ЭКОЛОГИЯ ЧАСТЬ 4
10.9. Экологическое воспитание,
образование и культура
Воспитание и образование молодежи — приоритетное
направление развития любого общества вне зависимости от политического
устройства и экономических формаций. Назревший
еще на пороге третьего тысячелетия глобальный экологический
кризис современной технологической цивилизации
вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического
воспитания и образования, результатом которых являлось
бы формирование экологического мышления — способности
оценивать результаты своей деятельности с точки зрения
воздействия на Природу. При этом должно оцениваться не
только каждое непосредственное (сиюминутное) воздействие,
но и их отдаленные последствия, сказывающиеся на последующих
поколениях. В наши дни
образование в целом и экологическое образование в частности
не только эффективный, но и наиболее дешевый
способ предотвращения экологической катастрофы, перехода
к устойчивому развитию.
578 Глава 10. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
Экологическая нравственность и экологическая этика будущих
поколений формируются сегодня. Только с детских лет
может быть воспитано понимание, что все живое на планете
самоценно и эта ценность не зависит от полезности для человека.
Человек — пусть и выдающийся, но по значимости для
биосферы не подавляющий вид.
Экологическое образование молодежи должно начинаться
в семье, продолжаться в детских учреждениях (детских садах
и т. п.), школах и вузах. Красивые игрушки и книжки по экологии,
личный пример родителей, экологические мультфильмы,
предмет «Экология» в школе, экологические лицеи, студенческие
экологические конференции и симпозиумы, наконец,
обязательный предмет «Экология» в высшем учебном
заведении, — вот звенья цепочки, формирующие экологически
ответственного человека. В вузах должны подготавливаться
экологи-педагоги, специалисты, занимающиеся различными
разделами этой науки.
Об особой роли и значении экологического воспитания, образования,
а также научных исследований в нашей стране свидетельствуют
разделы XII и XIII Федерального закона от
10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС», где, в частности, отдельной
статьей (ст. 73) оговаривается необходимость экологической
подготовки «руководителей организаций и специалистов, ответственных
за принятие решений при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности, которая оказывает или может
оказать негативное воздействие на окружающую среду».
В соответствии с современной Экологической доктриной
РФ экологическое воспитание, образование и просвещение
признаны одним из средств реализации государственной экологической
политики нашей страны.
В настоящее время происходит формирование и экологической
культуры, которая, по определению Н. Ф. Реймерса,
является составной частью развития общемировой культуры,
характеризуемой острым, глубоким и всеобщим осознанием
насущной важности экологических проблем в жизни и будущем
развитии человечества. Экологическая культура — это
в какой-то степени возврат Человека к единству с Природой.
Древнейшие религии мира основаны на обожествлении
природных явлений и признании всего живого равным себе —
«...участь сынов человеческих и участь животных — участь
одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание
у всех, и нет у человека преимущества перед скотом...» [Книга
Екклесиаста. Гл. 3, стих 19. Ветхий Завет].
10.9. Экологическое воспитание, образование и культура 579
Современная экологическая культура, конечно, не может
слепо основываться на вере, составляющей важнейший момент
(элемент) религии. Она базируется на приоритетном научном
изучении закономерностей взаимодействия Человека и Природы.
Руководствуясь современными знаниями о науке и технике,
экокультура должна способствовать гармоничному существованию
антропогенных и природных экосистем.
Контрольные вопросы и задания
10.1. Назовите объекты и субъекты экологического права в нашей
стране.
10.2. Какие меры могут быть приняты в случае, если хозяйственная
деятельность осуществляется с нарушением природоохранного
законодательства?
10.3. Являются ли антропогенные объекты объектами охраны ОС от
загрязнения, порчи и уничтожения?
10.4. Как экологическое право подразделяет территории, находящиеся
в экологически неблагополучной ситуации?
10.5. Перечислите особенности правовой охраны атмосферного воздуха.
10.6. На какие виды принято делить территории и объекты, находящиеся
под охраной государства, и каковы особенности деления
особо охраняемых территорий в Российской Федерации?
10.7. Как развивались взгляды на окружающую среду и природные
ресурсы в экономической теории?
10.8. Перечислите экономические механизмы охраны ОС. В чем сложность
определения экономического ущерба от загрязнения ОС?
10.9. Какие требования должны обязательно содержаться в государственных
стандартах, разрабатываемых для продукции, работ
или услуг, затрагивающих вопросы охраны ОС?
10.10. Что такое качество природной среды и какова цель его нормирования?
10.11. Почему создание совершенных очистных сооружений не решает
проблему загрязнения ОС?
10.12. Возможна ли реклама и реализация товаров, подлежащих обязательной
экологической сертификации, но не имеющих «сертификата
соответствия»?
10.13. Что означает термин «мониторинг»? Какие основные задачи
решают системы мониторинга ОС?
10.14. В чем необходимость международного сотрудничества в области
охраны среды? Какие организации работают в этой области?
10.15. Что такое устойчивое развитие? Каковы особенности перехода
России к устойчивому развитию?
Заключение
Изменение биосферы идет одновременно по многим направлениям.
«Человек настоящего времени представляет из
себя геологическую силу, и сила эта сильна именно тем, что
она возрастает, и предела ее возрастания нам не видно...» —
отмечал в конце XIX — начале XX в. В. И. Вернадский. К началу
третьего тысячелетия изменения природной среды, вызванные
антропогенными факторами, стали заметны уже не
только специалистам. Сегодня проблема защиты окружающей
среды признается одной из глобальных проблем, стоящих перед
Человечеством.
Одна из главных причин, ведущих к обострению взаимоотношений
Человека и Природы и создающих серьезные проблемы,
— быстрый рост населения Земли — неоднократно обсуждалась
в трудах многих ученых. Еще Т. Мальтус (конец
XVIII в.), обратившийся к математическому моделированию
этого процесса, сформулировал популяционный принцип:
«геометрически растущее население будет опережать линейно
растущее производство пищи». Идеи Мальтуса оказали
серьезное воздействие на общественную мысль, привлекли
внимание к выяснению причин и первым попыткам обосновать
пути преодоления кризиса.
В начале 60-х годов XX в. демографический взрыв вновь
привлек внимание к прогнозам и сценариям дальнейшего развития
жизни на Земле (работы ученых Римского клуба и др.).
Возможности и пути решения продовольственной проблемы,
способность биосферы прокормить растущее население, емкость
природной среды оказались в центре внимания Человечества.
В итоге научных исследований и дискуссий стало ясно,
что наша планета уже превратилась в единую экономическую
и единую социальную систему, вне которой не может выжить
ни одно государство. Мы все вместе оказались у предела допус-
Заключение 581
тимой численности человечества и допустимого уровня потребления.
К началу XXI в. человеком было разрушено около 65% естественных
экосистем суши, значительно нарушены и загрязнены
водные экосистемы. Учеными-экологами (работы
В. Г. Горшкова и др.) убедительно доказано, что качество ОС
может поддерживать только биота, механизм управления которой
основан на отобранных в процессе эволюции видах, содержащих
необходимую генетическую информацию. По этой
теории потенциал биотической регуляции вполне достаточен
для глобальной компенсации современных антропогенных
возмущений ОС при непременном условии сохранения естественной
биоты на больших территориях.
II Сохранение естественной биоты Земли — главная эко-
| логическая задача Человечества.
Сохранение должно сопровождаться полным прекращением
дальнейшего освоения естественной биоты, в частности, биоты
открытого океана, и восстановлением утраченной биоты
на значительной части суши.
Естественное стремление людей к жизненным условиям,
максимально удовлетворяющим их материально-бытовые и
культурные потребности, диктует необходимость дальнейшего
совершенствования хозяйственной деятельности при обязательном
учете экологических последствий.
Тысячелетиями усилия Человечества преимущественно
были направлены на преобразование природы.