ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Тем не менее, по нашему мнению, этнические культуры, предполагающие наличие ряда общих, фундаментальных характеристик, которые составляют основу их идентификационных моделей, шире – самобытности, оказались неподготовленными к нарастающей динамике информационно-технологических изменений. Развитие современных электронных средств связи, внедрение в практику новых информационных технологий произвели в разных странах настоящий «инновационный» бум, значительно потеснив традиционный пласт культуры.
На наш взгляд, нельзя не видеть, что информационно-коммуникативные системы работают не только на размывание этнокультурной идентичности, в ряде случаев они способствуют сохранению этнокультурного взаимодействия, например, образуя каналы связи представителей разных культур, которые по тем или иным причинам проживают вне территории своей этнической родины, вне «места развития» их родной культуры. Представленность этнической культуры в них способствует удовлетворению потребностей многочисленных диаспор, развитию межкультурного взаимодействия, когда «индивидуальность культур переходит в универсальную цивилизацию» (Н.А. Бердяев). Более того, в условиях глобализации, когда миграция приобретает небывалые масштабы, передача духовного наследия вне естественной среды ее порождения становится актуальной и сложной проблемой. В определенной степени потребность в языке, как важном средстве идентификации, восполняется через печатную продукцию, телевидение и видео, электронные носители информации. Избежать смешения и полной ассимиляции с иными культурами помогает функционирование этнической культуры в мировом информационном пространстве, за счет чего поддерживается этничность в человеке. На наш взгляд, наивно представлять себе этот процесс простым: массовая и транснациональная культура способны демонтировать «вырванные» из собственного социального контекста культуры, лишенные практик воспроизводства, т.е. культуры, поддерживающиеся людьми, находящимися вне этнической среды. Кроме того, даже смена идеологических установок и приоритетность принципов культурного плюрализма не снимают новых детерминант современного мира – коммерческих требований, согласно которым функционируют современные массмедиа системы и сетевые структуры, поэтому презентация этнической культуры через информационные каналы часто носит рекламный, музейный характер, так как динамика ее развития и изменения слабо наблюдаемы в силу отсутствия необходимых информационных и финансовых ресурсов.
Эпоха аудиовизуальной культуры, начавшаяся более 100 лет назад с возникновением кино, связана со специфическим языком, в основе которого лежат невербальные коммуникативные процессы. Сегодня по уровню воздействия на человека экранные воздействия стали доминирующими. По некоторым данным, за последние пять лет ХХ в. объем только телевизионного вещания увеличился в 600 раз. И сегодня главным инструментом борьбы за влияние на сознание и интеллект человека оказывается невербальный аудиовизуальный язык, язык масс-медиа, проблема изучения которого не менее значима, чем проблема изучения классических вербальных языков, поскольку единственным способом противостоять потоку теле-, видео- и др. медиаинформации, не утратив личностных и пр. основ, является умение видеть и понимать увиденное, названное специалистами «медиаобразованием».
Будучи направлением в педагогике, «выступающим за изучение закономерностей массовой коммуникации» (88, 397), медиаобразование способно не только «подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных средств коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий» (88, 397), но и представить реальность во всех ее формах, опираясь на достижения педагогики, художественного воспитания, а также таких отраслей гуманитарного знания, как искусствоведение (включая киноведение, литературоведение, театроведение), культурология, история (история мировой художественной культуры и искусства), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества) и т.д. В отличие от обучения с помощью медиа, медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания.
Итоговой целью медиаобразования как процесса, продолжающегося всю жизнь человека, наделенного гражданской ответственностью, должна быть, на наш взгляд, медиаграмотность как свидетельство обладания развитой способности к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа. Развивая способности аудитории к критическому мышлению, а также - к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов, подготавливая аудиторию к жизни в демократическом обществе, обучая аудиторию пониманию социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов, обучая аудиторию декодированию медиатекстов, развивая коммуникативные способности личности, развивая способности аудитории к эстетическому восприятию, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов, обучая аудиторию творческому самовыражению с помощью медиа, основам идентифицирования, интерпретирования медиатекстов, экспериментирования с различными способами технического использования медиа, создания медиатекстов, обучая аудиторию теории и истории медиа и медиакультуры (88, 402-403), медиаобразование призвано не только обеспечить медиаграмотность, но и формировать медиакультуру личности и общества XXI в., которая, как «совокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в процессе исторического развития; совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, исторически сложившаяся система их воспроизводства и функционирования в социуме» (88, 429-430), является одним из базовых условий сохранения культуры в целом, как и актуализации проблемы экологии культуры. По нашему мнению, формирование информационно-коммуникативного пространства, развитие специализированных культурных сетей рассматриваются как создание дополнительных каналов для сохранения и распространения культурного наследия и включаются в стратегические цели культурной политики разных сообществ. Именно благодаря аудио- и аудиовизуальной технике записи, воспроизведению символической информации на новых электронных носителях мы имеем возможность включить в современный культурный контекст язык, образцы, ритуалы, традиции этнических культур, умирающих под цивилизационным натиском.
Подводя итоги, обратим внимание, что в концепциях культурной политики разных стран проблемы нивелирования культурных различий и «омассовления» культуры, сохранения этнокультурного многообразия и преодоления кризиса этнокультурной идентичности, формирование нового типа идентичности в Интернет-пространстве и нового общедоступного символического ряда и т.д. должны решаться, исходя из стратегических интересов и ценностно-идеологических приоритетов государства и институтов гражданского общества посредством разработки нормативно-правовых документов разного уровня. Признание прав человека на сохранение и развитие своей культуры, актуализированное на специальном заседании Госсовета Президентом РФ В.В. Путиным, поддержание этнокультурных автономий свидетельствуют о проведении в России политики «многокультурной державы», основанной на принципах культурного плюрализма, что впрочем, не исключает иных форм поддержки, прежде всего, финансово-экономической и информационной, как со стороны государства, так и общественных структур и бизнеса. Таким образом, одним из ключевых аспектов экологии культуры (в частности, экологии культуры России) является экология информационного пространства, предполагающая сохранение разнообразия национально-культурных традиций, по-прежнему играющих ключевую, объединяющую роль в формировании уникального, самобытного ландшафта, проецирование принципов этнополитического согласия, антропологических ценностей в процессе создания и расширения поликультурного и многоконфессионального государства и мира.
2.3. Экология культуры в глобализирующемся мире
Мир современной культуры на рубеже тысячелетий находится в состоянии ярко выраженных перемен, обусловленных поступательными процессами глобализации, которая является одной из объективных реалий сегодняшней жизни вне зависимости от наших желаний и отношений к ней, требующей в качестве своего подкрепления соответствующих тенденций в сферах ментальности, сознания, культуры, что чревато глубокими деструктивными последствиями.
На наш взгляд, нельзя не видеть, что информационно-коммуникативные системы работают не только на размывание этнокультурной идентичности, в ряде случаев они способствуют сохранению этнокультурного взаимодействия, например, образуя каналы связи представителей разных культур, которые по тем или иным причинам проживают вне территории своей этнической родины, вне «места развития» их родной культуры. Представленность этнической культуры в них способствует удовлетворению потребностей многочисленных диаспор, развитию межкультурного взаимодействия, когда «индивидуальность культур переходит в универсальную цивилизацию» (Н.А. Бердяев). Более того, в условиях глобализации, когда миграция приобретает небывалые масштабы, передача духовного наследия вне естественной среды ее порождения становится актуальной и сложной проблемой. В определенной степени потребность в языке, как важном средстве идентификации, восполняется через печатную продукцию, телевидение и видео, электронные носители информации. Избежать смешения и полной ассимиляции с иными культурами помогает функционирование этнической культуры в мировом информационном пространстве, за счет чего поддерживается этничность в человеке. На наш взгляд, наивно представлять себе этот процесс простым: массовая и транснациональная культура способны демонтировать «вырванные» из собственного социального контекста культуры, лишенные практик воспроизводства, т.е. культуры, поддерживающиеся людьми, находящимися вне этнической среды. Кроме того, даже смена идеологических установок и приоритетность принципов культурного плюрализма не снимают новых детерминант современного мира – коммерческих требований, согласно которым функционируют современные массмедиа системы и сетевые структуры, поэтому презентация этнической культуры через информационные каналы часто носит рекламный, музейный характер, так как динамика ее развития и изменения слабо наблюдаемы в силу отсутствия необходимых информационных и финансовых ресурсов.
Эпоха аудиовизуальной культуры, начавшаяся более 100 лет назад с возникновением кино, связана со специфическим языком, в основе которого лежат невербальные коммуникативные процессы. Сегодня по уровню воздействия на человека экранные воздействия стали доминирующими. По некоторым данным, за последние пять лет ХХ в. объем только телевизионного вещания увеличился в 600 раз. И сегодня главным инструментом борьбы за влияние на сознание и интеллект человека оказывается невербальный аудиовизуальный язык, язык масс-медиа, проблема изучения которого не менее значима, чем проблема изучения классических вербальных языков, поскольку единственным способом противостоять потоку теле-, видео- и др. медиаинформации, не утратив личностных и пр. основ, является умение видеть и понимать увиденное, названное специалистами «медиаобразованием».
Будучи направлением в педагогике, «выступающим за изучение закономерностей массовой коммуникации» (88, 397), медиаобразование способно не только «подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных средств коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий» (88, 397), но и представить реальность во всех ее формах, опираясь на достижения педагогики, художественного воспитания, а также таких отраслей гуманитарного знания, как искусствоведение (включая киноведение, литературоведение, театроведение), культурология, история (история мировой художественной культуры и искусства), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества) и т.д. В отличие от обучения с помощью медиа, медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания.
Итоговой целью медиаобразования как процесса, продолжающегося всю жизнь человека, наделенного гражданской ответственностью, должна быть, на наш взгляд, медиаграмотность как свидетельство обладания развитой способности к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа. Развивая способности аудитории к критическому мышлению, а также - к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов, подготавливая аудиторию к жизни в демократическом обществе, обучая аудиторию пониманию социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов, обучая аудиторию декодированию медиатекстов, развивая коммуникативные способности личности, развивая способности аудитории к эстетическому восприятию, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов, обучая аудиторию творческому самовыражению с помощью медиа, основам идентифицирования, интерпретирования медиатекстов, экспериментирования с различными способами технического использования медиа, создания медиатекстов, обучая аудиторию теории и истории медиа и медиакультуры (88, 402-403), медиаобразование призвано не только обеспечить медиаграмотность, но и формировать медиакультуру личности и общества XXI в., которая, как «совокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в процессе исторического развития; совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, исторически сложившаяся система их воспроизводства и функционирования в социуме» (88, 429-430), является одним из базовых условий сохранения культуры в целом, как и актуализации проблемы экологии культуры. По нашему мнению, формирование информационно-коммуникативного пространства, развитие специализированных культурных сетей рассматриваются как создание дополнительных каналов для сохранения и распространения культурного наследия и включаются в стратегические цели культурной политики разных сообществ. Именно благодаря аудио- и аудиовизуальной технике записи, воспроизведению символической информации на новых электронных носителях мы имеем возможность включить в современный культурный контекст язык, образцы, ритуалы, традиции этнических культур, умирающих под цивилизационным натиском.
Подводя итоги, обратим внимание, что в концепциях культурной политики разных стран проблемы нивелирования культурных различий и «омассовления» культуры, сохранения этнокультурного многообразия и преодоления кризиса этнокультурной идентичности, формирование нового типа идентичности в Интернет-пространстве и нового общедоступного символического ряда и т.д. должны решаться, исходя из стратегических интересов и ценностно-идеологических приоритетов государства и институтов гражданского общества посредством разработки нормативно-правовых документов разного уровня. Признание прав человека на сохранение и развитие своей культуры, актуализированное на специальном заседании Госсовета Президентом РФ В.В. Путиным, поддержание этнокультурных автономий свидетельствуют о проведении в России политики «многокультурной державы», основанной на принципах культурного плюрализма, что впрочем, не исключает иных форм поддержки, прежде всего, финансово-экономической и информационной, как со стороны государства, так и общественных структур и бизнеса. Таким образом, одним из ключевых аспектов экологии культуры (в частности, экологии культуры России) является экология информационного пространства, предполагающая сохранение разнообразия национально-культурных традиций, по-прежнему играющих ключевую, объединяющую роль в формировании уникального, самобытного ландшафта, проецирование принципов этнополитического согласия, антропологических ценностей в процессе создания и расширения поликультурного и многоконфессионального государства и мира.
2.3. Экология культуры в глобализирующемся мире
Мир современной культуры на рубеже тысячелетий находится в состоянии ярко выраженных перемен, обусловленных поступательными процессами глобализации, которая является одной из объективных реалий сегодняшней жизни вне зависимости от наших желаний и отношений к ней, требующей в качестве своего подкрепления соответствующих тенденций в сферах ментальности, сознания, культуры, что чревато глубокими деструктивными последствиями.