ЭКОЛОГИЯ ЧАСТЬ 4
Такими, в частности,
являются специализированные программы экологических
расчетов серий «Эколог» и «Гарант».
Результаты расчета получают отдельно для каждого вещества
в виде таблиц и графического изображения (рис. 10.14)
территории анализируемого объекта с окрестностями и с сани-
тарно-защитной зоной, на котором нанесены изолинии равных
расчетных концентраций вещества в приземном слое атмосферы,
с учетом преобладающих направлений и наиболее неблагоприятных
скоростей ветра.
Для каждого источника радиус зоны влияния рассчитывается
как наименьшее из двух расстояний от источника Х1
и Х2, где Xj = 1 0 Хм, а Х2 определяется как расстояние
от источника, начиная с которого выполняется условие
С < 0,05 • ПДК. За пределами зоны влияния расчеты не проводятся.
Если на границе нормативной СЗЗ предприятия выполняется
условие
(10.28)
а на его территории — условие
* 1 0.4. Регламентация воздействия на биосферу 5 1 5
(10.29)
то масса выброса М может быть квалифицирована как ПДВ.
Для одиночного источника ПДВ = М, а См = (ПДК - С,),
и формула (10.24) может быть преобразована в зависимость
(10.30)
8
Рис. 10.14. Пример графической формы представления результатов
расчета на ЭВМ приземной концентрации оксида углерода: 1 — граница
территории; 2 — граница СЗЗ; 3 — изолинии равных приземных
концентраций СО; 0,1; 0,2; 0,3 — (0,1; 0,2; 0,3) ПДК СО; + — источники
выброса
516 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
Процесс рассеивания веществ в атмосфере зависит и от наличия
в соответствующих местах крупных зданий и сооружений.
Ветровой поток обтекает препятствия, а в образующихся
зонах завихрений вещества могут скапливаться и оседать,
поэтому у стен создаются зоны повышенной концентрации.
В этих случаях говорят об образовании ветровых теней различных
размеров и конфигураций (рис. 10.15).
При определенном соотношении высот здания и источника
выброса в атмосферу, а также расстояния между ними застройка
существенно влияет на результаты расчетов, поэтому ОНД-86
содержит специальную методику учета этого дополнительного
фактора. Последние версии программ экологических расчетов
серий «Эколог» и «Гарант» позволяют выполнить расчеты с учетом
влияния застройки в виде одного — трех одиночно стоящих
зданий (учесть влияние всего комплекса застройки на заданной
территории с достаточной точностью пока не удается).
В случае, когда расчеты показывают, что при существующей
мощности выброса в контрольных точках значение См превышает
ПДК, но по объективным причинам положение не может быть
исправлено в короткий срок (порядка месяца), при этом предприятие
(или его часть) не может быть ни остановлено, ни перепрофилировано,
тогда используется метод поэтапного снижения
выбросов вредных веществ. До 2002 г. существовало правило,
в соответствии с которым на это время (до момента достижения
условий, когда выброс может быть квалифицирован как допустимый),
но не более чем на 3 года для источника (или для отдельного
вещества), устанавливали норматив временно согласованного
выброса (ВСВ) с соответствующими экономическими
санкциями в виде значительно (в 25 раз) большей платы за выбросы
в атмосферу (см. разд. 10.3).
Временно согласованный выброс, также как описанные далее
лимиты и временно согласованный сброс, — явное, хотя и
временное отступление от жестких принципов нормирования.
Рис. 10.15. Ветровые тени (застойные зоны) около зданий: 1 — на крыше
(зона обтекания); 2 — подветренная (теневая зона); 3 — наветренная
(зона подпора)
10.4. Регламентация воздействия на биосферу 517
Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС»
введено новое положение (статья 23, п. 3), которое гласит, что
«...при невозможности соблюдения нормативов допустимых
выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться
лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений,
действующих только в период проведения мероприятия
по охране окружающей среды, внедрения наилучших
существующих технологий и (или) реализации других природоохранных
проектов, с учетом поэтапного достижения
установленных нормативов выбросов и сбросов веществ
и микроорганизмов». Таким образом, термины ВСВ и ВСС заменяются
термином «лимит на выброс и сброс веществ», что
соответствует терминологии, уже несколько лет применяющейся
при расчетах платежей за загрязнение природной среды
(см. разд. 10.3.4).
Норматив предельно допустимого сброса (ПДС). Норматив
предельно допустимого сброса загрязняющего вещества
в поверхностный водоем — это максимально допустимая масса
вещества в воде, возвращаемой в водный объект в данном
его пункте в единицу времени, при которой не происходит нарушение
(превышение) норм качества воды в контрольном
створе1.
Для водотока (рис. 10.16, а) контрольный створ (вертикальное
сечение) должен быть отдален с достаточным запасом
от места непосредственного водопользования (места забора воды
\'для водоснабжения, купания, организованного отдыха,
территории населенного пункта и т. п.). Он должен отстоять
вверх по течению на расстоянии 500 м для рыбохозяйственно-
го назначения; 1000 м для нужд населения.
Для непроточного водоема (рис. 10.16, б) вода в контрольной
зоне должна соответствовать нормативам качества в радиусе
1000 м от пункта водопользования.
Предельно допустимый сброс — расчетный научно-технический
норматив, величина которого устанавливается отдельно
для каждого вещества с учетом фоновой2 концентрации,
1 Створ (применительно к водному объекту) — участок водоема или
водотока, отвечающий определенным, наперед заданным требованиям.
2 Фоновая концентрация вещества характеризует его присутствие
в створе водного объекта, в данном случае непосредственно перед местом
сброса. Она свидетельствует о влиянии всех источников сброса вещества,
без учета того, для которого производится расчет ПДС.
518 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
Рис. 10.16. Схемы расположения контрольного створа в водотоке (а)
и контрольной зоны в непроточном водоеме (б) при нормировании содержания
загрязняющих веществ в воде (по Г. В. Стадницкому
и А. И. Родионову)
норм качества воды (в зависимости от вида водопользования)
и ассимиляционной1 способности водного объекта. Наиболее
верным подходом к установлению нормативов ПДС является
бассейновый принцип, согласно которому решать задачу ограничения
сброса загрязняющих веществ необходимо с учетом
загрязнения всей совокупности водных объектов, формирующих
единый бассейн реки, озера, моря. Таким образом, норматив
ПДС должен быть установлен для бассейна в целом,
а конкретным предприятиям следует выделять дифференциро-\"
ванные квоты.
Вещества, загрязняющие сточные воды, попадая в природные
водные объекты и взаимодействуя друг с другом, образуют
новые соединения, нередко более токсичные, чем исходные.
1 Ассимиляционная способность
щению».
способность объекта к «самоочи-
1 0.4. Регламентация воздействия на биосферу 519
Особенно плохо то, что при подобных трансформациях1 получаются
вещества, не поддающиеся не только количественной
оценке, но и идентификации (качественному определению).
Трансформация веществ происходит как в химических,
так и в биологических процессах, при этом в водном объекте
резко сокращается количество растворенного кислорода, что
ведет к нежелательным процессам, в том числе к гибели рыбы.
В соответствии с материальным балансом процесса смешения
в водотоке основное расчетное уравнение в общем случае
имеет вид
яСст.в+уЯСф = {д + уЯ)Скст, (10.31)
где q и Q — расход сточных вод и расход воды в водном объекте;
^ст в\' ^к ст\' ^Ф — концентрации вещества в сточных водах, контрольном
створе и фоновая; у — коэффициент смешения — интегральный
показатель, учитывающий особенности водотока.
При заданных и известных характеристиках водотока для
прогноза его санитарного состояния в контрольном створе достаточно
уравнение (10.31) преобразовать в следующий вид:
с , . „ = % ^ . (Ю.32,
Если рассчитанная концентрация £-й примеси в контрольном
створе не превышает ПДК, т. е. Ci = ПДК;, то ситуация
признается допустимой; если Ct > ПДК;, сброс таких вод недопустим
и требуется снижение интенсивности сброса (очистка
или уменьшение количества стоков).
При предварительном выборе места выпуска сточных вод
в водный объект одним из показателей допустимости того или
иного решения является степень разбавления сточных вод, достигаемая
у ближайшего пункта водопользования. Она называется
«кратностью разбавления» п и вычисляется по формулам:
в контрольном створе водотока
п = (7Q + q)/q; (10.33)
1 Одним из наиболее безобидных является следующий пример.
являются специализированные программы экологических
расчетов серий «Эколог» и «Гарант».
Результаты расчета получают отдельно для каждого вещества
в виде таблиц и графического изображения (рис. 10.14)
территории анализируемого объекта с окрестностями и с сани-
тарно-защитной зоной, на котором нанесены изолинии равных
расчетных концентраций вещества в приземном слое атмосферы,
с учетом преобладающих направлений и наиболее неблагоприятных
скоростей ветра.
Для каждого источника радиус зоны влияния рассчитывается
как наименьшее из двух расстояний от источника Х1
и Х2, где Xj = 1 0 Хм, а Х2 определяется как расстояние
от источника, начиная с которого выполняется условие
С < 0,05 • ПДК. За пределами зоны влияния расчеты не проводятся.
Если на границе нормативной СЗЗ предприятия выполняется
условие
(10.28)
а на его территории — условие
* 1 0.4. Регламентация воздействия на биосферу 5 1 5
(10.29)
то масса выброса М может быть квалифицирована как ПДВ.
Для одиночного источника ПДВ = М, а См = (ПДК - С,),
и формула (10.24) может быть преобразована в зависимость
(10.30)
8
Рис. 10.14. Пример графической формы представления результатов
расчета на ЭВМ приземной концентрации оксида углерода: 1 — граница
территории; 2 — граница СЗЗ; 3 — изолинии равных приземных
концентраций СО; 0,1; 0,2; 0,3 — (0,1; 0,2; 0,3) ПДК СО; + — источники
выброса
516 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
Процесс рассеивания веществ в атмосфере зависит и от наличия
в соответствующих местах крупных зданий и сооружений.
Ветровой поток обтекает препятствия, а в образующихся
зонах завихрений вещества могут скапливаться и оседать,
поэтому у стен создаются зоны повышенной концентрации.
В этих случаях говорят об образовании ветровых теней различных
размеров и конфигураций (рис. 10.15).
При определенном соотношении высот здания и источника
выброса в атмосферу, а также расстояния между ними застройка
существенно влияет на результаты расчетов, поэтому ОНД-86
содержит специальную методику учета этого дополнительного
фактора. Последние версии программ экологических расчетов
серий «Эколог» и «Гарант» позволяют выполнить расчеты с учетом
влияния застройки в виде одного — трех одиночно стоящих
зданий (учесть влияние всего комплекса застройки на заданной
территории с достаточной точностью пока не удается).
В случае, когда расчеты показывают, что при существующей
мощности выброса в контрольных точках значение См превышает
ПДК, но по объективным причинам положение не может быть
исправлено в короткий срок (порядка месяца), при этом предприятие
(или его часть) не может быть ни остановлено, ни перепрофилировано,
тогда используется метод поэтапного снижения
выбросов вредных веществ. До 2002 г. существовало правило,
в соответствии с которым на это время (до момента достижения
условий, когда выброс может быть квалифицирован как допустимый),
но не более чем на 3 года для источника (или для отдельного
вещества), устанавливали норматив временно согласованного
выброса (ВСВ) с соответствующими экономическими
санкциями в виде значительно (в 25 раз) большей платы за выбросы
в атмосферу (см. разд. 10.3).
Временно согласованный выброс, также как описанные далее
лимиты и временно согласованный сброс, — явное, хотя и
временное отступление от жестких принципов нормирования.
Рис. 10.15. Ветровые тени (застойные зоны) около зданий: 1 — на крыше
(зона обтекания); 2 — подветренная (теневая зона); 3 — наветренная
(зона подпора)
10.4. Регламентация воздействия на биосферу 517
Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС»
введено новое положение (статья 23, п. 3), которое гласит, что
«...при невозможности соблюдения нормативов допустимых
выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться
лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений,
действующих только в период проведения мероприятия
по охране окружающей среды, внедрения наилучших
существующих технологий и (или) реализации других природоохранных
проектов, с учетом поэтапного достижения
установленных нормативов выбросов и сбросов веществ
и микроорганизмов». Таким образом, термины ВСВ и ВСС заменяются
термином «лимит на выброс и сброс веществ», что
соответствует терминологии, уже несколько лет применяющейся
при расчетах платежей за загрязнение природной среды
(см. разд. 10.3.4).
Норматив предельно допустимого сброса (ПДС). Норматив
предельно допустимого сброса загрязняющего вещества
в поверхностный водоем — это максимально допустимая масса
вещества в воде, возвращаемой в водный объект в данном
его пункте в единицу времени, при которой не происходит нарушение
(превышение) норм качества воды в контрольном
створе1.
Для водотока (рис. 10.16, а) контрольный створ (вертикальное
сечение) должен быть отдален с достаточным запасом
от места непосредственного водопользования (места забора воды
\'для водоснабжения, купания, организованного отдыха,
территории населенного пункта и т. п.). Он должен отстоять
вверх по течению на расстоянии 500 м для рыбохозяйственно-
го назначения; 1000 м для нужд населения.
Для непроточного водоема (рис. 10.16, б) вода в контрольной
зоне должна соответствовать нормативам качества в радиусе
1000 м от пункта водопользования.
Предельно допустимый сброс — расчетный научно-технический
норматив, величина которого устанавливается отдельно
для каждого вещества с учетом фоновой2 концентрации,
1 Створ (применительно к водному объекту) — участок водоема или
водотока, отвечающий определенным, наперед заданным требованиям.
2 Фоновая концентрация вещества характеризует его присутствие
в створе водного объекта, в данном случае непосредственно перед местом
сброса. Она свидетельствует о влиянии всех источников сброса вещества,
без учета того, для которого производится расчет ПДС.
518 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
Рис. 10.16. Схемы расположения контрольного створа в водотоке (а)
и контрольной зоны в непроточном водоеме (б) при нормировании содержания
загрязняющих веществ в воде (по Г. В. Стадницкому
и А. И. Родионову)
норм качества воды (в зависимости от вида водопользования)
и ассимиляционной1 способности водного объекта. Наиболее
верным подходом к установлению нормативов ПДС является
бассейновый принцип, согласно которому решать задачу ограничения
сброса загрязняющих веществ необходимо с учетом
загрязнения всей совокупности водных объектов, формирующих
единый бассейн реки, озера, моря. Таким образом, норматив
ПДС должен быть установлен для бассейна в целом,
а конкретным предприятиям следует выделять дифференциро-\"
ванные квоты.
Вещества, загрязняющие сточные воды, попадая в природные
водные объекты и взаимодействуя друг с другом, образуют
новые соединения, нередко более токсичные, чем исходные.
1 Ассимиляционная способность
щению».
способность объекта к «самоочи-
1 0.4. Регламентация воздействия на биосферу 519
Особенно плохо то, что при подобных трансформациях1 получаются
вещества, не поддающиеся не только количественной
оценке, но и идентификации (качественному определению).
Трансформация веществ происходит как в химических,
так и в биологических процессах, при этом в водном объекте
резко сокращается количество растворенного кислорода, что
ведет к нежелательным процессам, в том числе к гибели рыбы.
В соответствии с материальным балансом процесса смешения
в водотоке основное расчетное уравнение в общем случае
имеет вид
яСст.в+уЯСф = {д + уЯ)Скст, (10.31)
где q и Q — расход сточных вод и расход воды в водном объекте;
^ст в\' ^к ст\' ^Ф — концентрации вещества в сточных водах, контрольном
створе и фоновая; у — коэффициент смешения — интегральный
показатель, учитывающий особенности водотока.
При заданных и известных характеристиках водотока для
прогноза его санитарного состояния в контрольном створе достаточно
уравнение (10.31) преобразовать в следующий вид:
с , . „ = % ^ . (Ю.32,
Если рассчитанная концентрация £-й примеси в контрольном
створе не превышает ПДК, т. е. Ci = ПДК;, то ситуация
признается допустимой; если Ct > ПДК;, сброс таких вод недопустим
и требуется снижение интенсивности сброса (очистка
или уменьшение количества стоков).
При предварительном выборе места выпуска сточных вод
в водный объект одним из показателей допустимости того или
иного решения является степень разбавления сточных вод, достигаемая
у ближайшего пункта водопользования. Она называется
«кратностью разбавления» п и вычисляется по формулам:
в контрольном створе водотока
п = (7Q + q)/q; (10.33)
1 Одним из наиболее безобидных является следующий пример.