ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
В этом смысле культура зависима от природы, что обусловлено ее влиянием на общество, причём эта зависимость имеет двойственный характер.
Развитие общества привело к уменьшению его зависимости от окружающей среды. Однако противоречия между ними не были сняты уже по «вине» человека. Активное использование природы в своих целях опять поставило человечество перед проблемой выживания. Зависимость человека от окружающей среды хотя и уменьшилась, но не исчезла и наполнилась новым содержанием. Учитывая это, уже в XIX в. американский учёный Д.П. Марш, проанализировав изменения человеком окружающей среды как материальной основы развития общества, сформулировал программу охраны природы. Современное разрушение природы превосходит описанное Д.П. Маршем во много раз, и это поставило материальную культуру в зависимость от решения экологических проблем. Отметим также, что физическое состояние человека является компонентом материальной культуры, так как, с одной стороны, представляет собой материальные процессы, происходящие в организме данного биологического вида, а с другой - результат удовлетворения материальных потребностей, необходимых для жизнедеятельности человека как природного существа, заинтересованного в чистоте окружающей среды.
Бесспорно, на наш взгляд, экология культуры сегодня - это основа жизни социума, базирующаяся и на основе экологической культуры, и на основе социальной экологии, как и процесс сохранения культурных традиций прошлого для творческого продолжения их в настоящем, для реализации потребности в обозначении и сохранении культурной идентичности.
Экология культуры - перенесение понятия «экология» на отношение к культуре и вообще к социальной памяти, связанной с прошлым. Предполагающая процесс сохранения культурной среды (культурного наследия) наряду с сохранением природной среды, экология культуры рассматривает культурную среду как непременное условие для осуществления духовной, нравственной жизни личности, для ее привязанности к родным местам, к наследию предков.
Экология культуры – один из разделов экологической эстетики, которая исследует проблемы эстетического с точки зрения диалектической взаимосвязи человека и окружающей природы (благодаря чему личность преобразовывает не только природу, но и самого себя).
Экология культуры – это проблема человеческой меры, чтобы жизнедеятельность не стала только деятельностью, чтобы стремление к творчеству не подавило способности к любви; это проблема сохранения гуманистического начала бытия личности и общества, модели «человек – природа - общество», попытка осмыслить особенности которой и представлена в данной работе.
Проблема экологии культуры стала одной из наиболее очевидных проблем современной России, поскольку, движимая в течение нескольких столетий пафосом созидания и преображения, открытия нового (вспомним, к примеру, Золотой и Серебряный век русской культуры), культура не ставила ценностного ударения на задачах воссоздания утрачиваемого. Ныне ситуация в корне иная: теперь мы отчетливо видим, что если создание потребного грозит гибелью данного, то не следует жалеть творческих усилий на то, чтобы сохранять, реконструировать, спасать наличные ценности.
Главная забота современного культурно-экологического движения – сберечь ценности унаследованной культуры, глубинные традиции того или иного народа, составляющие часть среды обитания. В экологии культуры, равно как в развивающейся параллельно социальной экологии, основой гуманитарно-экологической проектной концепции «обретения – восстановления – наращивания» жизненного собственного мира становится и объект, и субъект экологии – личность. Экология культуры оказывается всецело зависимой от экологии личности, не столько от его физического, сколько от духовного здоровья, системы ценностей, сформированных благодаря культуре.
Если определять экологию культуры, опираясь на принципы персоналистической философии, то отчетливо встанет проблема сохранения культурных символов прошлого, сохраняемых духовным миром личности, ее нравственностью.
Культурный символ - атрибут личности. И как таковой, он способен излучать духовную энергию и тем самым формировать культурную среду - эту подлинно человеческую среду обитания. Культурный символ всегда предназначен для прочтения. Он направлен на вовлечение человека в духовную жизнь. Он может транслировать ценности и, в силу этого, содействовать появлению новых персон. Транслируя ценности, культурный символ стимулирует духовное рождение человека. В силу отмеченных свойств культурного символа его сохранение не может не рассматриваться как приоритетная задача для любого общества. Однако экология культуры, по мнению Г.В. Флоровского, не исчерпывается проблемой сохранения культурных символов прошлого (97, 617). Экология культуры - это поиск путей сохранения культурной среды настоящего, включающей живых людей, жизнь которых надо беречь, условия деятельности которых необходимо делать максимально благоприятными. В рамках экологии культуры должна присутствовать экология живой личности - понимание важности сохранения одухотворенной личности и ее среды обитания, на которую она кладет печать своего уникального внутреннего мира. Именно таким образом понятие «экология культуры», как и «экология личности» должны стать приоритетом для нашего общества, если, конечно, оно хочет сохранить себя в современном и будущем мире.
Ни о какой экологии культуры не может быть и речи без изменения мышления в нашем обществе. По мнению Г.В. Флоровского, необходим возврат к миру абсолютных ценностей (97, 617). Слова «личность», «свобода», «нравственность», «Отечество» должны перестать быть просто пустыми звуками. Гуманитарные науки должны выйти за пределы наивного органицизма и стать подлинно науками о духе. Конечно, все это невозможно без новых концептуальных синтезов в области философии. Пора серьезно задуматься о том, какая философия нам нужна. И если нам действительно нужна философия, ориентированная на духовное возрождение нации и способная преодолеть современную аксиологическую катастрофу, то мы вправе опереться и на наследие отечественной религиозной мысли, которую всегда отличали панморализм, рассматривание ценностей как абсолютных реалий, и на систему ценностей, рождающих нравственность личности, запечатленных в образцах народного творчества и классического искусства.
Обращенность к ценностной проблематике, всецелая ориентация на духовно-нравственную жизнь, устремленность к возвышенным идеалам — все эти уникальные особенности русской философии и культуры просто не могут быть невостребованными сегодня, в период актуализации экологии человека, защиты и его биологического, и духовного начала.
Так, одним из аспектов экологии личности сегодня является экология языка как концепт вневременного формирования патриотизма. Ученых, философов, создателей искусств, деятелей разных сфер волновала проблема сохранения языка как основы человеческой и общественной жизни, собственно государственности, самого патриотизма. «У нас некоторые заглядывают очень далеко вперед, - писал еще в ХIХ в. русский писатель Иван Гончаров, - <…> говорят, что это неважно, что даже национальность есть задержка, что впереди где-то стоит идеал слияния народностей, религий, языков, следовательно, немецкий ли элемент, русский ли возьмет верх, лишь бы было общее благо <…> Может быть! Спаситель сказал, что будет едина вера и едино стадо, но и Он ничего не сказал о языке и народности. Я не с точки зрения шовинизма или квасного патриотизма боюсь за язык <…> Но все же я думаю, что народы должны придти к этому общему идеалу человеческого конечного здания – через национальность, то есть каждый народ должен положить в его закладку свои умственные силы, свой капитал. А мы кладем его как-то вяло и лениво, да еще упрямимся не говорить по-русски» (197). Мистически актуальны мысли писателя позапрошлого века, высказавшего, пожалуй, мнение, всеобщее, и как оказалось, вневременное.
В течение многих веков русские вынуждены были выживать, однако даже в самые сложные моменты своей истории они осознавали извечную необходимость сохранения языка как основы народа. Обширный источник формирования особого отношения к языку находим в фольклоре, в частности, в его малых жанрах, паремиях. Так, в пословицах и поговорках отражено и заслуженно уважительное отношение к слову («Живое слово дороже мертвой буквы» (145, 207); «Живым словом победить» (145, 207); «Пасеное слово за щекой» (145, 194); «На великое дело – великое слово» (145, 207). «Блюди хлеб на обед, а слово на ответ» (145, 185), и устойчивый интерес к всемогущему языку («Язык телу якорь» (145, 185); «Язык с Богом беседует» (145, 185); «Язык царствами ворочает» (145, 185); «Язык языку весть подает» (145, 185); «Языком, что рычагом» (145, 185); «Язык один, и в будни и в праздник» (145, 186).
Развитие общества привело к уменьшению его зависимости от окружающей среды. Однако противоречия между ними не были сняты уже по «вине» человека. Активное использование природы в своих целях опять поставило человечество перед проблемой выживания. Зависимость человека от окружающей среды хотя и уменьшилась, но не исчезла и наполнилась новым содержанием. Учитывая это, уже в XIX в. американский учёный Д.П. Марш, проанализировав изменения человеком окружающей среды как материальной основы развития общества, сформулировал программу охраны природы. Современное разрушение природы превосходит описанное Д.П. Маршем во много раз, и это поставило материальную культуру в зависимость от решения экологических проблем. Отметим также, что физическое состояние человека является компонентом материальной культуры, так как, с одной стороны, представляет собой материальные процессы, происходящие в организме данного биологического вида, а с другой - результат удовлетворения материальных потребностей, необходимых для жизнедеятельности человека как природного существа, заинтересованного в чистоте окружающей среды.
Бесспорно, на наш взгляд, экология культуры сегодня - это основа жизни социума, базирующаяся и на основе экологической культуры, и на основе социальной экологии, как и процесс сохранения культурных традиций прошлого для творческого продолжения их в настоящем, для реализации потребности в обозначении и сохранении культурной идентичности.
Экология культуры - перенесение понятия «экология» на отношение к культуре и вообще к социальной памяти, связанной с прошлым. Предполагающая процесс сохранения культурной среды (культурного наследия) наряду с сохранением природной среды, экология культуры рассматривает культурную среду как непременное условие для осуществления духовной, нравственной жизни личности, для ее привязанности к родным местам, к наследию предков.
Экология культуры – один из разделов экологической эстетики, которая исследует проблемы эстетического с точки зрения диалектической взаимосвязи человека и окружающей природы (благодаря чему личность преобразовывает не только природу, но и самого себя).
Экология культуры – это проблема человеческой меры, чтобы жизнедеятельность не стала только деятельностью, чтобы стремление к творчеству не подавило способности к любви; это проблема сохранения гуманистического начала бытия личности и общества, модели «человек – природа - общество», попытка осмыслить особенности которой и представлена в данной работе.
Проблема экологии культуры стала одной из наиболее очевидных проблем современной России, поскольку, движимая в течение нескольких столетий пафосом созидания и преображения, открытия нового (вспомним, к примеру, Золотой и Серебряный век русской культуры), культура не ставила ценностного ударения на задачах воссоздания утрачиваемого. Ныне ситуация в корне иная: теперь мы отчетливо видим, что если создание потребного грозит гибелью данного, то не следует жалеть творческих усилий на то, чтобы сохранять, реконструировать, спасать наличные ценности.
Главная забота современного культурно-экологического движения – сберечь ценности унаследованной культуры, глубинные традиции того или иного народа, составляющие часть среды обитания. В экологии культуры, равно как в развивающейся параллельно социальной экологии, основой гуманитарно-экологической проектной концепции «обретения – восстановления – наращивания» жизненного собственного мира становится и объект, и субъект экологии – личность. Экология культуры оказывается всецело зависимой от экологии личности, не столько от его физического, сколько от духовного здоровья, системы ценностей, сформированных благодаря культуре.
Если определять экологию культуры, опираясь на принципы персоналистической философии, то отчетливо встанет проблема сохранения культурных символов прошлого, сохраняемых духовным миром личности, ее нравственностью.
Культурный символ - атрибут личности. И как таковой, он способен излучать духовную энергию и тем самым формировать культурную среду - эту подлинно человеческую среду обитания. Культурный символ всегда предназначен для прочтения. Он направлен на вовлечение человека в духовную жизнь. Он может транслировать ценности и, в силу этого, содействовать появлению новых персон. Транслируя ценности, культурный символ стимулирует духовное рождение человека. В силу отмеченных свойств культурного символа его сохранение не может не рассматриваться как приоритетная задача для любого общества. Однако экология культуры, по мнению Г.В. Флоровского, не исчерпывается проблемой сохранения культурных символов прошлого (97, 617). Экология культуры - это поиск путей сохранения культурной среды настоящего, включающей живых людей, жизнь которых надо беречь, условия деятельности которых необходимо делать максимально благоприятными. В рамках экологии культуры должна присутствовать экология живой личности - понимание важности сохранения одухотворенной личности и ее среды обитания, на которую она кладет печать своего уникального внутреннего мира. Именно таким образом понятие «экология культуры», как и «экология личности» должны стать приоритетом для нашего общества, если, конечно, оно хочет сохранить себя в современном и будущем мире.
Ни о какой экологии культуры не может быть и речи без изменения мышления в нашем обществе. По мнению Г.В. Флоровского, необходим возврат к миру абсолютных ценностей (97, 617). Слова «личность», «свобода», «нравственность», «Отечество» должны перестать быть просто пустыми звуками. Гуманитарные науки должны выйти за пределы наивного органицизма и стать подлинно науками о духе. Конечно, все это невозможно без новых концептуальных синтезов в области философии. Пора серьезно задуматься о том, какая философия нам нужна. И если нам действительно нужна философия, ориентированная на духовное возрождение нации и способная преодолеть современную аксиологическую катастрофу, то мы вправе опереться и на наследие отечественной религиозной мысли, которую всегда отличали панморализм, рассматривание ценностей как абсолютных реалий, и на систему ценностей, рождающих нравственность личности, запечатленных в образцах народного творчества и классического искусства.
Обращенность к ценностной проблематике, всецелая ориентация на духовно-нравственную жизнь, устремленность к возвышенным идеалам — все эти уникальные особенности русской философии и культуры просто не могут быть невостребованными сегодня, в период актуализации экологии человека, защиты и его биологического, и духовного начала.
Так, одним из аспектов экологии личности сегодня является экология языка как концепт вневременного формирования патриотизма. Ученых, философов, создателей искусств, деятелей разных сфер волновала проблема сохранения языка как основы человеческой и общественной жизни, собственно государственности, самого патриотизма. «У нас некоторые заглядывают очень далеко вперед, - писал еще в ХIХ в. русский писатель Иван Гончаров, - <…> говорят, что это неважно, что даже национальность есть задержка, что впереди где-то стоит идеал слияния народностей, религий, языков, следовательно, немецкий ли элемент, русский ли возьмет верх, лишь бы было общее благо <…> Может быть! Спаситель сказал, что будет едина вера и едино стадо, но и Он ничего не сказал о языке и народности. Я не с точки зрения шовинизма или квасного патриотизма боюсь за язык <…> Но все же я думаю, что народы должны придти к этому общему идеалу человеческого конечного здания – через национальность, то есть каждый народ должен положить в его закладку свои умственные силы, свой капитал. А мы кладем его как-то вяло и лениво, да еще упрямимся не говорить по-русски» (197). Мистически актуальны мысли писателя позапрошлого века, высказавшего, пожалуй, мнение, всеобщее, и как оказалось, вневременное.
В течение многих веков русские вынуждены были выживать, однако даже в самые сложные моменты своей истории они осознавали извечную необходимость сохранения языка как основы народа. Обширный источник формирования особого отношения к языку находим в фольклоре, в частности, в его малых жанрах, паремиях. Так, в пословицах и поговорках отражено и заслуженно уважительное отношение к слову («Живое слово дороже мертвой буквы» (145, 207); «Живым словом победить» (145, 207); «Пасеное слово за щекой» (145, 194); «На великое дело – великое слово» (145, 207). «Блюди хлеб на обед, а слово на ответ» (145, 185), и устойчивый интерес к всемогущему языку («Язык телу якорь» (145, 185); «Язык с Богом беседует» (145, 185); «Язык царствами ворочает» (145, 185); «Язык языку весть подает» (145, 185); «Языком, что рычагом» (145, 185); «Язык один, и в будни и в праздник» (145, 186).