Биобезопасность
Именно в этой сфере нельзя опираться лишь на усилия международного сообщества именно в целях безопасности (хотя сотрудничество в этих областях является необходимым условием развития). Есть одна особенность развития знаний в медико-биологической сфере, имеющая прямое отношение к поддержке этих исследований в нашей стране с целью долгосрочного обеспечения её безопасности. Именно в нашей стране с огромной территорией, с протяженными и далеко не безопасными с медико-биологической точки зрения (эпидемиологической, эпизоотической, экологической, демографической и т.п.) границами, со слаборазвитой и уязвимой транспортной системой и системами связи, со сложным по этническому и культурному составу населением, с ослабленной системой здравоохранения, следует с особым вниманием относиться к выбору приоритетов, тем более к отказу от проведения тех или иных фундаментальных и прикладных медико-биологических исследований и к их организации. Проблемы безопасности нашего государства теснейшим образом переплетаются с проблемами безопасности огромной части территории мира, единого с медико-биологической точки зрения.
Нация должна быть готова к обнаружению и ликвидации последствий вспышки любого биологического агента, включая традиционные и экзотические виды микроорганизмов. Существующие национальные системы государственного эпидемиологического надзора и борьбы с инфекционными болезнями должны быть способны выявить, локализовать и ликвидировать вспышку инфекционного заболевания независимо от того, является ли она следствием естественного проявления природного патогена или результатом его преднамеренного использования. Все эти особенности обуславливают необходимость международного сотрудничества в отношении создания системы быстрого оповещения и принятия ответных мер.
В глобальном масштабе уже имеются огромные ресурсы для борьбы с инфекционными болезнями, которые, безусловно, будут использованы для противодействия биотерроризму.
Биологическая безопасность должна стать одной из приоритетеных задач человечества в целом и каждой цивилизованной страны в отдельности.
В современных условиях повсеместного ухудшения экономической обстановки вплоть до разрушения среды обитания в результате повседневных техногенных нагрузок, становится все ощутимее влияние среды на состояние физического здоровья человека, усложняются отношения с патогенной для человека микрофлорой. Измененные штаммы микроорганизмов появляются не только в результате направленного эксперимента, но и спонтанно под влиянием факторов среды. Сегодня неотвратимо стоит решение многоплановой задачи биологического мониторинга среды.
Бурное развитие биотехнологии в конце ХХ века сделало ее одной из главных движущих сил научно-технического прогресса и социально-экономического развития многих стран мира. Современная биотехнология стала основой для создания в ХХI веке принципиально новой медицины, промышленности и сельского хозяйства.
В связи с этим первостепенное значение приобретает информационно-аналитическая служба, позволяющая достоверно оценивать последние достижения в области биотехнологии и информировать общественность о тех перспективах, которые открывает использование новых технологий, а также создание соответствующей законодательной базы.
Приложение 1.
Рекомендации CABACI по разработке системы противодействия терроризму.
Наблюдение и надзор
•
CDC должен разработать программу для национальной системы здравоохранения в целях предупреждения случаев биотерроризма. Национальная система должна включать федеральный и местные отделы, а также аптеки, местные службы скорой помощи и ветеринарные службы.
•
Первым шагом к созданию такой системы стала бы разработка национальной стратегии для её построения, включающая анализ возможности выполнения, определение требований и составление долгосрочной программы.
•
Система должна использовать автоматические системы для сообщения о случаях заболевания и синдромах и автоматические системы для получения данных от нетрадиционных партнеров.
•
Разработка такой системы в целях выявления случаев биотерроризма требует создания сетей для обмена данными между местными отделами здравоохранения и местными медицинскими службами.
•
CDC должен разработать программу грантов по охране здоровья и сотрудничать с Конгрессом для обеспечения финансирования, чтобы создать необходимую информационную инфраструктуру.
•
Местные информаторы, включая работников медицинского обслуживания, не обязаны использовать свои собственные ресурсы для разработки необходимой коммуникационной инфраструктуры.
•
Механизмы обеспечения информацией не должны нарушать конфиденциальность информации о пациенте. Информация должна носить статистический характер, без указания имен пациентов или клиентов и т.д.
•
Необходимо ввести национальную программу исследований и разработок, направленную на усовершенствование методик (технологий) наблюдения.
Эпидемиология
•
Усовершенствование системы наблюдения, заставляющей эпидемиологов в отделах здравоохранения штатов лучше выполнять свои охранные функции.
•
Увеличение финансирование для найма дополнительного штата эпидемиологов, так как эта работа требует больших трудозатрат.
•
CDC должен расширить спектр биологических агентов, применяемых при биотерроризме. Эпидемиологи должны быть лучше информированы об агентах.
•
Должны быть четкие критерии для определения порога для характера реакции: либо это будет фаза первичной реакции - предупреждение больниц и врачей, требование, чтобы врачи взяли образцы культур и попытались провести лабораторную диагностику, а также уведомление соответствующих федеральных и местных органов. Широкомасштабная мобилизация требует преодоление второго порога, например, лабораторная идентификация этиологического агента представляющего угрозу для здоровья или сбор данных наблюдений, подтверждающих необходимость таких мер.
•
Местные отделы здравоохранения нуждаются в средствах для использования информационных технологий для сбора, хранения, анализа и обмена эпидемиологическими данными.
Требования к лабораториям
•
Врачи должны поощряться в стремлении более регулярно брать культуры и и сдавать их в лабораторию на анализ, чтобы убедиться в отсутствии необычных явлений, особенно если количество пациентов велико или они имеют симптомы, подобные гриппу в нехарактерное для гриппа время года.
•
LRN должны расширить свою сеть лабораторий с уровнем А и лучше контролировать лаборатории для анализа пищи и воды и ветеринарные лаборатории, чтобы обеспечить наличие диагностических возможностей для всего спектра биотеррористических агентов.
•
CDC должен продолжать финансирование лабораторий через федеральные гранты.
•
Лаборатории уровней В и С нуждаются в усовершенствовании., включая расширение спектра биотеррористических агентов, которые они могут идентифицировать.
•
Лаборатории штатов также должны расширять свои возможности по определению чувствительности микробов в целях назначения эффективного лечения.
•
Лаборатория быстрого реагирования и новых технологий при CDC (RRAT) должна продолжать расширять свои технические возможности для быстрой диагностики особо опасных агентов и расширения спектра агентов.
•
Требуется постоянное обучение новым технологиям.
•
Требуется обучение технических работников лабораторий для расширения их знаний о спектре потенциальных биотеррористических агентов.
•
Эти работники должны постоянно проходить подготовку по вопросам биотерроризма.
•
Необходимо развивать связь между лабораториями и информационную инфраструктуру.
•
Необходимо финансирование на реконструкцию и перепланировку лабораторий в целях более эффективного использования площадей.
Медицинское руководство
•
На местах должны быть разработаны поэтапные планы профилактики и лечения.
•
Необходимо разработать план доклинической работы, обеспечивающий точную информацию о том, какое требуется лечение и где оно может быть проведено.
•
На местах должны быть обеспечены ресурсы для оказания первой помощи на основе договоров с местными медицинскими службами в течение 48 часов до прибытия федеральной помощи.
•
Необходимо организовать консультации для пациентов для ликвидации паники на пунктах сортировки и установления порядка.
•
Заранее следует договориться, кто принимает решения в отношении установления очередности в случае биотеррористического акта.
•
Необходимо обдумать профилактические меры среди некоторых групп населения до свершения биотеррористического акта.
•
Для эффективного использования местных ресурсов необходимо создать систему контроля медицинских средств.
Нация должна быть готова к обнаружению и ликвидации последствий вспышки любого биологического агента, включая традиционные и экзотические виды микроорганизмов. Существующие национальные системы государственного эпидемиологического надзора и борьбы с инфекционными болезнями должны быть способны выявить, локализовать и ликвидировать вспышку инфекционного заболевания независимо от того, является ли она следствием естественного проявления природного патогена или результатом его преднамеренного использования. Все эти особенности обуславливают необходимость международного сотрудничества в отношении создания системы быстрого оповещения и принятия ответных мер.
В глобальном масштабе уже имеются огромные ресурсы для борьбы с инфекционными болезнями, которые, безусловно, будут использованы для противодействия биотерроризму.
Биологическая безопасность должна стать одной из приоритетеных задач человечества в целом и каждой цивилизованной страны в отдельности.
В современных условиях повсеместного ухудшения экономической обстановки вплоть до разрушения среды обитания в результате повседневных техногенных нагрузок, становится все ощутимее влияние среды на состояние физического здоровья человека, усложняются отношения с патогенной для человека микрофлорой. Измененные штаммы микроорганизмов появляются не только в результате направленного эксперимента, но и спонтанно под влиянием факторов среды. Сегодня неотвратимо стоит решение многоплановой задачи биологического мониторинга среды.
Бурное развитие биотехнологии в конце ХХ века сделало ее одной из главных движущих сил научно-технического прогресса и социально-экономического развития многих стран мира. Современная биотехнология стала основой для создания в ХХI веке принципиально новой медицины, промышленности и сельского хозяйства.
В связи с этим первостепенное значение приобретает информационно-аналитическая служба, позволяющая достоверно оценивать последние достижения в области биотехнологии и информировать общественность о тех перспективах, которые открывает использование новых технологий, а также создание соответствующей законодательной базы.
Приложение 1.
Рекомендации CABACI по разработке системы противодействия терроризму.
Наблюдение и надзор
•
CDC должен разработать программу для национальной системы здравоохранения в целях предупреждения случаев биотерроризма. Национальная система должна включать федеральный и местные отделы, а также аптеки, местные службы скорой помощи и ветеринарные службы.
•
Первым шагом к созданию такой системы стала бы разработка национальной стратегии для её построения, включающая анализ возможности выполнения, определение требований и составление долгосрочной программы.
•
Система должна использовать автоматические системы для сообщения о случаях заболевания и синдромах и автоматические системы для получения данных от нетрадиционных партнеров.
•
Разработка такой системы в целях выявления случаев биотерроризма требует создания сетей для обмена данными между местными отделами здравоохранения и местными медицинскими службами.
•
CDC должен разработать программу грантов по охране здоровья и сотрудничать с Конгрессом для обеспечения финансирования, чтобы создать необходимую информационную инфраструктуру.
•
Местные информаторы, включая работников медицинского обслуживания, не обязаны использовать свои собственные ресурсы для разработки необходимой коммуникационной инфраструктуры.
•
Механизмы обеспечения информацией не должны нарушать конфиденциальность информации о пациенте. Информация должна носить статистический характер, без указания имен пациентов или клиентов и т.д.
•
Необходимо ввести национальную программу исследований и разработок, направленную на усовершенствование методик (технологий) наблюдения.
Эпидемиология
•
Усовершенствование системы наблюдения, заставляющей эпидемиологов в отделах здравоохранения штатов лучше выполнять свои охранные функции.
•
Увеличение финансирование для найма дополнительного штата эпидемиологов, так как эта работа требует больших трудозатрат.
•
CDC должен расширить спектр биологических агентов, применяемых при биотерроризме. Эпидемиологи должны быть лучше информированы об агентах.
•
Должны быть четкие критерии для определения порога для характера реакции: либо это будет фаза первичной реакции - предупреждение больниц и врачей, требование, чтобы врачи взяли образцы культур и попытались провести лабораторную диагностику, а также уведомление соответствующих федеральных и местных органов. Широкомасштабная мобилизация требует преодоление второго порога, например, лабораторная идентификация этиологического агента представляющего угрозу для здоровья или сбор данных наблюдений, подтверждающих необходимость таких мер.
•
Местные отделы здравоохранения нуждаются в средствах для использования информационных технологий для сбора, хранения, анализа и обмена эпидемиологическими данными.
Требования к лабораториям
•
Врачи должны поощряться в стремлении более регулярно брать культуры и и сдавать их в лабораторию на анализ, чтобы убедиться в отсутствии необычных явлений, особенно если количество пациентов велико или они имеют симптомы, подобные гриппу в нехарактерное для гриппа время года.
•
LRN должны расширить свою сеть лабораторий с уровнем А и лучше контролировать лаборатории для анализа пищи и воды и ветеринарные лаборатории, чтобы обеспечить наличие диагностических возможностей для всего спектра биотеррористических агентов.
•
CDC должен продолжать финансирование лабораторий через федеральные гранты.
•
Лаборатории уровней В и С нуждаются в усовершенствовании., включая расширение спектра биотеррористических агентов, которые они могут идентифицировать.
•
Лаборатории штатов также должны расширять свои возможности по определению чувствительности микробов в целях назначения эффективного лечения.
•
Лаборатория быстрого реагирования и новых технологий при CDC (RRAT) должна продолжать расширять свои технические возможности для быстрой диагностики особо опасных агентов и расширения спектра агентов.
•
Требуется постоянное обучение новым технологиям.
•
Требуется обучение технических работников лабораторий для расширения их знаний о спектре потенциальных биотеррористических агентов.
•
Эти работники должны постоянно проходить подготовку по вопросам биотерроризма.
•
Необходимо развивать связь между лабораториями и информационную инфраструктуру.
•
Необходимо финансирование на реконструкцию и перепланировку лабораторий в целях более эффективного использования площадей.
Медицинское руководство
•
На местах должны быть разработаны поэтапные планы профилактики и лечения.
•
Необходимо разработать план доклинической работы, обеспечивающий точную информацию о том, какое требуется лечение и где оно может быть проведено.
•
На местах должны быть обеспечены ресурсы для оказания первой помощи на основе договоров с местными медицинскими службами в течение 48 часов до прибытия федеральной помощи.
•
Необходимо организовать консультации для пациентов для ликвидации паники на пунктах сортировки и установления порядка.
•
Заранее следует договориться, кто принимает решения в отношении установления очередности в случае биотеррористического акта.
•
Необходимо обдумать профилактические меры среди некоторых групп населения до свершения биотеррористического акта.
•
Для эффективного использования местных ресурсов необходимо создать систему контроля медицинских средств.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях