www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ ЧАСТЬ 4

ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
действия» В 1997 г. создана общегосударственная «Инструкция
по взиманию платы за загрязнение окружающей природной
среды ».
Инструкцией установлен перечень видов воздействий, за
которые с предприятий (юридических лиц) взимается плата:
• выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ
(ЗВ) от стационарных и передвижных источников;
• сброс ЗВ в поверхностные и подземные водные объекты,
на рельеф местности, любое подземное размещение загрязняющих
веществ;
• размещение отходов;
• другие виды вредного (физического) воздействия (шум,
вибрация, электромагнитные и ионизирующие излучения
и пр.).
Установлены два вида базовых нормативов платы:
• за выбросы, сбросы ЗВ, размещение отходов и другие
виды воздействия в границах предельно допустимых
нормативов (ПДВ, ПДС, ЛРО и др., см. разд.
10.4.2.2);
• за выбросы, сбросы ЗВ, размещение отходов, за другие
виды вредного воздействия вне (сверх) границы предельно
допустимых нормативов, но в пределах установленных
лимитов (временно согласованных нормативов —
ВСВ, ВСС и др., см. разд. 10.4.2.2).
Плата предприятия (объекта) за выбросы, сбросы загрязняющих
веществ, размещение отходов и другие виды воздействия
77пр в общем случае определяется по формуле
(10.8)
где Пдоа — плата за загрязнение в границах предельно допустимых
нормативов; Л л и м — плата за загрязнение сверх границы
предельно допустимых нормативов, но в пределах установленных
лимитов; /7СВЛИМ — плата за сверхлимитное загрязнение
ОС; #ИНфЛ — коэффициент инфляции (для московского
региона в 2000 г.
Плата предприятия за выбросы (сбросы) ЗВ от стационарных
источников (см. разд. 10.4.2.2) определяется по формуле
(10.9)
10.3. Экономические аспекты природопользования 487
где
(10.10)
(t = 1, 2, ..., п — загрязняющее вещество, выбрасываемое
(сбрасываемое) в пределах допустимого норматива; Сди*; —
дифференцированная ставка платы за выброс (сброс) 1 т г-го
ЗВ, в пределах допустимого норматива, руб./т;. — масса i-
го ЗВ, выбрасываемого (сбрасываемого) в пределах допустимого
норматива, т);
(10.11)
— загрязняющее вещество с выбросом (сбросом)
сверх норматива, но в пределах установленного лимита;
— дифференцированная ставка платы за выброс (сброс)
ЗВ сверх норматива, но в пределах установленного лимита,
руб./т; М\"им — масса у-го ЗВ, выбрасываемого (сбрасываемого)
сверх норматива, но в пределах установленного лимита,
т);
(10.12)
(I = 1, 2, ..., k — загрязняющее вещество с выбросом (сбросом)
сверх установленного лимита; C^\"^t — дифференцированная
ставка платы за выброс (сброс) 1 т 1-го ЗВ сверх норматива, но в
пределах установленного лимита, руб./т; М£в\' л и м — масса
1-го ЗВ, выбрасываемого (сбрасываемого) сверх установленного
лимита, т).
Дифференцированная ставка платы за выброс (сброс) ЗВ
определяется по формуле
(10.13)
где Сб а з — базовый норматив платы за загрязнение в границах
предельно допустимых нормативов; Кдкоч с и т — коэффициент
экологической ситуации, учитывающий общую экологическую
ситуацию и экологическое состояние водных объектов в
конкретном регионе.
488 Глава 10. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
Схема применения видов базовых нормативов приведена
на рис. 10.8. В общем случае масса фактически выбрасываемого
(сбрасываемого) ЗВ
(10.14)
Плата предприятия за выбросы ЗВ от передвижных источников
(например, автотранспорта) в пределах установленных
лимитов определяется одним из двух методов:
• по количеству израсходованного топлива разного вида;
• по количеству имеющегося у предприятия собственных
транспортных средств различного типа.
При этом расчет проводится по одной из формул:
t
(10.15)
где; = 1,2, ..., t — вид использованного топлива; — дифференцированная
ставка платы за выброс всех ЗВ, образующихся
при сжигании 1 т у\'-го вида топлива, руб./т; Q. — количество
топлива у-го вида, использованного предприятием за отчетный
период, т;
(10.16)
где 1 = 1,2, ..., s — группа автотранспортных средств; С .. —
дифференцированная ставка платы за выброс всех ЗВ, обра-
(10.10)
Р а с ч е т н а я ф о р м у л а
I (Ю.11) I (10.12)
Рис. 10.8. Схема определения применимости видов базовых нормативов
платы за загрязнение ОС в зависимости от массы фактического выброса
(сброса) ЗВ
1 0.3. Экономические аспекты природопользования 489
зующихся при среднегодовой эксплуатации автотранспорта
i-й группы1, руб. на 1 автомобиль; — число автомобилей
группы у предприятия, шт.
Если государственные органы, уполномоченные в сфере
охраны атмосферного воздуха, при инструментальной проверке
устанавливают факт превышения технических нормативов
выбросов ЗВ у автотранспорта предприятия, то вся плата за
выбросы передвижных источников взимается с предприятия
как за сверхлимитный выброс, т. е. умножается на коэффициент
штрафных санкций.
Плата предприятия за размещение отходов
(10.17)
где — класс токсичности отхода, размещаемого
предприятием; — группа территорий для размещения
отходов; — плата за размещение отходов
соответственно в пределах и сверх установленных лимитов,
руб.; — дифференцированная ставка платы за размещение
1 т отходов i-ro класса токсичности на территории у\'-й
группы, руб./т; — масса отходов i-ro класса токсичности,
размещенных на территории ;\'-й группы соответственно
в пределах и сверх установленного лимита, т; 25 — повышающий
коэффициент штрафных санкций.
Все территории, на которых производится размещение отходов,
подразделяют на четыре группы:
1 — полигоны общегородского назначения для захоронения
твердых бытовых отходов и твердых инертных промышленных
отходов;
2 — полигоны, принадлежащие одному или группе приро-
допол ьзовател ей;
3 — территория природопользователя (временное хранение
по согласованному проекту ЛРО);
4 — санкционированные свалки.
1 Автомобили разбиваются на группы в зависимости от типа (дизельный
или карбюраторный) и рабочего объема двигателя.
4 9 0 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
Базовый норматив платы С за размещение отхода i-ro вида
в пределах установленного лимита определяется по формуле:
(10.18)
где S; — удельные затраты на размещение единицы массы отхода
IV класса токсичности; t, — показатель, учитывающий
класс токсичности отхода.
Плата предприятия за другие (физические) виды воздействия
взимается пока только в отдельных (ограниченных)
случаях. Методика ее определения находится в стадии
апробации. Так, в г. Н. Новгороде взималась плата за акустическое
(шумовое) и электромагнитное загрязнения ОПС.
При отсутствии у природопользователя разрешений установленного
образца на выброс, сброс, размещение
отходов, выдаваемых специально уполномоченными на
то государственными органами РФ в области охраны
ОС, за всю массу загрязняющих веществ (отходов) взимается
плата как за сверхлимитное загрязнение ОС.
Платежи за загрязнение, размещение отходов относятся
на результаты финансовой деятельности природопользовате-
лей — плательщиков.
Физические лица, для которых использование окружающей
природной среды является естественным условием
их жизнедеятельности, плательщиками не являются.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от
10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС»
внесение платы за негативное воздействие на ОС не освобождает
субъектов хозяйственной деятельности от
выполнения мероприятий по охране ОС и возмещения
вреда, нанесенного ОС.
Финансирование. Финансирование природоохранных мероприятий,
включая экологические программы различных
уровней, проводится из следующих источников:
• бюджеты всех уровней;
• средства предприятий, учреждений и организаций;
• фонды экологического страхования;
• кредиты банков;
• займы в инвалюте;
10.3. Экономические аспекты природопользования 49 1
• средства населения, включая добровольные взносы иностранных
юридических лиц и граждан.
Экологическое страхование. Это создание за счет денежных
средств предприятий, организаций, граждан специальных
резервных фондов (страховых фондов), предназначенных
для возмещения ущерба, потерь, вызванных неблагоприятными
событиями, экологическими и стихийными бедствиями, авариями
и катастрофами. По сути это, во-первых, страхование
ответственности объектов — потенциальных виновников аварийного,
непреднамеренного загрязнения среды, во-вторых,
страхование собственных убытков, возникающих у источников
такого загрязнения. Цель такого страхования — наиболее
полная компенсация нанесенного экологического вреда. Страховое
возмещение включает компенсацию ущерба, расходы
по очистке загрязненной территории и приведению ее в пригодное
состояние, расходы по спасению жизни и имущества
лиц, которым в результате страхового события причинен
вред.