ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
В обстановке геополитического доминирования США, Запада и антинациональной политики определенной части правящей элиты России человек на постсоветском пространстве испытывает культурный и мировоззренческий шок. Во многом это обусловлено тем, что ментальные структуры русской души, культурно-антропологические ценности вступают в очевидные противоречия с проводимыми в стране реформами и с идеями глобализма.
Проблема глобализма, сравнительно новая для человеческого восприятия, внутренне противоречивая и далеко не однозначная в освещении средствами массовой информации, буквально ворвалась в повседневную жизнь каждого из нас. Глобализм и антиглобализм, экономическая, военно-политическая и социокультурная глобализация человеческого сообщества, противостояние «золотого миллиарда» и остальной части человечества, глобальный экономический кризис и рост народонаселения, бедность и терроризм – вот далеко не полный перечень проблем, с которым сталкивается каждый из нас в повседневной жизни или сидя у экрана телевизора. Сказанное выше вызывает настоятельную потребность в философском осмыслении его социальной природы. Глобализм как современная форма империализма и высшая ее стадия опирается не только на военную экспансию, но и на экспансию экономическую и культурную. Этим самым закрепляется система несправедливого распределения ресурсов планеты: природных, трудовых, интеллектуальных. В этом отношении весьма привлекательным является одно из положений «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000): «В культурно-информационной среде глобализация обусловлена развитием технологий, облегчающих перемещение вещей и предметов, распространением и получением информации… Однако данный процесс сопровождается попытками установления господства богатой элиты над остальными людьми, одних культур и мировоззрений над другими, что особенно нетерпимо в религиозной сфере. В итоге, наблюдается стремление представить в качестве единственно возможной универсальную бездуховную культуру, основанную на понимании свободы падшего человека, не ограничивающего себя ни в чем, как абсолютной ценности и мерила истины. Такое развитие глобализации многими в христианском мире сопоставляется с построением Вавилонской башни» (139, 86-87). Действительно, необходимо разобраться в великом множестве фактов, событий, процессов реальной жизни, попытаться сопоставить и систематизировать концепции, точки зрения, претендующие на целостное видение теории глобализма.
Таким образом, одной из задач стратегии построения культуры глобального гражданского общества является осуществление в каждой из стран мира культурных реформ, обеспечивающих устойчивое развитие и прогресс духовной культуры, отвечающий общественным интересам и потребности в формировании прогрессивной культуры мира. Такие реформы должны осуществляться на основе правильной социально-культурной политики и правильного управления, способствующих достижению экономической, социальной и политической самостоятельности и ответственности граждан.
Мировая культура, открывающая перед нами замечательную панораму жизнедеятельности народов, наций, отличающихся культурным разнообразием и культурной самобытностью, различными способами выражения интересов и удовлетворения человеческих потребностей, системами национально-культурных ценностей, в ситуации деструктивных процессов глобализации нуждается в особой экологизации и в пространстве каждой культуры, и в пространстве диалога культур. Важную роль в этом процессе сегодня играют ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Римский клуб, Международная и межрелигиозная Федерация за мир во всем мире, Всемирная ассоциация неправительственных организаций и др.
А. Печчеи, один из организаторов Римского клуба (неправительственной организации, созданной в 1968 г. для исследования глобальных проблем современности), предлагает учредить «Всемирный культурный концерн», целью которого стало бы финансирование долгосрочных культурных программ, и организацию «Культурный корпус», который объединил бы добровольцев из всех стран мира, желающих защитить и сохранить культурное наследие, способных осуществить интернационализацию исторических памятников и центров, представляющих всемирный интерес. Он подчеркивает, что необходимо найти такие формы географической и функциональной координации, центры принятия решений, которые стали бы единым целым, способным удовлетворить и частные, и всеобщие, долгосрочные интересы человечества. В русле решения данной проблемы, по нашему мнению, осуществляется деятельность ООН, которая, тем не менее, должна усилить свое внимание к вопросам гармонизации и развития мировой культуры. В интересах развития культуры мира, ее экологии она (ООН) могла бы возглавить процесс организации разработки и практического использования новых культурологических технологий для гармонизации культур и формирования разумной культурной идентичности в планетарном масштабе, в рамках новой этики мировой культуры.
На наш взгляд, эффективным механизмом экологии культуры, формирования и развития культуры глобального гражданского общества, гармонизации культур и интересов разных народов в новом столетии может стать создание при ООН и ЮНЕСКО Международного Совета по мировой и национальным культурам, что способствовало бы решению глобальных социально-культурных, геополитических, экологических, межнациональных проблем в аспекте:
- разработки концептуальных моделей механизма функционирования, развития и взаимодействия национальных культур с учетом их антропологической самости в рамках мирового культурного пространства, обеспеченных комплексом нормативно-правовой базы;
- содействия сохранению и формированию высокой духовной культуры человечества на основе экологии культуры, гармонизации культур, религий, интересов граждан и народов разных стран;
- разработки программ и проектов социально-культурного развития человечества, предполагающих формирование единого социокультурного пространства для взаимосвязанного развития, утверждения культур народов мира, повышения благосостояния наций;
- эколого-культурного просвещения, нацеленного на активное изучение в различных странах мира мировой и национальных культур, культурных завоеваний и опыта социально-культурного развития человечества, на формирование глобальной культуры, представляющей собой более высокий уровень культурной интеграции, пространством которой становится весь мир.
Таким образом, не отрицая негативных тенденций, отмечаемых в мире, подвергнутом глобализации, нельзя не констатировать как позитивное явление все возрастающее внимание к проблемам экологии культуры: как в национальном, так и в мировом масштабе, - что обусловлено деструктивными, антигуманистическими процессами в политической, военной, информационной, экономической, технологической, экологической, социальной и культурной сферах. Речь идет о глобализации политического (пример чего – решение проблем с позиций военно-технической мощи), экономического (доминирование интересов финансовой олигархии, решающая роль транснациональных корпораций), идеологического (пример которой – диктат либерализма как идеологии, которой свойственно выдавать желаемое за действительное), технологического (способствующая превращению человека из социально-культурной личности в человеческий
фактор Техноса), экологического (проявляющейся в уничтожении естественной среды обитания по принципу «Бери от жизни все!»), социокультурного (разрушение традиционных основ наций и цивилизаций, подмена национальных ценностей ценностями американской культуры) характера.
Пути решения вышеобозначенных проблем видятся нам:
- на национальном уровне: в обеспечении преемственности национальных традиций и культурной самобытности, в поисках и внедрении способов модернизации культуры как технологий жизнедеятельности, на основе творческого заимствования прошлого опыта развития человечества. Важнейшую роль в этом процессе играют аксиология, отражающая систему культурных ценностей и общность народа, наука и практика, раскрывающие пути и технологии прогрессивного роста;
- на международном уровне: в формировании новой философии жизни и мировой культуры, основанной на общечеловеческих ценностях, на синтезе культурных ценностей Запада и Востока, ориентированной на гармонизацию культур и интересов разных народов на базе универсальных принципов и ценностей демократии, отвечающих общим интересам человечества.
Экология культуры в глобализирующемся мире, как постоянная, вневременная категория, призвана, в итоге, привести к развитию национальных культур, к формированию людей высокой культуры производства, коммуникаций и управления, к устойчивым технологиям жизнедеятельности, к утверждению культуры мира и гендерного равноправия, к повышению уровня социальной ответственности и политической культуры людей, к совершенствованию культуры потребления и распределительных отношений, к сохранению культурного разнообразия и самобытности народов, к обеспечению экологической и правовой безопасности в мире.