www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ ЧАСТЬ 4

п.) разделены на четыре
класса1 опасности, для которых разработаны нормативы образования
и размещения на территории предприятий, а также
существуют стандартизованные рекомендации по оборудованию
мест хранения, сроков и правил вывоза (транспортировки)
на специализированные предприятия для их дальнейшей
переработки, обезвреживания и захоронения.
В России создан и ведется государственный реестр объектов
размещения отходов — составная часть государственного
кадастра отходов. В соответствии со ст. 51, п. 2 Закона «Об охране
ОС» и ст. 17 Закона «Об отходах производства и потребления
»
|
ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов на территорию
Российской Федерации в целях захоронения и
обезвреживания запрещается.
Такой запрет действовал еще с момента принятия Закона
РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 «Об охране окружающей природной
среды», однако после длительной дискуссии в 2000—
2001 гг. новый Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» был принят в редакции, включающей
ст. 48 п. 4, которая при определенных условиях и с учетом
экономических интересов нашей страны разрешает
«...ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств
облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов
для осуществления временного технологического хранения
и (или) их переработки... принимая во внимание приоритетность
права возвратить образовавшиеся после
переработки радиоактивные отходы в государство происхождения
ядерных материалов...».
1 I класс — чрезвычайно опасные вещества (отходы); II класс — высоко
опасные; III класс — умеренно опасные; IV класс — мало опасные
вещества.
1 0.4. Регламентация воздействия на биосф>еру 525
Порядок и условия трансграничного перемещения отходов
регулируются Базельской конвенцией, ратифицированной нашей
страной Федеральным законом от 25.11.94 № 49-ФЗ.
Технические и технологические нормативы выброса загрязняющих
веществ. Эти нормативы являются достаточно
новыми в практике отечественного нормирования, они введены
Федеральными законами от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране
атмосферного воздуха» и от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» (см. также разд. 10.1.7).
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной
среды. Они устанавливаются для ограничения из изъятия
в целях сохранения природных и природно-антропогенных
объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных
экологических систем и предотвращения их деградации.
Предельно допустимые нормы применения агрохимика-
тов в сельском хозяйстве. Эти нормы устанавливаются для
минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов
роста и им подобных химических веществ в дозах, обеспечивающих
соблюдение нормативов предельно допустимых
остаточных количеств химических веществ в продуктах питания
(ПДКп р п и т ) , охрану здоровья, сохранение генофонда человека,
растительного и животного мира.
10.4.2.3. Комплексные нормативы
Рассмотренные выше нормативы в основном базируются
на санитарно-гигиенических принципах нормирования,
т. е. ограничивают антропогенное воздействие на ОС, исходя
прежде всего из результатов анализа особенностей действия на
организм человека. Это ведет не к полноценной охране Природы,
а лишь к сохранению отдельных (хотя уже в наши дни и
достаточно многочисленных) характеристик среды в непосредственном
окружении Человека.
Например, фенолы, ионы металлов и некоторые другие химические
вещества и соединения, присутствуя в водной экосистеме
даже в количествах, не превышающих значений ПДК,
могут изменять физико-химические свойства воды и влиять на
планктон и бентос. Такое загрязнение воды не опасно для человека,
но оно может нарушить пищевые цепи, подавив их отдельные
звенья, в частности микроорганизмы-деструкторы.
Поэтому уровень допустимого воздействия на ОС (биосферу)
526 Глава 10. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
должен устанавливаться, исходя из реакции самых чувствительных
представителей экосистемы в воздухе, воде и почве,
с учетом «вторичных» и последующих эффектов вплоть до реакции
системы в целом. При этом определяющим фактором
может оказаться не первоначальная концентрация вещества,
а его накопление, сопровождающееся различными трансформациями
в звеньях экосистем. В итоге должны оцениваться
результаты комплексного одновременного действия разнообразных
факторов.
Из сказанного следует, что регулирование качества природной
среды необходимо начинать с определения уровней нагрузок,
допустимых с экологических позиций, а региональное
природопользование должно быть ограничено экологической
«выносливостью» соответствующей территории. Общество должно
контролировать все стороны своего развития так, чтобы совокупная
антропогенная нагрузка на природную среду не превышала
потенциала ее самовосстановления.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки (НДАН)
на ОС. Их устанавливают по каждому виду воздействия хозяйственной
и иной деятельности на ОС, а также по совокупному
воздействию всех стационарных, передвижных и других источников,
расположенных в пределах конкретных территорий
и (или) акваторий с учетом их природных особенностей. Эти
нормативы применяют при формировании территориально-
производственных комплексов, развитии промышленности,
сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов,
иных населенных пунктов. Целью является обеспечение
благоприятных условий жизни людей при недопущении необратимых
изменений естественных экологических систем или
иначе — рациональное сочетание хозяйственной и иной деятельности
по использованию природных ресурсов с охраной
природы.
Для определения таких нагрузок необходимы достоверные
сведения о потенциальной способности ОС перенести ту или
иную величину суммарного антропогенного воздействия, т. е.
нужно знать емкость природной среды (см. разд. 4.4.2).
Установлено, что стабильность среды обитания растительного
и животного мира (включая среду обитания человека) определяется:
• массой живого органического вещества и его основной
частью — фитомассой (древесиной, листьями, травами
и т. п.). Чем больше эта масса, тем стабильнее среда. Ос-
10.4. Регламентация воздействия на биосферу 527
новную роль в обеспечении стабильности играют фото-
синтезирующие организмы — первоисточник биомассы
и регулятор состава атмосферы;
• способностью быстро восстанавливаться после внешнего
(природного или антропогенного) нарушения, зависящей
от эффективности образования продукции растительного
покрова при вторичной сукцессии
(см. разд. 6.3.3);
• числом комбинаций элементов экосистемы, которые
она может создать в качестве реакции на внешнее воздействие,
зависящее от ее структурного и видового разнообразия.
В свою очередь структурное разнообразие
может быть оценено сравнением запасов фитомассы
и зоомассы.
Следовательно, оценка общей устойчивости экосистем
к антропогенным воздействиям определяется тремя показателями:
• запасами живого и мертвого органического вещества;
• эффективностью образования органического вещества
или продукции растительного покрова;
• видовым и структурным разнообразием.
Существуют региональные и отраслевые НДАН.
Р е г и о н а л ь н ы е НДАН. Они учитывают хозяйственную
или рекреационную нагрузку на природные комплексы.
В частности, разработаны НДАН воздействия на экосистемы
озера Байкал.
Игнорирование НДАН на ОС ведет к серьезным и очевидным
ошибкам, исправить которые крайне затруднительно.
Пренебрежение объективными удельными нормами выпаса
скота в Калмыкии послужило причиной известного опустынивания
земель на большой площади. Избыток промышленных
предприятий в таких городах, как Кемерово, Уфа, Стерлита-
мак, привел к тяжелым экологическим последствиям в ОС
и резко ухудшил здоровье населения этих регионов.
К сожалению, действующее законодательство не предусматривает
какой-либо ответственности за нарушение НДАН на
ОС. Результаты таких ошибок распространяются на все общество.
О т р а с л е в ы е НДАН. Они применяются к отдельным
природным ресурсам. Так, ограничивается численность:
• людей в лесу (12—15 чел./1 га);
• посетителей в заповедниках и в национальных парках;
528 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
• охотников на единицу охотничьих угодий или на определенное
число диких животных;
• диких копытных животных на единицу площади охотничьих
угодий;
• домашнего скота на единицу пастбищных угодий.
Большое внимание уделяется разработке методов интегральной
оценки качества среды, основанных на принципах биоиндикации
(см. разд. 3.5) и биотестирования.