ЭКОЛОГИЯ ЧАСТЬ 4
Проект принимается,
NPV — net present value, т. е. чистая текущая стоимость, или чистый
приведенный эффект.
10.3. Экономические аспекты природопользования 481
если NPV > 0. Предполагаемая прибыль от проекта за ряд лет
рассчитывается по формуле:
(10.5)
где / н а ч — начальные инвестиции; г — коэффициент дисконтирования
1; t — порядковый номер года; п — общее количество
лет, требуемое для реализации инвестиционного проекта,
по плану.
В выражении (10.5) в явном виде не учитывается ни оценка
природных ресурсов, ни величина экологического ущерба;
они в нем лишь подразумеваются. Если экологический показатель,
являющийся суммой экологических выгод и затрат, выделить
в виде отдельной составляющей, то выражение (10.5)
примет вид:
(10.6)
где Е — экологическая составляющая (сумма экологических
выгод и затрат) за t-й год.
В природоохранной практике встречаются ситуации, когда
трудно определить будущий экономический эффект от реализации
проекта, однако совершенно очевидно, что сам проект
важен для общества. В таких случаях для оценки эффективности
проекта целесообразен подход, основанный на
отечественной методике2 определения приведенных затрат,
которая является аналогом подхода «затраты—эффективность
», применяющегося в развитых странах. Концепция этого
подхода заключается в поиске варианта, требующего минимальных
затрат для достижения поставленной цели, т. е. инвестиционный
проект принимается, если:
(10.7)
1 Дисконтирование (от англ. to discount — получать проценты вперед
при даче денег взаймы) — приведение экономических показателей
разных лет к сопоставимому во времени виду либо стоимости будущих
затрат и доходов к нынешнему периоду; установление сегодняшнего эквивалента
суммы, выплачиваемой в будущем.
2 «Временная типовая методика определения экономической эффективности
осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического
ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением
окружающей среды», одобренная Постановлением Госплана СССР, Госстроя
СССР и Президиума АН СССР от 21.10.1983 № 254/134.
16 Экология
482 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
где С — текущие годовые затраты; К — капитальные вложения;
Е — коэффициент эффективности капиталовложений.
Таким образом, к сожалению, в наши дни отсутствует достоверная
общепризнанная методика экономической оценки
достаточно крупных природоохранных мероприятий. Вышеприведенные
методики могут использоваться лишь для оценки
отдельных усовершенствований, например для выбора
конкретного типа очистного оборудования или сооружений.
10.3.4. Экономические механизмы
охраны окружающей среды
Существующая в наши дни в России система экономических
механизмов охраны ОС может быть представлена схемой,
приведенной на рис. 10.7.
Кадастр природных ресурсов. Кадастр природных ресурсов
представляет собой систематизированный свод сведений,
количественно и качественно характеризующих определенный
вид природных ресурсов, включая территориально-адресные
Рис. 10.7. Схема экономического механизма охраны ОС
10.3. Экономические аспекты природопользования 483
показатели, экономическую оценку и оценку изменений под
воздействием природных, антропогенных и экономических
факторов. Они могут содержать рекомендации по рациональному
использованию ресурсов и необходимым мерам охраны.
Кадастры ведутся как по отдельным видам природных ресурсов
для всей страны, так и по территориям РФ. Основные
цели отраслевых кадастров: государственная регистрация при-
родопользователей; количественный учет; бонитировка1 и экономическая
оценка природных ресурсов.
Кадастровая форма представления информации общепри-
знана в мировой практике. В РФ ведутся следующие кадастры:
• Государственный земельный кадастр (ст. 70 Земельного
кодекса РФ от 25.10.01 № 136-ФЗ) — свод сведений
о природном, хозяйственном и правовом положении земель,
местоположении, размерах, количестве и качестве
земель, их кадастровой стоимости;
• Государственный лесной кадастр (ст. 69 Лесного кодекса
РФ от 29.01.97 № 22-ФЗ) — сведения о качественном
и количественном составах лесов, группах и категории
их защищенности, экономической оценке лесов,
правовом режиме использования лесного фонда;
• Государственный кадастр объектов животного мира
(ст. 14 Закона «О животном мире» от 24.04.95 № 52-
ФЗ) — в частности, содержит данные об объектах охотничьего
и рыболовного промыслов с их качественной
и количественной характеристикой, сведения о динамике
восстановления, допустимых нормах изъятия;
• Государственный кадастр особо охраняемых природных
территорий (ст. 4 Закона «Об особо охраняемых
природных территориях» от 14.03.95 № 33-ФЗ) — сведения
о территориях с особым режимом использования;
• Государственный кадастр месторождений и проявлений
полезных ископаемых (ст. 30 и 32 Закона «О недрах
» от 21.02.92 № 2395-1 в редакции от 03.03.95
№ 27-ФЗ) — свод сведений по каждому месторождению,
характеризующих количество и качество основных
и совместно залегающих полезных ископаемых;
• Государственный водный кадастр (ст. 79 Водного кодекса
РФ от 16.11.95 № 167-ФЗ) — систематизирован-
1 Бонитировка (от лат. bonitas — доброкачественность) — сравнительная
оценка по важнейшим свойствам, качеству и ценности.
484 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
ный свод данных о водных объектах с текущей и перспективной
оценками доступности их использования,
а также данные о водопользователях.
Своеобразными государственными кадастрами являются
Красная книга Российской Федерации и Красные книги субъектов
РФ (см. разд. 10.2.2).
Планирование, разработка и осуществление мероприятий
по охране ОС. Для этого в Российской Федерации разрабатываются:
• федеральные программы в области экологического развития
РФ;
• целевые программы в области охраны ОС субъектов РФ;
• мероприятия по охране ОС на уровне конкретных юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих хозяйственную и иную деятельность,
оказывающую негативное воздействие на ОС.
Программа (федеральная или целевая) по охране ОС — это
комплекс мероприятий, направленных на решение экологических
проблем, увязанных по ресурсам, срокам осуществления
и исполнителям.
Эколого-экономическое планирование особенно актуально
для зон (территорий) экологического бедствия и чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера. Планирование
в общенациональном масштабе пока не реализовано ни
в одной стране мира.
Система платежей. Подразделяют систему платежей на
плату за:
• право пользованием природными ресурсами;
• загрязнение природной среды.
Цель платного природопользования:
• рациональное и комплексное использование природных
ресурсов;
• стимулирование деятельности по охране окружающей
среды;
• выравнивание социально-экономических условий хозяйствования
при использовании природных ресурсов;
• формирование специальных фондов финансирования по
охране и воспроизводству природных ресурсов.
П л а т е ж и за п р и р о д н ы е р е с у р с ы (табл. 10.3).
Они являются издержками предприятия, связанными с использованием
ресурсов и рассчитанными в соответствии с действующей
в стране методикой.
10.3. Экономические аспекты природопользования 485
Таблица 10.3
Платежи за природные ресурсы, взимаемые в РФ
Объект
Земля
Недра
Вода
Лес
Растительные
ресурсы
Ресурсы животного
мира
Вид платежа
Земельный налог
Арендная плата
Нормативная цена земли
Платежи за пользование недрами
Отчисления на воспроизводство минерально-
сырьевой базы
Акцизы
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу
лицензий
Плата за геологическую информацию о недрах,
полученную за счет государственных средств
Плата за пользование водными объектами (водный
налог)
Плата, направляемая на восстановление и охрану
водных объектов
Сбор за выдачу лицензий на водопользование
Лесные подати
Арендная плата
За сбор лекарственных трав и сырья
За сбор недревесных ресурсов
За заготовку технического сырья
Плата за право пользования животным миром
Арендная плата за пользование охотничьими
угодьями
П л а т е ж и з а з а г р я з н е н и е п р и р о д н о й сре-
д ы. Эти платежи осуществляются в соответствии с Федеральным
законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» (ранее Законом
РСФСР от 19.12.91 №2060-1 «Об охране окружающей
природной среды») и Постановлением Правительства РФ от
28.08.92 № 632 «Об утверждении порядка определения платы
и ее определьнных размеров за загрязнения окружающей природной
среды, размещения отходов, другие виды вредного воз-
4 8 6 Глава 1 0.
NPV — net present value, т. е. чистая текущая стоимость, или чистый
приведенный эффект.
10.3. Экономические аспекты природопользования 481
если NPV > 0. Предполагаемая прибыль от проекта за ряд лет
рассчитывается по формуле:
(10.5)
где / н а ч — начальные инвестиции; г — коэффициент дисконтирования
1; t — порядковый номер года; п — общее количество
лет, требуемое для реализации инвестиционного проекта,
по плану.
В выражении (10.5) в явном виде не учитывается ни оценка
природных ресурсов, ни величина экологического ущерба;
они в нем лишь подразумеваются. Если экологический показатель,
являющийся суммой экологических выгод и затрат, выделить
в виде отдельной составляющей, то выражение (10.5)
примет вид:
(10.6)
где Е — экологическая составляющая (сумма экологических
выгод и затрат) за t-й год.
В природоохранной практике встречаются ситуации, когда
трудно определить будущий экономический эффект от реализации
проекта, однако совершенно очевидно, что сам проект
важен для общества. В таких случаях для оценки эффективности
проекта целесообразен подход, основанный на
отечественной методике2 определения приведенных затрат,
которая является аналогом подхода «затраты—эффективность
», применяющегося в развитых странах. Концепция этого
подхода заключается в поиске варианта, требующего минимальных
затрат для достижения поставленной цели, т. е. инвестиционный
проект принимается, если:
(10.7)
1 Дисконтирование (от англ. to discount — получать проценты вперед
при даче денег взаймы) — приведение экономических показателей
разных лет к сопоставимому во времени виду либо стоимости будущих
затрат и доходов к нынешнему периоду; установление сегодняшнего эквивалента
суммы, выплачиваемой в будущем.
2 «Временная типовая методика определения экономической эффективности
осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического
ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением
окружающей среды», одобренная Постановлением Госплана СССР, Госстроя
СССР и Президиума АН СССР от 21.10.1983 № 254/134.
16 Экология
482 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
где С — текущие годовые затраты; К — капитальные вложения;
Е — коэффициент эффективности капиталовложений.
Таким образом, к сожалению, в наши дни отсутствует достоверная
общепризнанная методика экономической оценки
достаточно крупных природоохранных мероприятий. Вышеприведенные
методики могут использоваться лишь для оценки
отдельных усовершенствований, например для выбора
конкретного типа очистного оборудования или сооружений.
10.3.4. Экономические механизмы
охраны окружающей среды
Существующая в наши дни в России система экономических
механизмов охраны ОС может быть представлена схемой,
приведенной на рис. 10.7.
Кадастр природных ресурсов. Кадастр природных ресурсов
представляет собой систематизированный свод сведений,
количественно и качественно характеризующих определенный
вид природных ресурсов, включая территориально-адресные
Рис. 10.7. Схема экономического механизма охраны ОС
10.3. Экономические аспекты природопользования 483
показатели, экономическую оценку и оценку изменений под
воздействием природных, антропогенных и экономических
факторов. Они могут содержать рекомендации по рациональному
использованию ресурсов и необходимым мерам охраны.
Кадастры ведутся как по отдельным видам природных ресурсов
для всей страны, так и по территориям РФ. Основные
цели отраслевых кадастров: государственная регистрация при-
родопользователей; количественный учет; бонитировка1 и экономическая
оценка природных ресурсов.
Кадастровая форма представления информации общепри-
знана в мировой практике. В РФ ведутся следующие кадастры:
• Государственный земельный кадастр (ст. 70 Земельного
кодекса РФ от 25.10.01 № 136-ФЗ) — свод сведений
о природном, хозяйственном и правовом положении земель,
местоположении, размерах, количестве и качестве
земель, их кадастровой стоимости;
• Государственный лесной кадастр (ст. 69 Лесного кодекса
РФ от 29.01.97 № 22-ФЗ) — сведения о качественном
и количественном составах лесов, группах и категории
их защищенности, экономической оценке лесов,
правовом режиме использования лесного фонда;
• Государственный кадастр объектов животного мира
(ст. 14 Закона «О животном мире» от 24.04.95 № 52-
ФЗ) — в частности, содержит данные об объектах охотничьего
и рыболовного промыслов с их качественной
и количественной характеристикой, сведения о динамике
восстановления, допустимых нормах изъятия;
• Государственный кадастр особо охраняемых природных
территорий (ст. 4 Закона «Об особо охраняемых
природных территориях» от 14.03.95 № 33-ФЗ) — сведения
о территориях с особым режимом использования;
• Государственный кадастр месторождений и проявлений
полезных ископаемых (ст. 30 и 32 Закона «О недрах
» от 21.02.92 № 2395-1 в редакции от 03.03.95
№ 27-ФЗ) — свод сведений по каждому месторождению,
характеризующих количество и качество основных
и совместно залегающих полезных ископаемых;
• Государственный водный кадастр (ст. 79 Водного кодекса
РФ от 16.11.95 № 167-ФЗ) — систематизирован-
1 Бонитировка (от лат. bonitas — доброкачественность) — сравнительная
оценка по важнейшим свойствам, качеству и ценности.
484 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
ный свод данных о водных объектах с текущей и перспективной
оценками доступности их использования,
а также данные о водопользователях.
Своеобразными государственными кадастрами являются
Красная книга Российской Федерации и Красные книги субъектов
РФ (см. разд. 10.2.2).
Планирование, разработка и осуществление мероприятий
по охране ОС. Для этого в Российской Федерации разрабатываются:
• федеральные программы в области экологического развития
РФ;
• целевые программы в области охраны ОС субъектов РФ;
• мероприятия по охране ОС на уровне конкретных юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих хозяйственную и иную деятельность,
оказывающую негативное воздействие на ОС.
Программа (федеральная или целевая) по охране ОС — это
комплекс мероприятий, направленных на решение экологических
проблем, увязанных по ресурсам, срокам осуществления
и исполнителям.
Эколого-экономическое планирование особенно актуально
для зон (территорий) экологического бедствия и чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера. Планирование
в общенациональном масштабе пока не реализовано ни
в одной стране мира.
Система платежей. Подразделяют систему платежей на
плату за:
• право пользованием природными ресурсами;
• загрязнение природной среды.
Цель платного природопользования:
• рациональное и комплексное использование природных
ресурсов;
• стимулирование деятельности по охране окружающей
среды;
• выравнивание социально-экономических условий хозяйствования
при использовании природных ресурсов;
• формирование специальных фондов финансирования по
охране и воспроизводству природных ресурсов.
П л а т е ж и за п р и р о д н ы е р е с у р с ы (табл. 10.3).
Они являются издержками предприятия, связанными с использованием
ресурсов и рассчитанными в соответствии с действующей
в стране методикой.
10.3. Экономические аспекты природопользования 485
Таблица 10.3
Платежи за природные ресурсы, взимаемые в РФ
Объект
Земля
Недра
Вода
Лес
Растительные
ресурсы
Ресурсы животного
мира
Вид платежа
Земельный налог
Арендная плата
Нормативная цена земли
Платежи за пользование недрами
Отчисления на воспроизводство минерально-
сырьевой базы
Акцизы
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу
лицензий
Плата за геологическую информацию о недрах,
полученную за счет государственных средств
Плата за пользование водными объектами (водный
налог)
Плата, направляемая на восстановление и охрану
водных объектов
Сбор за выдачу лицензий на водопользование
Лесные подати
Арендная плата
За сбор лекарственных трав и сырья
За сбор недревесных ресурсов
За заготовку технического сырья
Плата за право пользования животным миром
Арендная плата за пользование охотничьими
угодьями
П л а т е ж и з а з а г р я з н е н и е п р и р о д н о й сре-
д ы. Эти платежи осуществляются в соответствии с Федеральным
законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» (ранее Законом
РСФСР от 19.12.91 №2060-1 «Об охране окружающей
природной среды») и Постановлением Правительства РФ от
28.08.92 № 632 «Об утверждении порядка определения платы
и ее определьнных размеров за загрязнения окружающей природной
среды, размещения отходов, другие виды вредного воз-
4 8 6 Глава 1 0.