www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ ЧАСТЬ 4


Оценка заканчивается тем или иным решением властей о лицензировании
такой деятельности. Инициатором процедуры
ОВОС может быть любая общественная, частная и государственная
организации.
ОВОС — главное правовое средство обеспечения учета и выполнения
экологических требований на стадии подготовки некоего
хозяйственного решения.
Впервые оценка воздействия на ОС была применена в
практике природоохранной деятельности США, затем, преимущественно
в 70-е годы XX в., она распространилась на все
экономически развитые страны мира. В России ОВОС стала
проводиться в начале 90-х годов XX в., а с 2002 г. требование
проведения такой оценки было закреплено ст. 32 Федерального
закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС».
Проектные и (или) иные решения, содержащиеся в документации,
обосновывающей некую намечаемую деятельность,
должны быть разработаны с учетом различного рода возможных
последствий ее реализации в рамках инфраструктуры региона.
В частности, проводится поиск новых областей применения
отходов будущего предприятия в качестве сырья для какого-
либо другого экономически выгодного производства.
Оценку возможных решений следует давать на наиболее ранних
этапах разработки проектного замысла.
10.4. Регламентация воздействия на биосферу 533
Оценка воздействия на окружающую среду рассматривает
влияние предлагаемых к принятию решений на:
• качество воздушной, водной и почвенной среды;
• радиационную безопасность;
• здоровье людей;
• экосистемы и отдельные виды растений и животных;
• здания, памятники и прочие объекты, являющиеся
частью культурного наследия, и т. д.
Важно в первую очередь определить наличие особой чувствительности
территории к внешнему воздействию. Так, в городах
это состояние воздушной среды, в зоне вечной мерзлоты —
температурный режим, в оползневых районах — гидродинамическая
напряженность склонов и т. п.
Смысл проведения ОВОС заключается во всестороннем
учете экологических интересов общества при принятии решений
по конкретным проектам как на новую деятельность, так
и на изменение уже осуществляющейся деятельности. Безусловно,
общество заинтересовано в предупреждении экологического
вреда любого масштаба и ОВОС необходима при планировании
всякой деятельности. Однако практика показала,
что полноценная оценка, предусмотренная Положением об
ОВОС, — это трудоемкая и дорогостоящая процедура.
Обеспечить проверку экологической рациональности ряда
малоопасных для ОС предложений можно и более простыми
методами. Поэтому ОВОС организуется и проводится при подготовке
следующих видов обосновывающей документации:
• концепций, программ, а также планов отраслевого и территориального
социально-экономического развития;
• схем комплексного использования и охраны природных
ресурсов;
• градостроительной документации;
• документов по созданию новой техники, технологии,
материалов и веществ;
• предпроектных обоснований инвестиций в строительство,
технико-экономических обоснований (ТЭО) и (или)
проектов строительства, реконструкции, расширения
и технического перевооружения действующих объектов
и комплексов.
В первую очередь ОВОС проводится для крупных и потенциально
опасных объектов:
• добывающих, нефтеперерабатывающих, металлургических
и химических (всех видов) предприятий;
• крупных энергетических объектов, плотин;
534 Глава 10. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
• АЭС, объектов, широко использующих источники радиации,
ядерные технологии, а также перерабатывающих
и утилизирующих радиоактивные отходы;
• военных объектов;
• космодромов, аэродромов, аэропортов, портов, судоверфей;
• транспортных объектов, включая дороги, автострады,
трассы магистральных железных дорог, нефте- и газопроводы,
метрополитены;
• перерабатывающих предприятий и полигонов для отходов
производства, потребления и быта;
• хозяйственных объектов на особо охраняемых территориях,
не связанные с обслуживанием этих территорий.
Положением об ОВОС предусмотрено, что при проведении
этой процедуры заказчик обязан рассмотреть все разумные и
реальные альтернативы достижения целей намечаемой деятельности,
включая даже «нулевой» вариант, т. е. отказ от
намечаемой деятельности. Действительно, всегда ли оправдано
строительство нового объекта? Вполне возможно, что цель
будет достигнута путем повышения эффективности производства
на существующих предприятиях.
Одним из ключевых вопросов является обеспечение экологической
безопасности, в том числе решение задач локализации
и ликвидации последствий возможных аварий и катастроф.
Для особо опасных производств должны быть проведены
специальные оценки риска аварий различного масштаба. В любом
случае оценивается возможное воздействие на сопредельные
территории (государств, территорий, регионов).
Поскольку, по Положению, ОВОС проводится заказчиком,
т. е. явно заинтересованным лицом, то вполне возможен субъективный
подход. Поэтому в качестве гарантии всестороннего
и полноценного учета требований экологического законодательства
в процедуре ОВОС предусмотрено обязательное участие
общественных объединений, мнение которых вполне может
не совпадать с позицией инвестора.
10.4.4. Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза — «установление соответствия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим
требованиям и определение допустимости реализации объекта
экологической экспертизы» (ст. 1 Федерального закона «Об экологической
экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ).
10.4. Регламентация воздействия на биосферу 535
Цель экологической экспертизы — определить соответствие
планируемой деятельности (хозяйственная или иная) действующим
требованиям в области охраны окружающей среды
и тем самым предупредить возможные неблагоприятные последствия.
Экологическая экспертиза логически продолжает
оценку воздействия намечаемой хозяйственной деятельности
на окружающую\' среду (ОВОС), описанную выше, причем задача
государственной экологической экспертизы — гарантировать,
что в процессе ОВОС действительно предусмотрены все
необходимые меры по охране ОС, требуемые современным экологическим
законодательством.
В определенной мере экологическая экспертиза — это форма
контроля, направленного на предотвращение загрязнения
ОС, причем такое предупреждающее действие обходится
в 4—5 раз дешевле, нежели ликвидация последствий экологически
необоснованных решений (по данным Госкомприроды
РСФСР на начало 90-х годов прошлого века).
Экологическое законодательство РФ предусматривает только
два1 юридически значимых вида экологических экспертиз:
• государственную (обязательную);
• общественную (инициативную и добровольную).
Любая (как государственная, так и общественная) экологическая
экспертиза в соответствии с Законом основывается
на ряде принципов. Прежде всего — это принцип
I презумпции потенциальной экологической опасности лю-
бой планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Далее это:
• обязательность проведения экспертизы до принятия решения
о реализации соответствующего объекта;
• комплексность оценки воздействия на ОС соответствующей
деятельности, а также ее последствий;
• обязательность учета требований экологической безопасности;
1 Встречающаяся информация о иных видах экологической экспертизы
(ведомственной, научной, коммерческой и т. п.) является не более
чем мнением авторов этих сообщений. Потребность какого-либо предприятия,
ведомства или иной организации иметь объективную экологическую
оценку материалов некоего нового объекта до представления их
на государственную экспертизу может быть полностью удовлетворена путем
проведения экологического аудита в соответствии с порядком, предусмотренным
ГОСТ Р ИСО 14010-98—14012-98 (см. разд. 10.4.8).
5 3 6 Глава 10. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
• достоверность и полнота исходной информации;
• независимость экспертов;
• научная обоснованность, объективность и законность;
• гласность, участие общественных организаций;
• ответственность участников экспертизы и заинтересованных
лиц за организацию, проведение, а также за качество
экспертизы.
Объектами государственной экологической экспертизы являются:
• любые проектные и предпроектные документы;
• новая техника и технология;
• продукция, сырье и материалы, вещества;
• проекты стандартов и нормативов.
Эксперт государственной экологической экспертизы обязан
обеспечивать конфиденциальность представленных на экспертизу
сведений (п. 5, ст. 16 Федерального закона «Об экологической
экспертизе»), тогда как общественная экологическая
экспертиза не может проводиться по объектам, сведения о которых
составляют государственную, коммерческую и (или)
иную охраняемую законом тайну (ст.