ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Объект исследования - экология культуры как культурно-антропологический концепт, формирующий новую картину мира.
Предмет исследования – процесс формирования культурно-антропологических основ экологии культуры в социокультурном хронотопе.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:
1) конкретизировать понятие «экология культуры» с учетом комплекса историко-культурных предпосылок появления и современной глобализационной ситуации;
2) выявить и охарактеризовать значение экологии культуры как базисной основы формирования экологии личности;
3) раскрыть природу экологического гуманизма как фактора экологии культуры;
4) обосновать системообразующий статус экологии культуры в структуре «человек – природа - общество»;
5) исследовать специфику экологии информационного пространства в современной социокультурной среде;
6) проанализировать роль и значение экологии культуры в глобализирующемся мире.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют современные культурологические концепции (герменевтическая, диалогическая, семиотическая), в которых культурное пространство предстает как принципиально гетерогенное и асистемное, что позволяет осознать культуру не как иерархизированное и жестко структурированное явление, переданное человеку, а как совокупность сосуществующих культурных сред. Способы взаимодействия между ними и определяются человеком, образуя его культурный ландшафт); научные принципы историко-культурологического познания: объективность, историзм, системность, всесторонность; общенаучные принципы системного, комплексного анализа общественных явлений, многопланового, цивилизационного подхода ко всей совокупности объективных и субъективных факторов развития общества.
Информационную и теоретическую базу исследования составили работы, выполненные в рамках различных направлений культурфилософской мысли: философской антропологии, синтезирующей научные, философские, теологические представления о человеке, его месте в обществе, природе, Вселенной (Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, С.Н. Трубецкой, Г.П. Федотов и др.); социологии и философии культуры, предметом изучения которой является структура, функции и закономерности ее развития (Л.М. Волынская, Б.Л. Губман, П.С. Гуревич, Л.Г. Ионин и др.).
Методологической основой исследования выступили научные изыскания Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Г. Спенсера в плане анализа ценностно-нормативного и институционного пластов культуры; Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера – в контексте выявления культурно-исторических типов; А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, А.Я. Гуревича – в направлении концептуальных идей, касающихся методологии категориального анализа культуры, исследования модели ее хронотопа.
Концептуальное ядро диссертации выстраивалось на материалах исследований, раскрывающих антропологические аспекты национальной культуры (С. Булгаков, В. Вейдле, Л. Карсавин, В. Розанов, С. Франк и др.). Проблемы смены культурных ценностей на рубеже XX-XXI вв. на основе изменения философских, мировоззренческих, моральных ориентиров, связанных с экологической ситуацией, представлены в трудах Е.А. Антонова, С.Н. Глазычева, А.В. Иванова, Н.Н. Киселева, Н.А. Некрасовой и др.
Теоретико-методологическими ориентирами исследования стали работы, в которых отражены особенности русской культуры, коренящиеся в народной и православной системе ценностей (И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Флоренский, А.С. Хомяков и др.), содержание и специфика русской идеи (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Вл. Соловьев и др.), раскрыта природа культуры, охарактеризованы функции культурного наследия и выявлена роль традиций (В.С. Библер, И.М. Быховская, Б.С. Ерасов, С.Н. Иконникова, А.С. Каргин, В.М. Межуев и др.), осмыслена диалогическая природа культуры (М. Бахтин, Х.-Г. Гадамер, М. Гуссерль, М. Мамардашвили, М. Хайдеггер и др.), в частности – в структурно-семиотическом ключе (Ю.М. Лотман).
Специфика проблематики данного исследования, потребовавшая от нас симбиоза различных теоретико-методологических подходов, позволила представить феномен экологии культуры в современном социокультурном глобализирующемся пространстве благодаря различным методам междисциплинарных исследований: культурологическому, историческому, литературоведческому, логическому, классификационному, хронологическому, синхронному и проблемному.
Применение того или иного метода было продиктовано логикой исследования, характером рассматриваемой проблематики и спецификой конкретного эмпирического материала.
Эмпирическую базу нашего исследования составили тексты культуры, представленные в виде образцов народной художественной культуры и классического искусства (в частности, произведений литературы, кино, телевидения и т.д.).
Исследование проводилось с учетом основных достижений мировой и отечественной философско-культурологической мысли, заложивших основу философии экологии культуры.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих результатах:
- в контексте разнородных подходов в становлении понятия «экология культуры» дано его авторское толкование как доминанты социокультурного процесса;
- раскрыто значение экологии культуры как базисной системы формирования экологии личности в его культурно-антропологической целостности;
- выявлена природа экологического гуманизма как феномена развития экологического сознания и экологии культуры;
- интерпретировано смысло-содержательное культурно- антропологическое ядро экологии культуры в системе «человек – природа - общество»;
- раскрыта специфика экологии информационного пространства в современной социокультурной среде государства и мира, базирующегося на культурно-антропологических ценностях, реализующего принципы этнополитического согласия;
- определен статус экологии культуры как матрицы формирования человека и мира в пространстве глобализации, в конструировании картины мира, основой которой является не экология, а экология культуры.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Экология культуры - феноменальный универсум, способный синтезировать процессы гуманитаризации и экологизации, обеспечить гармоничное функционирование системы «человек – природа – общество», детерминированный в различные формы человеческой жизнедеятельности с незапамятных времен, соединяющий природу и культуру, позволяющий сохранить природную среду и культурное наследие.
2. Экология культуры как базисная система культурно- антропологических ценностей, являясь одной из составляющих экологии личности, способствует формированию общечеловеческих, этнических, национальных и личностных концептов, востребованных в период перехода от естественнонаучной картины мира, деструктурированной в ситуации постмодернизма, к гуманистической картине мира, к ноосфере.
3. Экологический гуманизм, как ценностная система одухотворения мира, его гармонизации, очеловечивания, нормирования, стандартизации, идеализации, становится феноменом развития экологического сознания в контексте сохранения природы, культуры и самого человека (личности) как базовых сторон культурного ландшафта.
4. Экология культуры актуализирует культурно-антропологические ценности, составляющие смысло-содержательное ядро культуры в системе «человек – природа - общество» в аспекте ее доминантных звеньев, представляющих культурную экосистему, национальную «концептосферу» (Д.С. Лихачев), всесторонне воплощенную в «текстах культуры».
5. Одним из ключевых аспектов экологии культуры является экология информационного пространства, предполагающая проецирование принципов этнополитического согласия, культурно-антропологических ценностей в процессе формирования в пространстве поликультурного и многоконфессионального государства и мира.
6. Экология культуры - матрица формирования человека и мира в пространстве глобализации, способствующая переходу в ноосферу и преодолению деструктивных, антигуманистических процессов в политической, военной, информационной, экономической, технологической, экологической, социальной и культурной сферах, что требует:
- разработки концептуальных моделей механизма функционирования, развития и взаимодействия национальных культур с учетом их антропологической самости;
- содействия сохранению и формированию высокой духовной культуры человечества на основе экологии культуры, гармонизации культур, религий, интересов граждан и народов разных стран;
- разработки «общих» и «своих» программ и проектов социально-культурного развития человечества;
- эколого-культурного просвещения, ориентированного на активное изучение в различных странах мира общечеловеческой и национальных культур.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.