www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ ЧАСТЬ 4


Таким образом,
II нормирование — основной экологический рычаг регули-
I рования негативного воздействия человека на ОС.
Нормативы защитных и охранных зон. Защитные и охранные
зоны устанавливают для:
• обеспечения устойчивого функционирования естественных
экосистем, защиты природных комплексов, природных
ландшафтов и особо охраняемых природных
территорий от загрязнения и иного негативного воздействия;
• охраны условий жизнедеятельности человека, среды
обитания растений, животных и других организмов.
В настоящее время в нашей стране существуют разнообразные
защитные и охранные зоны.
С а н и т а р н о - з а щ и т н а я з о н а (СЗЗ). Это пространство
между границей территории (промплощадки) предприятия
и жилой или ландшафтно-рекреационной, или курортной, зоной
либо зоной отдыха. Она создается при градостроительстве и
развитии иных населенных пунктов в качестве санитарно-за-
щитного и эстетического барьера, препятствующего вредному
воздействию на человека и ОС. Для групп предприятий или
промышленного узла с учетом суммарных воздействий всех источников
единым проектом устанавливается единая СЗЗ.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на
ОС и здоровье человека, в зависимости от их мощности, условий
эксплуатации, характера и количеств выбрасываемых
в окружающую среду веществ, создаваемого шума, вибрации
и иных вредных физических факторов, при условии соблюдения
требований гигиенических нормативов, а также в соответствии
с санитарной классификацией предприятий производств
и объектов в «Санитарно-гигиенических правилах и нормативах
(СанПиН) 2.2.1/2.2.1.984-00», установлены минимальные
10.4. Регламентация воздействия на биосферу 529
размеры СЗЗ. Для предприятий I—V классов1 это соответственно
1000,500,300,100 и 50 м.
В границах СЗЗ допускается размещать:
• сельхозугодья для выращивания технических культур;
• предприятия, их здания и сооружения меньшего класса
опасности, чем основное производство;
• здания управления, конструкторские бюро, лаборатории,
пожарные депо, гаражи, автозаправочные станции,
стоянки автомобилей, бани, прачечные, связанные
с обслуживанием данного объекта;
• нежилые помещения для дежурного аварийного персонала
и охраны, линии электропередач (ЛЭП), электроподстанции,
сооружения для подготовки технической
воды, питомники растений для озеленения и т. п.
Однако в границах всех СЗЗ не допускается размещать:
• предприятия пищевой промышленности, производства
питьевой воды и напитков, склады готовой пищевой
продукции, комплексы водопроводных сооружений для
подготовки и хранения питьевой воды;
• спортивные сооружения, парки, образовательные учреждения,
лечебно-профилактические и оздоровительные
учреждения общего пользования;
• коллективные или индивидуальные дачные и садово-
огородные участки.
В то же время в границах СЗЗ воздушных ЛЭП не допускается
размещать:
• жилые и общественные здания и сооружения;
• места стоянки и остановки всех видов транспорта;
• предприятия по обслуживанию автомобилей;
• склады нефти и нефтепродуктов.
Размеры СЗЗ могут быть изменены. Причинами увеличения
размера СЗЗ или создания индивидуальных зон для отдельных
предприятий и комплексов сверх установленных размеров
могут быть:
• наличие новых, недостаточно изученных технологий,
не имеющих отечественных и зарубежных аналогов;
• превышение уровня воздействия по любому фактору за
установленными пределами СЗЗ, подтвержденное мате-
1 Класс предприятия определяется количеством и характером токсичных
выбросов, уровнем интенсивности физических факторов, объемом
природоохранных мероприятий и т. п.
5 3 0 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
риалами лабораторного контроля, и отсутствие реальной
возможности снизить уровень загрязнения с помощью
технических средств.
Причинами уменьшения размера СЗЗ может быть:
• объективное доказательство стабильно низкого уровня
техногенного (как химического, так и физического) воздействия
на ОС с не менее чем годовыми данными регулярных
лабораторных измерений;
• уменьшение мощности или перепрофилирование объекта,
влекущее изменение класса опасности.
Предприятия IV и V классов, не требующие железнодорожных
путей и интенсивного движения грузового транспорта,
допускается размещать в пределах жилой зоны, хотя преимущество
следует отдавать территориям, наиболее удаленным
от жилых зданий.
С а н и т а р н о - з а щ и т н ы е з о н ы я д е р н ы х объе
к т о в и з о н ы н а б л ю д е н и я . Эти зоны предусмотрены
ст. 31 Федерального закона от 21.11.95 № 170-ФЗ «Об использовании
атомной энергии». Они устанавливаются в целях
защиты населения в районе размещения ядерной установки,
радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ.
В границах таких СЗЗ допускается размещать лечебно-оздоровительные
учреждения, пункты общественного питания,
подсобные и другие сооружения, необходимые для функционирования
объекта.
Однако в границах таких СЗЗ не допускается размещать:
• жилые и общественные здания и сооружения;
• детские учреждения;
• учреждения и объекты, не относящиеся к функционированию
основного объекта.
На граждан, находящихся на территории как названных
объектов, так и их СЗЗ, распространяется действие мер по социально-
экономической компенсации за дополнительные факторы
риска, а также мер по аварийному планированию.
В о д о о х р а н н а я з о н а (ВЗ). К ней относится территория,
примыкающая к акватории рек, озер, водохранилищ и
иных поверхностных водных объектов, на которой устанавливается
специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности
с целью предотвращения загрязнения, засорения,
заиления и истощения водных объектов животного и растительного
мира.
10.4. Регламентация воздействия на биосферу 53 1
Размеры и границы ВЗ, а также режим их использования
устанавливаются, исходя из физико-географических, почвенных,
гидрологических и прочих условий.
В границах В3 запрещается:
• проведение авиационно-химических работ;
• применение химических средств борьбы с вредителями;
• размещение животноводческих комплексов и ферм;
• размещение складов с ядохимикатами, минеральными
удобрениями, горюче-смазочными материалами;
• складирование и захоронение отходов и т. п.
З о н ы с а н и т а р н о й о х р а н ы (ЗСО) Они предусматриваются
на всех местах забора воды (водозаборов) как подземных,
так и поверхностных вод с целью обеспечения их санитарно-
эпидемиологической надежности. Каждая ЗСО состоит
из трех поясов.
• Первый пояс — строгого режима — предотвращает случайное
загрязнение вод непосредственно в устройствах
забора воды и охватывает территорию, на которой расположены
водоприемники, колодцы, насосные станции,
установки для обработки воды и резервуары. Планировка
территории этого пояса выполняется так, чтобы
поверхностный сток отводился за ее пределы.
Территория первого пояса обычно передается в ведение
водопроводного предприятия, которое ограждает ее, ведет
постоянные наблюдения и обеспечивает необходимый
санитарный режим.
• Второй пояс защищает воду в месте водозабора от микробиологического
загрязнения. Выполняемые для этого
расчеты размеров зоны учитывают, в частности, время
продвижения микробов, которое в зависимости от степени
защищенности подземных вод и климатических
особенностей района составляет 100—400 сут.
• Третий пояс защищает место водозабора от химического
загрязнения. Расчеты, учитывающие скорость движения
химических веществ в земных слоях, должны подтвердить,
что время продвижения загрязнений будет
больше расчетного срока службы водозабора, но не
меньше 25 лет.
Новый Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды», сменивший Закон РСФСР от 19.12.91
№ 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», внес ряд
изменений в подходы к нормированию в области охраны ОС,
532 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
поэтому действующая в нашей стране система нормирования
в ближайшее время должна быть приведена в соответствие
с требованиями нового закона.
10.4.3. Оценка воздействия
на окружающую среду
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) —
процедура учета экологических требований законодательства
при подготовке и принятии решений о социально-экономическом
развитии общества. Она дополняет технические, экономические,
социально-политические оценки предполагаемых
решений.
В процессе проведения ОВОС компетентные власти и общественность
рассматривают и изучают все возможные для ОС
последствия крупных решений, предлагаемых к реализации.