www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ ЧАСТЬ 4


Правовая база экологического страхования в России опирается
на Федеральные законы от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране
ОС» (бывший Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 «Об охране
окружающей природной среды»), от 31.12.97 № 157-ФЗ «Об
организации страхового дела в РФ» (бывший Закон от
27.11.92 № 4015-1 «О страховании»), Закон от 25.12.90 № 445-1
«О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также
на Федеральный закон от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных промышленных объектов»,
статья 15 которого требует обязательное страхование ответственности
за причинение вреда ОС в случае аварии на опасных
производственных объектах.
В экологическом страховании различают формы, виды
и источники страховых выплат (рис. 10.9).
В настоящее время основной задачей является формирование
правовой и нормативно-методической базы для введения
экологического страхования и планирования эффективного
использования резервов превентивных природоохранных мероприятий,
образующихся в страховых компаниях.
Эколого-экономическое стимулирование. Это составная
часть экономического механизма управления в сфере природопользования
и охраны ОС, которая включает в себя:
• налогообложение;
• ценовую политику;
492 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности
(льготное кредитование, дотации1, субсидии
2, субвенции3 и т. д.);
государственную поддержку предприятий, производящих
природоохранное оборудование и контрольно-измерительные
приборы, а также фирм, выполняющих и
оказывающих услуги экологического назначения;
Рис. 10.9. Система экологического страхования (по С. В. Макару)
1 Дотация (от лат. dotation — дар, пожертвование) — 1) доплата, материальная
помощь, государственное пособие; 2) денежная сумма, выделяемая
из бюджета вышестоящего уровня на безвозмездной, безвозвратной
и (или) внецелевой основе в бюджет нижестоящего уровня.
2 Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — 1) денежное
пособие; 2) денежная сумма, выделяемая на определенный срок из вышестоящего
бюджета в нижестоящий для финансирования конкретных программ
социально-экономического развития и предполагающая долевое
участие нижестоящего бюджета в данном финансировании.
3 Субвенция (от лат. subvention — приходить на помощь) — денежная
сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета нижестоящему. Имеет
срочный характер и точное целевое назначение.
4 С 2002 г. упразднено (см. закон от 10.01.02 № 7-ФЗ).
10.4. Регламентация воздействия на биосферу 493
• создание системы экологической сертификации, в том
числе аккредитации органов по сертификации;
• формирование рынка экологических работ и услуг;
• проведение политики торговли правами на загрязнение;
• лицензирование использования природных ресурсов.
Конкретный перечень и объемы перечисленных мер экономического
стимулирования зависят от уровня, на котором оно
проводится.
Современный экологический кризис затрагивает все Человечество.
Злободневные экологические проблемы необходимо
решать всем, причем не только на глобальном общемировом
уровне (см. разд. 10.7), но и на уровне каждого отдельного государства.
Существующая в России система экономических механизмов
охраны ОС, введенная в 1991 г. Законом РСФСР «Об охране
окружающей природной среды», представляет собой уникальное
сочетание всех известных рычагов. При этом ведется
постоянный поиск путей повышения эффективности работы
этой системы.
Реализуемость системы налогообложения зависит от готовности
человека заплатить налог. Если в стране охране среды
не уделяется должного внимания, то загрязняющий среду
объект не имеет экономического стимула к снижению выбросов
или компенсирующих выплат за них. Экономические рычаги
должны стимулировать предприятие к поиску и применению
новых технологий и материалов, к разработке и установке
очистных устройств и сооружений.
10.4. Регламентация воздействия
на биосферу
10.4.1. Экологическая стандартизация
Экологическая стандартизация — активно развивающееся
направление нормативно-правового регулирования охраны
окружающей среды и природопользования.
Экологические стандарты1 — это прежде всего нормативно-
технические документы, в которых определяются отдельные
экологические требования. Кроме того, в экологическом
праве тем же термином обозначают ПДК загрязняющих ве-
Стандарт (от англ. standard — норма, образец, мерило).
4 9 4 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
ществ в окружающей среде (воздухе, воде, почве) и ПДУ вредных
физических воздействий на ОС1 .
Экологические стандарты относятся к подзаконным правовым
актам.
Кроме специальных стандартов, касающихся вопросов охраны
ОС и природопользования, ст. 7 Закона от 10.06.93
№ 5154-1 «О стандартизации» предусматривается, что
если продукция, работы или услуги, на которые разрабатываются
государственные стандарты, касаются вопросов
охраны окружающей среды, то такие стандарты
должны содержать требования по их безопасности для
окружающей среды, жизни и здоровья людей.
Госстандартом РФ в настоящее время разработано и утверждено
более 50 отечественных экологических стандартов.
Центральным является ГОСТ 17.0.0.01—76 «Система стандартов
в области охраны природы и улучшения использования
природных ресурсов», введенный в действие еще в 1977 г.
В системе стандартов в области охраны природы (ССОП),
представляющей комплекс взаимосвязанных экологических
стандартов, используется определенная структура обозначений.
Так, цифровой код ГОСТ 17.2.3.02—78 («Охрана природы.
Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов
промышленными предприятиями») означает следующее:
«17» — система ССОП;
«2» — шифр подсистемы (2 — атмосфера);
«3» — шифр направления действия стандарта (3 — правила
охраны природы и рационального использования природных
ресурсов);
«02» — порядковый номер стандарта в данном направлении;
«78» — год утверждения или пересмотра стандарта.
Ряд экологических стандартов имеет иную, принятую для
большинства российских стандартов систему обозначений.
К ним, например, относится ГОСТ 23023-85 «Самолеты винтовые
легкой весовой категории. Допустимые уровни шума, методы
определения уровней шума, создаваемого на местности».
Промышленно развитые страны первыми ощутили на себе
экологические проблемы XX в., выработали и реализовали оп-
В ряде стран (США, Япония и др.) эти нормативы относятся именно
к стандартам — стандарты качества воздуха (air quality standards),
воды (water quality standards) и шума (noise standards).
10.4. Регламентация воздействия на биосферу 495
Промышленно развитые страны первыми ощутили на себе
экологические проблемы XX в., выработали и реализовали определенную
стратегию управления ОС, т. е. применили экологически
ориентированные методы управления. Большой практический
опыт, накопленный мировым сообществом в области
охраны ОС, стал основой ряда международных стандартов.
Международная организация по стандартизации1 (ИСО),
продолжая традиционную для своей деятельности разработку
стандартов на методы контроля компонентов биосферы (воздух,
вода, почва), в 90-е годы приступила к созданию комплекса
международных стандартов на системы экологического управления,
а именно стандарты ИСО серии 14 000. Для этого
в 1993 г. ИСО создала Технический комитет ИСО «Экологическое
управление» — ИСО/ТК 207 (рис. 10.10).
Для использования международного опыта в нашей стране
разрабатываются и постановлениями Госстандарта России вводятся
в действие отечественные стандарты, представляющие
собой аутентичные тексты международных стандартов
ИСО серии 14 000. В 1998—2001 гг. в РФ были приняты и
введены в действие первые 14 стандартов, в том числе:
• три стандарта по управлению ОС (экологическому менеджменту);
• три стандарта по экологическому аудиту (см. разд. 10.4.8);
• четыре стандарта по оценке жизненного цикла2 продукции
(системы услуг) и экологической эффективности;
• три стандарта — экологические этикетки и декларации;
• один стандарт — словарь основных терминов с определениями.
Полное официальное обозначение и название первого из
этих стандартов: ГОСТ Р ИСО 14 001-98 «Системы управления
окружающей средой. Требования и руководство по применению
».
1 Считается, что история международной стандартизации началась
в 1886 г. в Дрездене (Германия) на совещании об общих стандартах на методы
испытания материалов. В 1945 г. 25 стран основали Международную
организацию по стандартизации (ИСО — International Standards
Organization), в настоящее время насчитывающую более 100 членов
(стран) и имеющую статус специализированного учреждения ООН.