Биобезопасность
Лихорадка долины Рифт
Строительство плотин, сельское хозяйство, ирригация, возможно изменение вирулентности и патогенности вируса.
Желтая лихорадка
Условия, способствующие передаче комарами
(в новых регионах).
Бактериальные
Бразильская пурпурная лихорадка
(Haemophilus influenzae,
biotype aegyptius)
Возможно, новый штамм
Холера
При недавней эпидемии в Южной Америке, вероятно, занесено овцами из Азии, распространению которой способствовало пониженное хлорирование воды.
Новый штамм (тип 0139).
Недавно занесенный из Азии, распространившийся вследствие туризма.
Helicobacter pylori
Вероятно, долго распространявшийся, недавно выявленный.
Гемолитичекий
уремический синдром
Технология массовой переработки пищи, допускающая контаминацию мяса (Escherichia coli O157:H7).
Legionella
(Болезнь легионеров)
Охлаждение систем отопления (организм растет на биопленке, образующейся на воде при хранении в резервуарах застой в водопроводе).
Бореллиоз Лайма
(Borrelia burgdorferi)
Лесонасаждения вокруг домов и другие условия, способствующие передаче клещами и оленями (хозяин – вторичный резервуар).
Streptococcus, группа A
(инвазивный;
некротизирующий)
Не определены.
Синдром токсического шока
(Staphylococcus aureus)
Ультрасорбирующие тампоны.
Паразитарные
Cryptosporidium, другие переносимые с водой патогены
Контаминированная вода, плохая очистка воды.
Малярия (в «новых» регионах)
Туризм и миграция.
Шистоматоз
Строительство плотин.
1.3.
Меры, необходимые для преодоления или сглаживания факторов, способствующих усилению эпидемической напряженности.
Инфекционные заболевания являются основным препятствием для социального и экономического развития стран. По мнению ВОЗ для устранения этих препятствий необходимо создание устойчивых национальных и международных систем эпиднадзора, которые предполагают наличие подготовленного персонала, соответствующей инфраструктуры, надежных поставок необходимых материалов хорошего качества и взаимосвязи с международными сетями [2].
Для борьбы с инфекционными болезнями в глобальном масштабе уже имеются огромные ресурсы. По всему миру созданы сотни сотрудничающих центров ВОЗ, специализированных на отдельных инфекциях. В ряде стран действуют сеть лабораторий ПанАмериканской организации здравоохранения (PAHO), сеть исследовательских центров Национального института здравоохранения (NIH), в которые вовлечены многие университеты США. Кроме того, существуют Международная сеть клинической эпидемиологии (INCLEN), сеть институтов Пастера и филиалы Центра по контролю за инфекционными болезнями (CDC). Многие из них осуществляют подготовку полевых эпидемиологов в разных регионах. Армия и ВМФ США также развернули специализированные исследовательские центры в ряде стран. Следует отметить, что этот ресурс весьма специализирован на конкретных задачах и, за исключением центров Службы эпидемиологической разведки (EIS), не ориентирован на обнаружение и идентификацию всего спектра патогенов [8].
Для успешного осуществления контроля заболеваний и борьбы с ними ВОЗ предлагает сотрудничество с большим количеством партнеров, в том числе правительственными и негосударственными организациями, частным сектором и промышленными предприятиями. Система основана на трехстороннем подходе, включающем в себя контроль известных рисков, контроль неожиданных событий и улучшение глобальной и национальной готовности противостоять эпидемиям.
•
Ограничение известных рисков. Такие эпидемии как холера, денге, грипп, корь, менингит, шигеллез и желтая лихорадка, а также заболевания, передаваемые через пищу, представляют собой постоянную угрозу для человеческих популяций. Они хорошо адаптируется к передаче в человеческих популяциях либо непосредственно от человека человеку через передачу насекомыми и другими векторами или через контаминацию окружающей среды или пищи. Эти заболевания обычно хорошо известны и в большинстве случаев доступны эффективные меры для их контроля.
•
Реакция на неожиданные заболевания. Неожиданные или необычные события вызываются, прежде всего, неизвестными инфекционными агентами, агентами, которые пересекли межвидовой барьер между животными и человеком, агентами, появившимися в новой географической зоне, и агентами, которые могут быть получены преднамеренно генно-инженерным путем и занесены путем биотеррористических актов. Новые патогены не всегда понятны в смысле их источника и механизма трансмиссии, но потенциально способны вызывать большие вспышки, либо приводить к большим количествам смертей. Так уже было с хантавирусной инфекцией, лихорадкой Эбола и заболеванием, вызываемым вирусом Nipah. ВОЗ недавно разработала инновационный механизм, который позволит быстро реагировать на возникновение ранее неизвестных заболеваний с привлечением электронных средств связи, созданием Web-сайта, куда будет поступать вся информация. Принцип работы системы был разработан Комитетом здравоохранения Канады.
•
Улучшение состояния готовности. ВОЗ проводит целый ряд мероприятий, направленных на оказание помощи странам в усовершенствовании лабораторий и повышении готовности к эпидемиям, а также использовании таких новых инструментов как программа HealthMap (интерактивнная информация и система составления карт), и дистанционный прием данных из НАСА и т.д. В сотрудничестве с CDC ВОЗ разработала Программы обучения по эпидемиологии и Сети связей в области Здравоохранения (TEPHINET), которые будут способствовать обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям и будет стремиться повышать эффективность национальных программ обучения, благодаря использованию общих ресурсов и экспертизы. В феврале 2000 года ВОЗ открыла в Лионе, Франция, двухгодичные курсы-тренинги по подготовке кадров для стран, подвергающихся наибольшим эпидемиологическим рискам [29].
В реальной практике, в случае возникновения необычных вспышек, представляющих угрозу международному здравоохранению, торговле и туризму, ВОЗ создаются специализированные команды на период локализации и ликвидации вспышки. На рисунках (Рис.13, 14) приведены примеры эпидемических вспышек последних лет и экономический ущерб от некоторых из них, ликвидация которых выполнялась под эгидой ВОЗ. (www.who.int/emc/surveill/l). Подобная схема, несмотря на внешнюю простоту, требует огромных усилий по координации действий, обеспечению материальными ресурсами, транспортом, связью и т.п.[8].
Рис. 13. Совместные усилия по выявлению вспышек заболеваний 1998-2000.
Рис. 14. Экономические затраты по отдельным вспышкам заболеваний за 1990-2000 гг.
Другой подход был предложен выдающимся эпидемиологом D.A. Henderson, который на основе своего многолетнего опыта организатора и непосредственного участника программы глобальной ликвидации заболевания оспой пришел к выводу о необходимости создания системы стационарных международных центров, размещенных в 15 регионах, и которые должны включать в свою структуру:
–
клинические и амбулаторные службы по инфекционным болезням;
–
исследовательские диагностические лаборатории;
–
эпидотряды с функцией служб эпидемиологической разведки (EIS), обеспечивающие контроль популяции региона с численностью 2-5 млн. человек;
–
образовательно-тренировочную базу для подготовки национального и международного персонала.
Систематические наблюдения за конкретным регионом позволят получать бесценные базы данных, изучать влияние различных факторов на эпидемиологическую ситуацию и выявлять необычные случаи, требующие глубокого изучения [37].
По мнению D.Henderson, сеть региональных центров должна включать взаимодействие с такими организациями, как CDC, NIAID и академическими научными центрами. Для обеспечения стабильной работы и легитимности необходима их тесная связь с ВОЗ и государственными структурами стран, в которых они находятся [37].
Руководитель Emergency Interagency Working Group (США) Jewellyn J. Legster весьма высоко оценивает предложение D. Henderson, но полагает, что реализации этой идеи должна предшествовать работа по анализу существующих региональных возможностей и выбору географических областей с большим потенциалом возникновения эпидемиологических вспышек. В задачи таких центров необходимо включить исследовательские программы в области эпидемиологии, ключевых региональных проблем в области инфекционных болезней, разработку диагностических и лечебных препаратов, а также подготовку специалистов [37].
Департамент Communicable Disease Surveillance and Responds совместно с International Center of Genetic Engineering and Biotechnology (ICGEB) и рядом неправительственных организаций – Program for Appropriate Technology in Health (PATH), International Clinical Epidemiology Network (INCLEN) и Training Programs in Epidemiology and Public Health Interventions Network (TephiNet), так называемый Alliance against Infectious Diseases, в развитие рекомендаций US Institute of Medicine подготовил в 2000 г.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях