Биобезопасность
После заражения реки Ruya в 1976 году, в этом районе было зарегистрировано более 200 смертей, отнесенных к случаям холеры. Сообщалось также, что в сельских районах распространялись возбудители сибирской язвы. В 1979-1980 годах в Родезии было отмечено 10738 случаев сибирской язвы, в то время как в предыдущие 29 лет зафиксировано только 334 случая заболевания. Большинство исследователей полагают, что вспышка имеет естественное происхождение. [37]
Как показывает имеющийся опыт, происхождение большинства или даже подавляющего большинства «подозрительных» вспышек после проведения дополнительных исследований было признано естественным.
2.2.Разработка различными организациями разных стран планов и руководств по противодействиюбиотеррористической угрозе.
В связи с возросшей угрозой биотерроризма одним из главных условий безопасности населения становится способность государства принять меры для противодействия и ликвидации террористических инцидентов.
Это требует разработки стратегического плана действий по противодействию биотеррористической угрозе с четким определением функциональной роли государственных структур и ведомств в осуществлении этого плана.
В настоящее время наибольший опыт и наиболее подготовленными с точки зрения разработки стратегической концепции по борьбе с биотерроризмом являются США.
Впервые сообщения о разработке администрацией США всеобъемлющей стратегии борьбы с биотерроризмом появились в мае 1998 года. Эта стратегия включала в себя 4 основных направления действий в случае применения террористами биологического оружия:
•
Быстрая идентификация патогена.
•
Подготовка персонала чрезвычайного реагирования и его техническое оснащение адекватно угрозе на всех уровнях – федеральном, штатном и местном;
•
Создание беспрецедентного гражданского запаса медикаментов (лекарств и вакцин) на основе оценок возможного спектра патогенов, которыми могут обладать террористы, для лечебной и профилактической вакцинации населения в случае применения биооружия террористами или «враждебными державами»;
•
Обеспечение скоординированных научно-исследовательских усилий различных ведомств с целью создания лекарств, вакцин и диагностических средств для защиты от биооружия с использованием современных достижений биотехнологии и генной инженерии.
Позднее были опубликованы результаты работ ряда организаций США и ВОЗ по проблеме противодействия терроризму и в частности биотерроризму.
Институт контроля за химическим и биологическим оружием США (CABACI) провел детальный анализ существующей в США ситуации и предложил рекомендации по созданию системы противодействия биотерроризму, фактически требующие серьезного уточнения существующей системы здравоохранения [11]. (см. Приложение №1)
В 2000 году CDC, США был представлен национальный стратегический план по готовности к действиям в случаях биологического и химического терроризма, предусматривающий координированное участие в выявлении и ликвидации инцидентов более 10 различных агентств. По своей структуре план конкретизирует концепцию CABACI и положен в основу действий США по обеспечению готовности страны к биологическим и химическим инцидентам.
Основные разделы этого плана включают:
•
готовность и профилактика;
•
детекция и надзор;
•
диагноз и характеризация биологических и химических агентов;
•
принятие мер по ликвидации инцидента;
•
система оповещения и информационного обеспечения.
Более подробное описание плана CDC в приложении №2.
Все разделы предполагают обучение персонала, исследования и готовность в полном объеме к обнаружению и ликвидации последствий возможного применения химических и биологических агентов во всех штатах и городах.
В качестве ключевого момента предлагалось создать многоуровневую сеть диагностических лабораторий для быстрого оповещения служб здравоохранения территорий, штатов, районов, и городов об обнаруженных агентах биологической и химической природы. (Рис №4). План CDC фактически ориентирован на существенную модернизацию существующих структур по борьбе с инфекционными болезнями. [13]
Рис №4. Многоуровневая сеть диагностических лабораторий для оповещения служб здравоохранения в случае биотерроризма или угрозы биотерроризма.
Всемирная Организация Здравоохранения разработала и опубликовала в 2001 году вторую редакцию рекомендаций по обеспечению готовности здравоохранения к ликвидации последствий применения биологических и химических агентов
В этом документе, как и в приведенных выше, ключевая роль отводится разработке национальных планов противодействия терроризму. Подчеркивается, что они должны быть интегральной частью планов по борьбе со вспышками инфекционных заболеваний и других инцидентов и готовится органами здравоохранения с участием других ведомств. Именно состояние здравоохранения и ветеринарии по оценке ВОЗ будут определять устойчивость стран к подобным инцидентам. [38]
В настоящее время часть из рекомендаций и предложений начинает претворяться в жизнь.
Сообщается, что в ближайшее время автоматизированная система раннего предупреждения сможет заняться мониторингом больниц США, готовая в любой момент подать сигнал о биологической атаке. Так называемая Система усовершенствованного эпидемиологического обнаружения и экстренного реагирования (LEADERS) должна будет указывать на возможные источники инфекционных заболеваний, прежде чем в дело вступит сам врач. LEADERS сможет получать информацию о симптомах пациента и лабораторных результатах из базы данных больницы. И если, врач, осматривающий больного с признаками лихорадки и сыпи, может и не принять во внимание возможность присутствия в данном случае черной оспы, компьютер же получит из соседних больниц данные о людях со сходными симптомами и предупредит доктора и местных врачей, если возникнет необходимость. Первоначально разработка системы велась в рамках Агентства Оборонных Исследований и уже сейчас работает в 79 военных госпиталях. Однако лишь несколько десятков гражданских больниц используют ее. Специалисты утверждают, что за 60 дней они способны подключить к LEADERS 6000 лечебных заведений США.[39]
2.4. Международное сотрудничество в борьбе с биотерроризмом.
Возросшая угроза биотерроризма делает необходимостью объединение сил всего мирового сообщества для борьбы с этой опасностью.
ВОЗ рекомендует разработать планы международной кооперации и сотрудничества по этой проблеме, максимально усиливая инфраструктуру здравоохранения, санитарный надзор и готовность к ликвидации вспышек.
ВОЗ подготовлена специализированная программа по созданию системы глобального мониторинга, исследований и подготовки персонала для контроля инфекционных болезней, которая также учитывает возможное террористическое применение инфекционных агентов.
Идеология этой программы – создание региональных центров, интегрированных с федеральными и региональными службами эпидемиологического надзора, сетью поликлиник и больниц, диагностических лабораторий, НИИ и учебных заведений, а также с предприятиями фарминдустрии с тем, чтобы сформировать региональные программы по обеспечению самодостаточности регионов в выявлении и ликвидации природных или террористических вспышек инфекционных заболеваний. Такие центры должны иметь полноценную поддержку ВОЗ, национальных органов здравоохранения и иметь статус региональных отделений ВОЗ.
В настоящее время в мире уже имеются огромные ресурсы для борьбы с инфекционными болезнями, которые будут использованы для противодействия биотерроризму.
Они включают сотни Сотрудничающих центров ВОЗ по всему миру, специализированных на отдельных инфекциях, сеть лабораторий ПанАмериканской организации здравоохранения (PAHO), Международную сеть клинической эпидемиологии (INCLEN), сеть институтов Пастера, сеть исследовательских центров Национального института здравоохранения (NIH) (в которую вовлечены многие университеты США), Центры по контролю за заболеваемостью (CDC) во многих странах, многие из которых выполняют подготовку полевых эпидемиологов в разных регионах. Армия и ВМФ США также развернули специализированные исследовательские центры в ряде стран. Следует отметить, что этот ресурс весьма специализирован на конкретных задачах и, за исключением центров Службы эпидемиологической разведки (EIS), не ориентирован на обнаружение и идентификацию всего спектра патогенов. [8]
Другой подход был предложен выдающимся эпидемиологом D.A. Henderson, который на основе своего многолетнего опыта организатора и непосредственного участника программы глобальной ликвидации заболевания оспой пришел к выводу о необходимости создания системы стационарных международных центров, размещенных в 15 регионах, и которые должны включать в свою структуру:
•
клинические и амбулаторные службы по инфекционным болезням;
•
исследовательские диагностические лаборатории;
•
эпидотряды с функцией служб эпидемиологической разведки (EIS), обеспечивающие контроль популяции региона с численностью 2-5 млн.
Как показывает имеющийся опыт, происхождение большинства или даже подавляющего большинства «подозрительных» вспышек после проведения дополнительных исследований было признано естественным.
2.2.Разработка различными организациями разных стран планов и руководств по противодействиюбиотеррористической угрозе.
В связи с возросшей угрозой биотерроризма одним из главных условий безопасности населения становится способность государства принять меры для противодействия и ликвидации террористических инцидентов.
Это требует разработки стратегического плана действий по противодействию биотеррористической угрозе с четким определением функциональной роли государственных структур и ведомств в осуществлении этого плана.
В настоящее время наибольший опыт и наиболее подготовленными с точки зрения разработки стратегической концепции по борьбе с биотерроризмом являются США.
Впервые сообщения о разработке администрацией США всеобъемлющей стратегии борьбы с биотерроризмом появились в мае 1998 года. Эта стратегия включала в себя 4 основных направления действий в случае применения террористами биологического оружия:
•
Быстрая идентификация патогена.
•
Подготовка персонала чрезвычайного реагирования и его техническое оснащение адекватно угрозе на всех уровнях – федеральном, штатном и местном;
•
Создание беспрецедентного гражданского запаса медикаментов (лекарств и вакцин) на основе оценок возможного спектра патогенов, которыми могут обладать террористы, для лечебной и профилактической вакцинации населения в случае применения биооружия террористами или «враждебными державами»;
•
Обеспечение скоординированных научно-исследовательских усилий различных ведомств с целью создания лекарств, вакцин и диагностических средств для защиты от биооружия с использованием современных достижений биотехнологии и генной инженерии.
Позднее были опубликованы результаты работ ряда организаций США и ВОЗ по проблеме противодействия терроризму и в частности биотерроризму.
Институт контроля за химическим и биологическим оружием США (CABACI) провел детальный анализ существующей в США ситуации и предложил рекомендации по созданию системы противодействия биотерроризму, фактически требующие серьезного уточнения существующей системы здравоохранения [11]. (см. Приложение №1)
В 2000 году CDC, США был представлен национальный стратегический план по готовности к действиям в случаях биологического и химического терроризма, предусматривающий координированное участие в выявлении и ликвидации инцидентов более 10 различных агентств. По своей структуре план конкретизирует концепцию CABACI и положен в основу действий США по обеспечению готовности страны к биологическим и химическим инцидентам.
Основные разделы этого плана включают:
•
готовность и профилактика;
•
детекция и надзор;
•
диагноз и характеризация биологических и химических агентов;
•
принятие мер по ликвидации инцидента;
•
система оповещения и информационного обеспечения.
Более подробное описание плана CDC в приложении №2.
Все разделы предполагают обучение персонала, исследования и готовность в полном объеме к обнаружению и ликвидации последствий возможного применения химических и биологических агентов во всех штатах и городах.
В качестве ключевого момента предлагалось создать многоуровневую сеть диагностических лабораторий для быстрого оповещения служб здравоохранения территорий, штатов, районов, и городов об обнаруженных агентах биологической и химической природы. (Рис №4). План CDC фактически ориентирован на существенную модернизацию существующих структур по борьбе с инфекционными болезнями. [13]
Рис №4. Многоуровневая сеть диагностических лабораторий для оповещения служб здравоохранения в случае биотерроризма или угрозы биотерроризма.
Всемирная Организация Здравоохранения разработала и опубликовала в 2001 году вторую редакцию рекомендаций по обеспечению готовности здравоохранения к ликвидации последствий применения биологических и химических агентов
В этом документе, как и в приведенных выше, ключевая роль отводится разработке национальных планов противодействия терроризму. Подчеркивается, что они должны быть интегральной частью планов по борьбе со вспышками инфекционных заболеваний и других инцидентов и готовится органами здравоохранения с участием других ведомств. Именно состояние здравоохранения и ветеринарии по оценке ВОЗ будут определять устойчивость стран к подобным инцидентам. [38]
В настоящее время часть из рекомендаций и предложений начинает претворяться в жизнь.
Сообщается, что в ближайшее время автоматизированная система раннего предупреждения сможет заняться мониторингом больниц США, готовая в любой момент подать сигнал о биологической атаке. Так называемая Система усовершенствованного эпидемиологического обнаружения и экстренного реагирования (LEADERS) должна будет указывать на возможные источники инфекционных заболеваний, прежде чем в дело вступит сам врач. LEADERS сможет получать информацию о симптомах пациента и лабораторных результатах из базы данных больницы. И если, врач, осматривающий больного с признаками лихорадки и сыпи, может и не принять во внимание возможность присутствия в данном случае черной оспы, компьютер же получит из соседних больниц данные о людях со сходными симптомами и предупредит доктора и местных врачей, если возникнет необходимость. Первоначально разработка системы велась в рамках Агентства Оборонных Исследований и уже сейчас работает в 79 военных госпиталях. Однако лишь несколько десятков гражданских больниц используют ее. Специалисты утверждают, что за 60 дней они способны подключить к LEADERS 6000 лечебных заведений США.[39]
2.4. Международное сотрудничество в борьбе с биотерроризмом.
Возросшая угроза биотерроризма делает необходимостью объединение сил всего мирового сообщества для борьбы с этой опасностью.
ВОЗ рекомендует разработать планы международной кооперации и сотрудничества по этой проблеме, максимально усиливая инфраструктуру здравоохранения, санитарный надзор и готовность к ликвидации вспышек.
ВОЗ подготовлена специализированная программа по созданию системы глобального мониторинга, исследований и подготовки персонала для контроля инфекционных болезней, которая также учитывает возможное террористическое применение инфекционных агентов.
Идеология этой программы – создание региональных центров, интегрированных с федеральными и региональными службами эпидемиологического надзора, сетью поликлиник и больниц, диагностических лабораторий, НИИ и учебных заведений, а также с предприятиями фарминдустрии с тем, чтобы сформировать региональные программы по обеспечению самодостаточности регионов в выявлении и ликвидации природных или террористических вспышек инфекционных заболеваний. Такие центры должны иметь полноценную поддержку ВОЗ, национальных органов здравоохранения и иметь статус региональных отделений ВОЗ.
В настоящее время в мире уже имеются огромные ресурсы для борьбы с инфекционными болезнями, которые будут использованы для противодействия биотерроризму.
Они включают сотни Сотрудничающих центров ВОЗ по всему миру, специализированных на отдельных инфекциях, сеть лабораторий ПанАмериканской организации здравоохранения (PAHO), Международную сеть клинической эпидемиологии (INCLEN), сеть институтов Пастера, сеть исследовательских центров Национального института здравоохранения (NIH) (в которую вовлечены многие университеты США), Центры по контролю за заболеваемостью (CDC) во многих странах, многие из которых выполняют подготовку полевых эпидемиологов в разных регионах. Армия и ВМФ США также развернули специализированные исследовательские центры в ряде стран. Следует отметить, что этот ресурс весьма специализирован на конкретных задачах и, за исключением центров Службы эпидемиологической разведки (EIS), не ориентирован на обнаружение и идентификацию всего спектра патогенов. [8]
Другой подход был предложен выдающимся эпидемиологом D.A. Henderson, который на основе своего многолетнего опыта организатора и непосредственного участника программы глобальной ликвидации заболевания оспой пришел к выводу о необходимости создания системы стационарных международных центров, размещенных в 15 регионах, и которые должны включать в свою структуру:
•
клинические и амбулаторные службы по инфекционным болезням;
•
исследовательские диагностические лаборатории;
•
эпидотряды с функцией служб эпидемиологической разведки (EIS), обеспечивающие контроль популяции региона с численностью 2-5 млн.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях