить четыре эпохи: 1) эпоха дописьменного варварства; 2) тысячелетие фонетического письма; 3) «Гутенбергова галактика» - пять сотен лет печатной техники; 4) «Галактика Маркони» - современная электронная цивилизация. И, наконец, 5) «Галактика Интернет».
Как и культура в целом, медиакультура – явление полифункциональное. Медиакультура является фактором социальной модернизации благодаря таким важным функциям, как:
- информативная, заключающаяся в том, что медиакультура представляет собою особый тип информационного процесса, которого не знает природа; социальная информация, сохраняющаяся и накапливающаяся в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. Благодаря данной функции медиакультура предстает как матрица, сохраняющая генетическую память общества;
- коммуникативная, состоящая в акте общения между властью и обществом, разными странами, народами, социальными группами, индивидами и т.д. Именно коммуникативная функция медиакультуры дает ей возможность выступать мощным катализатором диалога культур, благодаря чему происходит обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте и тем самым интенсифицируется социальный прогресс. Важнейший аспект культурной деятельности человека – развитие форм и способов коммуникации (от первобытных сигнальных барабанов до современного спутникового телевидения и компьютера).