ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДА - ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА
Важнейшие документы, которые необходимо в настоящее время в целях создания единой законодательной системы природопользования, это - «Основы государственной политики и законодательства в области использования и охраны природных ресурсов», закон «О федеральных природных ресурсах», закон «О собственности на природные ресурсы», закон «О разграничении прав собственности и полномочий в области использования и охраны природных ресурсов между органами государственной власти РФ и субъектов РФ».
Построение законодательной системы природопользования предполагает возможно полную кодификацию многочисленных правовых и нормативных актов и создание поресурсных кодексов - земельного, водного, горного, лесного, биоресурсного.
2.
Кадастр. Ведение комплексных государственных кадастров природных ресурсов. Изучение и учет потенциалов, запасов и оборота (самовозобновления) природных ресурсов. Оценка ресурсного потенциала и условий воспроизводства ресурсов бассейнов, регионов и страны в целом. Анализ и прогнозирование ресурсной базы экономики и поддержания качества окружающей среды. Разработка государственных перспективных программ комплексного освоения и неистощительной эксплуатации природных ресурсов.
В сферу изучения, учета и ведения государственных кадастров кроме традиционных природных объектов должны войти и такие природные ресурсы как ассимиляционный потенциал, продукционный потенциал, климатические ресурсы, экологическая техноемкость территорий.
3.
Экономика. Формирование тотальной системы платности и политики цен на природные ресурсы. Введение экономических распределительных функций и конкурсного подхода в комплексное использование ресурсов и в разные по назначению направления использования одного и того же ресурса. Оценка себестоимостей различных этапов изучения, освоения, использования и воспроизводства ресурсов, а также определение цены неприкосновенности ресурса. Развитие и повышение экономической эффективности системы лицензирования изысканий и эксплуатации природных ресурсов. Формирование эффективной инвестиционной политики, экономическое стимулирование ресурсосбережения.
4.
Контроль. Контроль за соблюдением законов, стандартов, норм и лимитов, касающихся эксплуатации и охраны природных ресурсов - одна из важнейших функций государственного управления. Нормативное регулирование всех фаз ресурсного цикла, их безопасности и экономичности. Организация и осуществление государственной экспертизы в области пользования природными ресурсами. Контроль ведомственных оценок запасов и потребностей в ресурсах. Проверка основных экономических показателей использования ресурсов - образования и распределения капитала, возврата инвестиций. Контроль лицензирования. Соблюдение государственных интересов в области. сохранения ресурсного потенциала страны и международного сотрудничества по изучению и эксплуатации ресурсов. Разработка системы санкций за нарушения рационального природопользования.
5.
Организация. Формирование оптимальной организационной структуры государственного управления экоразвитием и экологизацией на федеральном и региональном уровнях. Разграничение прав и обязанностей по управлению природными ресурсами и экологическим контролем и надзором между различными ведомствами при обеспечении тесной межотраслевой координации регулирования и контроля пользования ресурсами. Разграничение прав собственности и полномочий по управлению природными ресурсами между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Формирование единой информационной системы природно-ресурсного мониторинга. Организация системы региональных, бассейновых и территориальных (по субъектам РФ) органов, предприятий и учреждений по управлению использованием и охраной природных ресурсов. Организация научных исследований и технических изысканий во всех сферах природопользования. Вопросы управления экоразвитием и экологизацией, хотя и ставятся в основном на международном уровне, могут найти конкретное воплощение лишь на национальном уровне, поскольку они связаны с особенностями государственного устройства и экологической политикой, проводимой органами власти. Система управления природопользованием в России пока крайне неустойчива и не отвечает практическим требованиям экоразвития и экологизации экономики и производства.
Основные условия, необходимые для реализации концепции экоразвития. Переход к новой стратегии развития для России, находящейся в чрезвычайно противоречивой социально-экономической ситуации является жизненно важным этапом ее развития. Но переход от природохищнической, технократической парадигмы развития к экоразвитию требует определенных условий. О некоторых важных условиях уже было сказано выше. Здесь мы еще раз формулируем основные условия перехода к концепции экоразвития.
1.
Наличие глубоко проработанной единой государственной экологической политики, подкрепленной долгосрочной стратегической программой. На фоне поворота к гражданскому обществу и обеспечению прав человека хуже всего обстоит дело как раз с обеспечением права людей на безопасную среду жизни, на гарантированную защиту от техногенного загрязнения и поражения. Правительство не может не знать, что широко понимаемая проблема безопасности страны сейчас ставит экологические приоритеты выше оборонных и намного выше приоритетов военно-промышленного комплекса. Между тем, промышленность страны, наши самые мощные в мире центры бесхозяйственности, очаги радиации и лесные пожары оказывают губительное влияние на состояние здоровья значительной части населения, угнетают природные системы и вносят очень ощутимый вклад в глобальное антропогенное загрязнение планеты. Это становится существенным объектом критики со стороны других государств, еще больше роняет наш престиж и мешает благоприятному экономическому обмену.
Из многих документов - бюджетов, государственных докладов и программ видно, что нам до глобального уровня далеко, хватило бы сил лечить свои самые больные раны - Чернобыль, «Маяк», Волгу, Алтай, Байкал и др. И все же для того, чтобы концепцию экоразвития претворить в государственную политику, необходимо включить экологические цели в число главных приоритетов реформы. Необходима сильная поддержка целей экоразвития в Правительстве и в Государственной Думе.
2.
Наличие глубоко проработанного законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическое законодательство должно опираться на сильную и конкретную конституционную норму. При определении приоритетных направлений развития права в области охраны природной среды и природопользования необходимо учитывать, что отношения в этой сфере регулируются наряду с собственно «экологическими» актами, также нормами законодательства государственного, гражданского, уголовного, земельного и др. Без такой правовой и организационной структуры принятые экологические законы и подзаконные акты не будут иметь необходимого правоприменительного механизма и не дадут желаемого эффекта.
3.
Достаточное финансовое и материальное обеспечение. Как показано выше, годовая сумма затрат на охрану природы и окружающей среды в России на порядок меньше наносимого экоущерба и не превышает 1% ВНП. За счет средств федерального бюджета и средств территорий продолжается финансирование нескольких природоохранных и реабилитационных программ, но выделяемые суммы намного меньше требующихся ассигнований. К тому же расходование этих средств оставляет желать много лучшего. Резкий дефицит финансирования - путь к продолжению и усугублению национального экологического кризиса.
В сложившейся ситуации трудно рассчитывать на то, что государственное финансирование быстро достигнет требуемого уровня. Реализация принципа платности природопользования сама по себе тоже нескоро сможет изменить положение. Поэтому необходимо проведение такой федеральной и региональной финансово-кредитной и налоговой политики, которая способствовала бы активизации предпринимательской деятельности в области природопользования, привлечению инвестиций, в том числе и иностранных, направляемых на экологически ориентированное технологическое перевооружение.
4.
Участие населения в процессе выработки и принятия решений по наиболее важным практическим задачам экоразвития.
Это нелегкое, но необходимое условие. Особенно важен общественный контроль при переходном процессе либерализации экономики и приватизации хозяйственных объектов. Современный инструментарий информационных связей между населением, специалистами и системой управления разнообразен. Применительно к рассматриваемым задачам наиболее подходящими являются проблемные социологические обследования и методы социального проектирования.
Построение законодательной системы природопользования предполагает возможно полную кодификацию многочисленных правовых и нормативных актов и создание поресурсных кодексов - земельного, водного, горного, лесного, биоресурсного.
2.
Кадастр. Ведение комплексных государственных кадастров природных ресурсов. Изучение и учет потенциалов, запасов и оборота (самовозобновления) природных ресурсов. Оценка ресурсного потенциала и условий воспроизводства ресурсов бассейнов, регионов и страны в целом. Анализ и прогнозирование ресурсной базы экономики и поддержания качества окружающей среды. Разработка государственных перспективных программ комплексного освоения и неистощительной эксплуатации природных ресурсов.
В сферу изучения, учета и ведения государственных кадастров кроме традиционных природных объектов должны войти и такие природные ресурсы как ассимиляционный потенциал, продукционный потенциал, климатические ресурсы, экологическая техноемкость территорий.
3.
Экономика. Формирование тотальной системы платности и политики цен на природные ресурсы. Введение экономических распределительных функций и конкурсного подхода в комплексное использование ресурсов и в разные по назначению направления использования одного и того же ресурса. Оценка себестоимостей различных этапов изучения, освоения, использования и воспроизводства ресурсов, а также определение цены неприкосновенности ресурса. Развитие и повышение экономической эффективности системы лицензирования изысканий и эксплуатации природных ресурсов. Формирование эффективной инвестиционной политики, экономическое стимулирование ресурсосбережения.
4.
Контроль. Контроль за соблюдением законов, стандартов, норм и лимитов, касающихся эксплуатации и охраны природных ресурсов - одна из важнейших функций государственного управления. Нормативное регулирование всех фаз ресурсного цикла, их безопасности и экономичности. Организация и осуществление государственной экспертизы в области пользования природными ресурсами. Контроль ведомственных оценок запасов и потребностей в ресурсах. Проверка основных экономических показателей использования ресурсов - образования и распределения капитала, возврата инвестиций. Контроль лицензирования. Соблюдение государственных интересов в области. сохранения ресурсного потенциала страны и международного сотрудничества по изучению и эксплуатации ресурсов. Разработка системы санкций за нарушения рационального природопользования.
5.
Организация. Формирование оптимальной организационной структуры государственного управления экоразвитием и экологизацией на федеральном и региональном уровнях. Разграничение прав и обязанностей по управлению природными ресурсами и экологическим контролем и надзором между различными ведомствами при обеспечении тесной межотраслевой координации регулирования и контроля пользования ресурсами. Разграничение прав собственности и полномочий по управлению природными ресурсами между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Формирование единой информационной системы природно-ресурсного мониторинга. Организация системы региональных, бассейновых и территориальных (по субъектам РФ) органов, предприятий и учреждений по управлению использованием и охраной природных ресурсов. Организация научных исследований и технических изысканий во всех сферах природопользования. Вопросы управления экоразвитием и экологизацией, хотя и ставятся в основном на международном уровне, могут найти конкретное воплощение лишь на национальном уровне, поскольку они связаны с особенностями государственного устройства и экологической политикой, проводимой органами власти. Система управления природопользованием в России пока крайне неустойчива и не отвечает практическим требованиям экоразвития и экологизации экономики и производства.
Основные условия, необходимые для реализации концепции экоразвития. Переход к новой стратегии развития для России, находящейся в чрезвычайно противоречивой социально-экономической ситуации является жизненно важным этапом ее развития. Но переход от природохищнической, технократической парадигмы развития к экоразвитию требует определенных условий. О некоторых важных условиях уже было сказано выше. Здесь мы еще раз формулируем основные условия перехода к концепции экоразвития.
1.
Наличие глубоко проработанной единой государственной экологической политики, подкрепленной долгосрочной стратегической программой. На фоне поворота к гражданскому обществу и обеспечению прав человека хуже всего обстоит дело как раз с обеспечением права людей на безопасную среду жизни, на гарантированную защиту от техногенного загрязнения и поражения. Правительство не может не знать, что широко понимаемая проблема безопасности страны сейчас ставит экологические приоритеты выше оборонных и намного выше приоритетов военно-промышленного комплекса. Между тем, промышленность страны, наши самые мощные в мире центры бесхозяйственности, очаги радиации и лесные пожары оказывают губительное влияние на состояние здоровья значительной части населения, угнетают природные системы и вносят очень ощутимый вклад в глобальное антропогенное загрязнение планеты. Это становится существенным объектом критики со стороны других государств, еще больше роняет наш престиж и мешает благоприятному экономическому обмену.
Из многих документов - бюджетов, государственных докладов и программ видно, что нам до глобального уровня далеко, хватило бы сил лечить свои самые больные раны - Чернобыль, «Маяк», Волгу, Алтай, Байкал и др. И все же для того, чтобы концепцию экоразвития претворить в государственную политику, необходимо включить экологические цели в число главных приоритетов реформы. Необходима сильная поддержка целей экоразвития в Правительстве и в Государственной Думе.
2.
Наличие глубоко проработанного законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическое законодательство должно опираться на сильную и конкретную конституционную норму. При определении приоритетных направлений развития права в области охраны природной среды и природопользования необходимо учитывать, что отношения в этой сфере регулируются наряду с собственно «экологическими» актами, также нормами законодательства государственного, гражданского, уголовного, земельного и др. Без такой правовой и организационной структуры принятые экологические законы и подзаконные акты не будут иметь необходимого правоприменительного механизма и не дадут желаемого эффекта.
3.
Достаточное финансовое и материальное обеспечение. Как показано выше, годовая сумма затрат на охрану природы и окружающей среды в России на порядок меньше наносимого экоущерба и не превышает 1% ВНП. За счет средств федерального бюджета и средств территорий продолжается финансирование нескольких природоохранных и реабилитационных программ, но выделяемые суммы намного меньше требующихся ассигнований. К тому же расходование этих средств оставляет желать много лучшего. Резкий дефицит финансирования - путь к продолжению и усугублению национального экологического кризиса.
В сложившейся ситуации трудно рассчитывать на то, что государственное финансирование быстро достигнет требуемого уровня. Реализация принципа платности природопользования сама по себе тоже нескоро сможет изменить положение. Поэтому необходимо проведение такой федеральной и региональной финансово-кредитной и налоговой политики, которая способствовала бы активизации предпринимательской деятельности в области природопользования, привлечению инвестиций, в том числе и иностранных, направляемых на экологически ориентированное технологическое перевооружение.
4.
Участие населения в процессе выработки и принятия решений по наиболее важным практическим задачам экоразвития.
Это нелегкое, но необходимое условие. Особенно важен общественный контроль при переходном процессе либерализации экономики и приватизации хозяйственных объектов. Современный инструментарий информационных связей между населением, специалистами и системой управления разнообразен. Применительно к рассматриваемым задачам наиболее подходящими являются проблемные социологические обследования и методы социального проектирования.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях