Биобезопасность
человек;
•
образовательно-тренировочную базу для подготовки национального и международного персонала.
Систематические наблюдения за конкретным регионом позволят получать бесценные базы данных, изучать влияние различных факторов на эпидемиологическую ситуацию и выявлять необычные случаи или «подозрительные» случаи, требующие более глубокого изучения.
По мнению D.Henderson, сеть региональных центров должна включать взаимодействие с такими организациями, как CDC, NIAID и академическими научными центрами. Для обеспечения стабильной работы и легитимности необходима их тесная связь с ВОЗ и государственными структурами стран, в которых они находятся.
Международные структуры, описанные выше, обеспечивают не только эпидемическое благополучие региона в случае природных или террористических инцидентов с микроорганизмами, но и способствуют решению чрезвычайно сложной политической задачи – созданию атмосферы доверия, что является важнейшим фактором укрепления Конвенции 1972 г. по биологическому и токсинному оружию. [8]
После происшедшего 11 сентября и США, и ведущие европейские государства ввели дополнительные меры для защиты населения от биологического оружия. Но, по мнению экспертов, ни одна страна самостоятельно не сможет справиться со сколько-нибудь серьезной эпидемией.
Одной из программ совместных действий по борьбе с биотерроризмом является программа разработанная Европейским Союзом (ЕС).
Министры здравоохранения стран ЕС приняли решение реализовать обширную программу мер по борьбе с биотерроризмом. Она предусматривает создание в рамках Евросоюза общей специальной службы, призванной оказывать помощь одной или нескольким странам ЕС, подвергающимся опасности биотерроризма. В ее рамках будут действовать группы медиков и фармацевтов, призванных изучать потенциальные угрозы и разрабатывать меры противодействия, координировать разработку и выпуск необходимых вакцин и препаратов в фармацевтической промышленности. Одновременно главы ведомств Еврокомиссии, курирующие промышленность и здравоохранение, согласовали план исследовательских мер по выявлению и классификации возбудителей наиболее опасных болезней и, соответственно, программу обеспечения лечебных учреждений эффективными препаратами, включая разработку новых вакцин и прививок. С этой целью Еврокомиссия рекомендовала фармацевтической промышленности создать резервные мощности по выпуску данных препаратов и провести изыскания по разработке новых средств защиты населения. Для проведения этих работ фармацевтические предприятия получат субсидии от Еврокомиссии.[40]
В Канаде на встрече министров здравоохранения США, Канады, Японии, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Мексики было подписано соглашение об объединении исследований, обмене информацией и общих планах в области защиты от биологического оружия. Кроме того, было принято решение об объединении запасов вакцин и антибиотиков, имеющихся в медицинских учреждениях этих стран. В случае эпидемии какой-либо инфекции в одной стране ее партнеры обязуются безвозмездно предоставить ей вакцину и медицинские препараты. Координацией работы антитеррористической группы займутся канадцы.[41]
НАТО также приступил к действиям по рассмотрению гипотетических угроз биотерроризма и способов реагирования на них. Эта проблема впервые была затронута во время совместного заседания Северо-Атлантического Совета (представители 19 стран-союзников при НАТО) и Политическим Комитетом по Безопасности ЕС. Собравшиеся рассмотрели возможность создания рабочей группы НАТО-ЕС для совместного реагирования на угрозу биотерроризма. Проблема заключается в том, что Атлантический Альянс не имеет средств реагирования на гражданские чрезвычайные ситуации и пытается скоординировать некоторые свои действия с Европейским Сообществом. Если работы будут продолжаться в направлении, выбранном НАТО, то можно с уверенностью сказать, что именно Альянс будет просить помощи у ЕС, в то время, как сейчас, Сообществу необходимы средства союзников для приведения в действие Сил Быстрого Реагирования Сообщества. Лидеры ЕС, собравшиеся в Генте (Бельгия), особый упор сделали на необходимость осуществления скоординированного плана по защите от биотерроризма. План включает в себя взаимодействие всех европейских служб Гражданской Защиты, избрание авторитетного лидера в этой области, контроль за экспортом любого «подозрительного» продукта и сотрудничество всех стран-членов Европейского Сообщества при изготовлении запасов вакцин.[42]
Принимая во внимание растущие опасения использования террористами биологических агентов, и оценку уязвимости общества можно заключить, что вероятность акта с использованием биологического оружия существует и, в случае успешного применения, последствия его могут быть катастрофическими. Есть различные варианты ответа на такую угрозу, но, очевидно, что необходимым и главным условием успешного предотвращения и устранения последствий таких инцидентов, является объединение сил всего мирового сообщества, путем участия в совместных программах, создания сети взаимодействующих международных структур, разработки международных законов и правил.
Список литературы к разделу 2.
1.
Perl R.F. Terrorism, the Future, and U.S. Foreign Policy. 2001.CRS Issue Brief.
2.
Даниленко Н.Н О проблеме терроризма в Российской Федерации http://www.waaf.ru/1o.htmll
3.
Леб В., Вард Д. Возможности террористов по ведению химической и биологической войны. США , International Herald Tribune, http://nuclearno.ru/text.asp?580
4.
Tucker JB. Historical trends related to bioterrorism: An empirical analysis. Emerg Infect Dis. 1999,v.5, N4 p.498-504.
5.
Regis Ed. Evaluating the Threat. Does Mass Biopanic Portend Mass Destruction? Sci. American, Dec., 2001 http://www.sciam.com/2001/1201issue/1201scicit2.htmll
6.
Danzig R, Berkowsky P.B. Why should we be concerned about biological warfare? JAMA. 1997 v.278,N5, p.431-432.
7.
Биотерроризм: статистика и философия. Экология и Жизнь. 2001. http://www.ecolife.ru/news/info20-11-01.shtml
8.
Сандахчиев Л.С., Нетесов, С.В. Мартынюк Р.А.. Международные центры как основа в борьбе с инфекционными болезнями и противодействии биотерроризму. Российско-американский симпозиум «Терроризм в высокотехнологичном обществе – современные методы предотвращения и борьбы с его проявлениями» (Москва, 4-6 июня 2001 г.)
9.
Henderson D.A. The Looming Threat of Bioterrorism. Science. 1999.V 283, N 5406, p.1279-1282. http://cas.bellarmine.edu/tietjen/Ecology/looming_threat_of_bioterrorism.html
10.
Новости медицины. Психологи и военные из США обратились за помощью к специалистам-психологам из России. 2001, Сайт MedLinks http://www.medlinks.ru/article.php?sid=1171
11.
Moodie M. et al., BIOLOGICAL TERRORISM IN THE UNITED STATES:THREAT, PREPAREDNESS, AND RESPONSE FULL REPORT. Submitted by the Chemical and Biological Arms Control Institute (CBACI) November 2000. http://www.cbaci.org/
12.
Rotz L. D. et al., Public Health Assessment of Potential Biological Terrorism Agents. Emerging Infectious Diseases. 2002, v. 8, N2, p. 225-231. http://www.cdc.gov/ncidod/EID/vol8no2/01-0164.html
13.
Biological and chemical terrorism: strategic plan for preparedness and response. Recommendations of the CDC Strategic Planning Workgroup. MMWR Recomm Rep. 2000 v. N 49, p.1-14.
14.
Sanders R. US Bioterrorism: White Power, White Powder & White House. 2001
Web site COAT. http://www.ncf.ca/coat/
15.
Cashman, S, Baldor R. MD Conference Report Bioterrorism and War: Ensuring Public Health American Public Health Association (APHA) 129th Annual Meeting -- October 21-25, 2001, Atlanta, Georgia. Medscape Family Medicine 1(2), 2001
16.
Rosenthal S.R., Merchlinsky M., Kleppinger C., and Goldenthal K.L. Developing New Smallpox Vaccines. Emerg Infect Dis. 2001 Nov-Dec;7(6):920-926.
17.
Technical Advisory Group on Human Monkeypox. Report of a WHO meeting. Geneva, Switzerland, 11-12 January 1999.WHO/CDS/CSR/APH/99.5
http://www.who.int/emc-documents/viral_diseases/whocdscsraph995c.htmll
18.
Henderson D.A. Bioterrorism as a Public Health Threat. Emerg Infect Dis. 1998 Vol. 4, No. 3, p.488-492.
19.
O\'Toole T., Mair M., Inglesby T.V. Shining Light on \"Dark Winter\"
Clinical Infectious Diseases. 2002;v.34, N 7. http://www.journals.uchicago.edu/CID/journal/issues/v34n7/020165/020165.web.pdf
20.
Web-Атлас: \"Окружающая среда и здоровье населения России\".1998; http://sci.aha.ru/ATL/
21.
Inglesby T.V., et al Antrax Anthrax as a Biological Weapon Medical and Public Health Management. JAMA, 1999,Vol 281, No. 18 P. 1735-1745.
22.
Seper J. FBI subpoenas anthrax research samples THE WASHINGTON TIMES, 2002 http://www.washtimes.com
23.
Broad W.J, The Spores Terror Anthrax Linked to Type Made by U.S.[Maybe –GB].
•
образовательно-тренировочную базу для подготовки национального и международного персонала.
Систематические наблюдения за конкретным регионом позволят получать бесценные базы данных, изучать влияние различных факторов на эпидемиологическую ситуацию и выявлять необычные случаи или «подозрительные» случаи, требующие более глубокого изучения.
По мнению D.Henderson, сеть региональных центров должна включать взаимодействие с такими организациями, как CDC, NIAID и академическими научными центрами. Для обеспечения стабильной работы и легитимности необходима их тесная связь с ВОЗ и государственными структурами стран, в которых они находятся.
Международные структуры, описанные выше, обеспечивают не только эпидемическое благополучие региона в случае природных или террористических инцидентов с микроорганизмами, но и способствуют решению чрезвычайно сложной политической задачи – созданию атмосферы доверия, что является важнейшим фактором укрепления Конвенции 1972 г. по биологическому и токсинному оружию. [8]
После происшедшего 11 сентября и США, и ведущие европейские государства ввели дополнительные меры для защиты населения от биологического оружия. Но, по мнению экспертов, ни одна страна самостоятельно не сможет справиться со сколько-нибудь серьезной эпидемией.
Одной из программ совместных действий по борьбе с биотерроризмом является программа разработанная Европейским Союзом (ЕС).
Министры здравоохранения стран ЕС приняли решение реализовать обширную программу мер по борьбе с биотерроризмом. Она предусматривает создание в рамках Евросоюза общей специальной службы, призванной оказывать помощь одной или нескольким странам ЕС, подвергающимся опасности биотерроризма. В ее рамках будут действовать группы медиков и фармацевтов, призванных изучать потенциальные угрозы и разрабатывать меры противодействия, координировать разработку и выпуск необходимых вакцин и препаратов в фармацевтической промышленности. Одновременно главы ведомств Еврокомиссии, курирующие промышленность и здравоохранение, согласовали план исследовательских мер по выявлению и классификации возбудителей наиболее опасных болезней и, соответственно, программу обеспечения лечебных учреждений эффективными препаратами, включая разработку новых вакцин и прививок. С этой целью Еврокомиссия рекомендовала фармацевтической промышленности создать резервные мощности по выпуску данных препаратов и провести изыскания по разработке новых средств защиты населения. Для проведения этих работ фармацевтические предприятия получат субсидии от Еврокомиссии.[40]
В Канаде на встрече министров здравоохранения США, Канады, Японии, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Мексики было подписано соглашение об объединении исследований, обмене информацией и общих планах в области защиты от биологического оружия. Кроме того, было принято решение об объединении запасов вакцин и антибиотиков, имеющихся в медицинских учреждениях этих стран. В случае эпидемии какой-либо инфекции в одной стране ее партнеры обязуются безвозмездно предоставить ей вакцину и медицинские препараты. Координацией работы антитеррористической группы займутся канадцы.[41]
НАТО также приступил к действиям по рассмотрению гипотетических угроз биотерроризма и способов реагирования на них. Эта проблема впервые была затронута во время совместного заседания Северо-Атлантического Совета (представители 19 стран-союзников при НАТО) и Политическим Комитетом по Безопасности ЕС. Собравшиеся рассмотрели возможность создания рабочей группы НАТО-ЕС для совместного реагирования на угрозу биотерроризма. Проблема заключается в том, что Атлантический Альянс не имеет средств реагирования на гражданские чрезвычайные ситуации и пытается скоординировать некоторые свои действия с Европейским Сообществом. Если работы будут продолжаться в направлении, выбранном НАТО, то можно с уверенностью сказать, что именно Альянс будет просить помощи у ЕС, в то время, как сейчас, Сообществу необходимы средства союзников для приведения в действие Сил Быстрого Реагирования Сообщества. Лидеры ЕС, собравшиеся в Генте (Бельгия), особый упор сделали на необходимость осуществления скоординированного плана по защите от биотерроризма. План включает в себя взаимодействие всех европейских служб Гражданской Защиты, избрание авторитетного лидера в этой области, контроль за экспортом любого «подозрительного» продукта и сотрудничество всех стран-членов Европейского Сообщества при изготовлении запасов вакцин.[42]
Принимая во внимание растущие опасения использования террористами биологических агентов, и оценку уязвимости общества можно заключить, что вероятность акта с использованием биологического оружия существует и, в случае успешного применения, последствия его могут быть катастрофическими. Есть различные варианты ответа на такую угрозу, но, очевидно, что необходимым и главным условием успешного предотвращения и устранения последствий таких инцидентов, является объединение сил всего мирового сообщества, путем участия в совместных программах, создания сети взаимодействующих международных структур, разработки международных законов и правил.
Список литературы к разделу 2.
1.
Perl R.F. Terrorism, the Future, and U.S. Foreign Policy. 2001.CRS Issue Brief.
2.
Даниленко Н.Н О проблеме терроризма в Российской Федерации http://www.waaf.ru/1o.htmll
3.
Леб В., Вард Д. Возможности террористов по ведению химической и биологической войны. США , International Herald Tribune, http://nuclearno.ru/text.asp?580
4.
Tucker JB. Historical trends related to bioterrorism: An empirical analysis. Emerg Infect Dis. 1999,v.5, N4 p.498-504.
5.
Regis Ed. Evaluating the Threat. Does Mass Biopanic Portend Mass Destruction? Sci. American, Dec., 2001 http://www.sciam.com/2001/1201issue/1201scicit2.htmll
6.
Danzig R, Berkowsky P.B. Why should we be concerned about biological warfare? JAMA. 1997 v.278,N5, p.431-432.
7.
Биотерроризм: статистика и философия. Экология и Жизнь. 2001. http://www.ecolife.ru/news/info20-11-01.shtml
8.
Сандахчиев Л.С., Нетесов, С.В. Мартынюк Р.А.. Международные центры как основа в борьбе с инфекционными болезнями и противодействии биотерроризму. Российско-американский симпозиум «Терроризм в высокотехнологичном обществе – современные методы предотвращения и борьбы с его проявлениями» (Москва, 4-6 июня 2001 г.)
9.
Henderson D.A. The Looming Threat of Bioterrorism. Science. 1999.V 283, N 5406, p.1279-1282. http://cas.bellarmine.edu/tietjen/Ecology/looming_threat_of_bioterrorism.html
10.
Новости медицины. Психологи и военные из США обратились за помощью к специалистам-психологам из России. 2001, Сайт MedLinks http://www.medlinks.ru/article.php?sid=1171
11.
Moodie M. et al., BIOLOGICAL TERRORISM IN THE UNITED STATES:THREAT, PREPAREDNESS, AND RESPONSE FULL REPORT. Submitted by the Chemical and Biological Arms Control Institute (CBACI) November 2000. http://www.cbaci.org/
12.
Rotz L. D. et al., Public Health Assessment of Potential Biological Terrorism Agents. Emerging Infectious Diseases. 2002, v. 8, N2, p. 225-231. http://www.cdc.gov/ncidod/EID/vol8no2/01-0164.html
13.
Biological and chemical terrorism: strategic plan for preparedness and response. Recommendations of the CDC Strategic Planning Workgroup. MMWR Recomm Rep. 2000 v. N 49, p.1-14.
14.
Sanders R. US Bioterrorism: White Power, White Powder & White House. 2001
Web site COAT. http://www.ncf.ca/coat/
15.
Cashman, S, Baldor R. MD Conference Report Bioterrorism and War: Ensuring Public Health American Public Health Association (APHA) 129th Annual Meeting -- October 21-25, 2001, Atlanta, Georgia. Medscape Family Medicine 1(2), 2001
16.
Rosenthal S.R., Merchlinsky M., Kleppinger C., and Goldenthal K.L. Developing New Smallpox Vaccines. Emerg Infect Dis. 2001 Nov-Dec;7(6):920-926.
17.
Technical Advisory Group on Human Monkeypox. Report of a WHO meeting. Geneva, Switzerland, 11-12 January 1999.WHO/CDS/CSR/APH/99.5
http://www.who.int/emc-documents/viral_diseases/whocdscsraph995c.htmll
18.
Henderson D.A. Bioterrorism as a Public Health Threat. Emerg Infect Dis. 1998 Vol. 4, No. 3, p.488-492.
19.
O\'Toole T., Mair M., Inglesby T.V. Shining Light on \"Dark Winter\"
Clinical Infectious Diseases. 2002;v.34, N 7. http://www.journals.uchicago.edu/CID/journal/issues/v34n7/020165/020165.web.pdf
20.
Web-Атлас: \"Окружающая среда и здоровье населения России\".1998; http://sci.aha.ru/ATL/
21.
Inglesby T.V., et al Antrax Anthrax as a Biological Weapon Medical and Public Health Management. JAMA, 1999,Vol 281, No. 18 P. 1735-1745.
22.
Seper J. FBI subpoenas anthrax research samples THE WASHINGTON TIMES, 2002 http://www.washtimes.com
23.
Broad W.J, The Spores Terror Anthrax Linked to Type Made by U.S.[Maybe –GB].
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях