www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ




Культурный человек, стремящийся к развитию и счастью, наряду с сознанием, умением и организованностью, должен обладать гуманистической нравственностью и осуществлять деятельность в интересах своего и социального блага. Вместе с тем, полагаем, что религиозный и светский подходы объединяет понятие «совершенство человека». Чем выше совершенство человека, как полнота, высшая ступень всех достоинств, тем меньше зла. А путь к совершенству – это путь к высокой духовной культуре.


Важную роль в процессе построения культуры глобального гражданского общества, экологии культуры предстоит сыграть национальным государствам. Как известно, характер и качества каждой национальной культуры во многом зависят от таких факторов, как природно-географические условия, биологический код, социальная среда, исторические условия и культурный обмен. При этом ключевую роль играет социальная среда, включающая такие взаимозависимые институты, концепты экологии культуры, как Семья, Коллектив и Общество, во многом зависящие от политического режима государства.


Огромную роль в социально-культурном развитии общества и государства играет семья. Культура личности в решающей степени зависит от семейного воспитания. И если человек не получил гуманистического воспитания в семье, в нем может преобладать, в ущерб социальности, культурный атавизм. Именно такие семьи, по нашему мнению, создают предпосылки для естественной культивации «биологической», «зверьковой» культуры человека. Склонность к злодеянию или добродетельности зависит от генетики человека, которая во многом определяется исторически сложившейся традиционной культурой, психологией, мировоззрением, образом жизни семьи, являющейся питательной средой формирования индивидуальной культуры личности и ее характера.


Культура семьи – это показатель и источник культуры общества, основа общенациональной культуры государства, его жизнеспособности и созидательных возможностей. Она определяет качества человеческого потенциала и культурный облик национального государства, однако если воспитание детей начинается в семье, то воспитание самих родителей во многом зависит от государства, именно поэтому, на наш взгляд, воспитание семей должно быть одной из основных забот государства. В современных условиях решение этой стратегически важной задачи, наряду с образованием, должно обеспечиваться государственной системой культурологического просвещения народа. Такая система открывает большие возможности познания населением истории развития мировой цивилизации и освоения им культурных богатств, выработанных разумом, чувствами и созидательным трудом.


Не менее важным фактором социально-культурного развития нации является общество. Анализ сущности множества современных конфликтов показывает, главной их причиной является конфликт культур. Мы полагаем, что именно конфликт культур, связанных с различными иерархиями базовых ценностей, нередко приводит к взрывоопасным ситуациям и терроризму. Поэтому решающее значение для достижения политической, социальной, межрелигиозной и межнациональной стабильности имеет формирование культурной идентичности граждан и народов путем утверждения примата общечеловеческих ценностей, демократической культуры, ценностей либерализма и гражданского общества. Важное для этого значение имеет сближение их представлений о смысле жизни, ценностях, понятиях о добре и зле. И в этой связи, на наш взгляд, стратегическое значение в условиях глобализации приобретает вопрос о формировании индивидуальной культуры личности на основе приоритета универсальных принципов и ценностей духовной культуры человечества. На основе такой индивидуальной культуры, не разрушая культурную самобытность, можно правильно строить микро- и макросоциум культуры, гармонично взаимодействующие между собой культурные общности. Решение этой ключевой политической задачи с учетом сохранения основных ценностей национальных культур имеет важное значение. Учитывая реалии культурной самобытности, различия в религиях, традициях и образе жизни, именно такой подход дает возможность достичь взаимопонимания, отвечающего общим интересам.


Очевидно, что формирование культуры личности и общества во многом зависит от политического режима государства. Если демократическое устройство не обеспечивается правильной политикой и системой управления, отвечающей общественным интересам, то и оно не гарантирует от необузданного эгоизма, порождающего антисоциальные действия. В свое время известный немецкий философ и культуролог К. Ясперс, характеризуя состояние европейской культуры как регресс, подчеркивал, что безнадежность всегда вызывает потребность в иллюзиях, пустота жизни – потребность в сенсациях, а бессилие – потребность в насилии над более слабым. Исходя из этого, становится очевидным, насколько важно сделать человека сильным, духовно обогатить ему жизнь, дать ему реальную надежду на лучшее будущее. На аналогичных позициях стоял известный английский историк и культуролог А. Тойнби. Концепция «Вызов-Ответ» Тойнби как нельзя более логично, по нашему мнению, объясняет диалектический процесс развития культуры под влиянием внешних и внутренних стимулов, связанный с переходом из пассивного в активное состояние и наоборот. Тойнби придавал особое значение духу, воле и энергии личности как творца культуры. Будучи верующим человеком, он, тем не менее, решительно выступал за преодоление философии предопределенности как фактора торможения процесса творческого развития человека и общества. В основе развития цивилизации, согласно А. Тойнби, лежит «Вызов» и «Ответ». «Вызов» – как выбор духовности между Добром и Злом и как стимул борьбы за выживание и развитие в условиях природных и общественных напряжений и катаклизмов. «Ответ» - как движущая сила развития цивилизации. Именно эта мифологема, согласно Тойнби, с чьим мнением мы согласны, и является регулятором человеческих отношений.


Через индивидуальную культуру можно правильно формировать микро- и макросоциум культуры, человеческую общность. Исходя из этого, каждое правительство должно заботиться о создании благоприятной социально-культурной среды, воспитании добродетельности, законопослушности и высокой этики граждан. Оно должно осуществлять научно обоснованную социально-культурную политику, главной целью которой является подготовка и воспитание личностей с высокой культурой, создание условий для их продуктивной жизнедеятельности. Среди ряда ученых есть мнение, что социально-культурный прогресс нации связан не с политико-экономическими факторами, а с биологической обусловленностью. Иначе говоря, культурные различия предопределены биологически. Однако исторический опыт показал, что решающим фактором является социальная среда, в которой живет и формируется личность; независимо от расы, этноса, вероисповедания и места рождения человек имеет одну и ту же биологическую природу. Но формирование его культуры, определяющей его жизненные возможности и благосостояние, зависит от определенных природно-климатических, социальных и политических условий. Важное значение для развития культуры и преодоления трудностей жизни имеет образование и воспитание, а также политика и правильное управление. Неправильное управление, далекое от принципов высокой культуры, ведет к дегенерации и вырождению народа, его нежизнеспособности и порождает неправедность, зло, социальную несправедливость, недоверие народа к власти, его неуверенность в завтрашнем дне.


Глобализация, которая согласно своей природе призвана служить гармонизации мира, этизации человеческих отношений, взаимодействию политических систем, взаимообогащению национальных культур, в своем искаженном виде может способствовать их унификации, упрощенности, стандартизации. Во многом это зависит от того, кем управляем процесс глобализации, или кто на него влияет. Тем не менее, сущность процесса глобализации, его природа и всеобщая закономерность развития «проложат себе дорогу» через все многообразие внешних форм. И это неслучайно, так как во всеобщем процессе глобализации участвуют страны, имеющие различные культурные установки и находящиеся на различных ступенях развития: человечество как единое целое действительно нуждается в выработке общих норм взаимодействия обществ, и поэтому культурная глобализация не может не иметь своих оснований в этике взаимоотношений, продуктивном диалоге между нациями и их культурами, оказываясь объектом пристального внимания ученых, политиков, священнослужителей, деятелей культуры и искусства, вызванного потребностью ее социокультурного, философско-культурологического, политического осмысления.