ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДА - ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА
Ответственность за ее успешное осуществление ложится прежде всего на правительства.
«Правительствам... следует принять национальную стратегию устойчивого развития на основе решений, принятых на Конференции, включая Повестку дня на XXI век... К числу ее целей должно относиться обеспечение социально надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия по охране ресурсов и окружающей среды в интересах будущих поколений. Она должна разрабатываться при самом широком участии всех слоев общества».
Понятно, что на осуществление всего комплекса мер нужны очень большие средства, в которых в первую очередь заинтересованы развивающиеся страны и государства, переходящие к рыночной экономике. По оценке Секретариата Конференции на осуществление в этих странах мероприятий по Повестке дня на XXI век потребуется свыше 600 млрд долларов, в том числе 125 млрд, которые должны быть предоставлены мировым сообществом в виде субсидий или кредитов на льготной основе.
В 1997 г. на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Рио-92+5», принята Программа действий по дальнейшему осуществлению «Повестки дня на XXI век». В ней вновь подтверждается приверженность принципам, целям и задачам устойчивого развития, изложенным в документах конференции в Рио-де-Жанейро. В то же время выражается обеспокоенность тем, что несмотря на достижение ряда позитивных результатов, общие тенденции в области устойчивого развития остаются хуже, чем в 1992 г. Кроме этого пересмотрена оценка общей суммы субсидий, необходимых для реализации задач «Повестки»: по мнению большой группы экспертов она составляет от 1,2 до 1,5 триллиона долларов. Однако мобилизация таких средств в пределах ближайшего десятилетия весьма проблематична.
В контексте всего того, что мы сегодня знаем о реальном состоянии экосферы, положения концепции устойчивого развития звучат не как идеология конкретных действий, а как наивно-оптимистическая надежда. Не может не бросаться в глаза резкий контраст между реальными тенденциями развития и декларациями устойчивого развития. Эта концепция пытается примирить непримиримое: сохранить по возможности цивилизацию потребления, так как она «отвечает потребностям ныне живущих и будущих поколений людей», и решить задачу сохранения природы в рамках цивилизации, уничтожающей природу. Это невозможно.
Чувствуется, что концепцию устойчивого развития разрабатывали вполне благополучные интеллектуалы. Отсюда преувеличение «способности биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности», лицемерные сентенции о нищете, надежда на то, что толстосумы согласятся основательно раскошелиться, пустые слова о политической воле. В конечном счете все это выглядит как пропагандистская и совершенно беспомощная попытка сделать всех здоровыми и богатыми и обойти закон «на всех не хватит».
В концепции нет ни слова о необходимости остановить количественный экономический рост и сократить масштабы материального производства, ограничить его пределами хозяйственной емкости биосферы. Наоборот, «устойчивое развитие» воспринимается большинством именно как устойчивый экономический рост. Лозунги устойчивого развития охотно используются в научных и политических кругах России. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», кстати, утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г., отмечено: «Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными духу и менталитету России».
Первоначальная трактовка понятия sustainable development в экологической экономике означает поддерживающее развитие*, т.е. развитие на экологически допустимом уровне, без количественного роста потребления природных ресурсов. В концепции устойчивого развития этот смысл искажен и превращен в плохо завуалированное и абсолютно безнадежное желание богатых стран и слоев общества сдержать стремление бедных к повышению благосостояния. Многократное повторение тезиса о том, что развивающиеся страны не должны следовать по пути, которым пришли к своему богатству и благополучию развитые страны, воспринимается в развивающихся странах как социально-политическая дискриминация. Несовершенство модели устойчивого развития обусловлено стремлением сделать так, чтобы она по возможности удовлетворяла всех.
Несмотря на декларативность и половинчатость многих положений концепции устойчивого развития сама идея согласованного решения социально-экономических задач и сохранения окружающей среды, природно-ресурсного потенциала весьма привлекательна. Она определяет общие ориентиры развития цивилизации, которые не должны противоречить требованиям экологического императива и фундаментальным законам природы. Все же в дальнейшем для обозначения эколого-экономической стратегии мы предпочли пользоваться понятием «экоразвитие», т.к. считаем, что в рамках именно этого понятия можно реализовать цели общества на пути к экологически сбалансированному развитию.
11.4. Концепция экоразвития
В основе концепции экоразвития заложена идея соизмерения природных и производственных потенциалов территории. В центре проблемы находится регламентация размещения и концентрации производительных сил в зависимости от условий эколого-экономического баланса, т.е. от соответствия природоемкости производства и экологической техноемкости природного комплекса территории (см. гл.8).
Принципы экоразвития. Стратегия экоразвития базируется на нескольких основополагающих принципах, нацеленных на решение практических задач на национальном и региональных уровнях:
1.
Региональные и локальные задачи экоразвития должны быть подчинены глобальным и национальным целям предотвращения экологического кризиса и оптимизации среды обитания человека (принцип «мыслить глобально - действовать локально»).
2.
Региональное экоразвитие включает функцию раннего предупреждения неблагоприятных экологических тенденций или предусматривает гарантии их минимизации (принцип превентивности).
3.
Цели экоразвития первичны по отношению к целям экономического развития (принцип экологического императива).
4.
Размещение и развитие материального производства на определенной территории должно осуществляться в соответствии с ее экологической техноемкостью (принцип эколого-экономической сбалансированности).
5.
Из всех возможных вариантов организации производства предпочтение отдается вариантам, обеспечивающим наименьшую природоемкость, сохранение окружающей среды и безопасные условия жизнедеятельности людей (принцип экологизации и гуманизации производства).
Мы уже говорили ранее, что главной формой реализации концепции экоразвития является эколого-экономическая система (ЭЭС). Здесь очень важно понимать, что при переходе от экономической системы, как объекта управления, к эколого-экономической принципиально изменяются цели управления. Как известно, главной целью управления экономической системой является получение максимального дохода с вложенных затрат. В эколого-экономической системе высшей целью является уравновешенность, соразмерность ее частей, достижение эколого-экономического баланса. И только на более низкой ступени оптимизации ЭЭС лежит показатель ее экономической эффективности.
В связи с изменением главной цели изменяются требования к организационной и функциональной структурам управления.
Организационная структура управления экоразвитием должна :
быть неотъемлемой частью общей структуры управления государством, должна быть вписана в единый цикл управления;
отражать основные цели и задачи экоразвития;
быть адекватной системе экологического законодательства;
не иметь дублирующих структурных подразделений;
иметь профессиональные кадры, способные к выполнению задач экоразвития.
Функциональная структура управления должна включать совокупность взаимосвязанных блоков, в каждом из которых, в свою очередь, выделяются свойственные им цели и задачи. Важнейшие функциональные блоки можно обозначить как «закон», «кадастр», «экономика», «контроль» и «организация».
1.
Закон. Создание целостной законодательной системы экологического права. Разработка, совершенствование и утверждение законов и других нормативно-правовых актов, охватывающих все аспекты изучения, эксплуатации, экономического использования и охраны природных ресурсов, а также порядка применения этих законов и правовых норм.
Законодательная система природопользования должна опираться на Конституцию РФ. Гражданский кодекс РФ, Федеративный договор РФ, на Закон об охране окружающей среды и строиться на единой методологической основе, учитывающей принципы экоразвития.
«Правительствам... следует принять национальную стратегию устойчивого развития на основе решений, принятых на Конференции, включая Повестку дня на XXI век... К числу ее целей должно относиться обеспечение социально надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия по охране ресурсов и окружающей среды в интересах будущих поколений. Она должна разрабатываться при самом широком участии всех слоев общества».
Понятно, что на осуществление всего комплекса мер нужны очень большие средства, в которых в первую очередь заинтересованы развивающиеся страны и государства, переходящие к рыночной экономике. По оценке Секретариата Конференции на осуществление в этих странах мероприятий по Повестке дня на XXI век потребуется свыше 600 млрд долларов, в том числе 125 млрд, которые должны быть предоставлены мировым сообществом в виде субсидий или кредитов на льготной основе.
В 1997 г. на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Рио-92+5», принята Программа действий по дальнейшему осуществлению «Повестки дня на XXI век». В ней вновь подтверждается приверженность принципам, целям и задачам устойчивого развития, изложенным в документах конференции в Рио-де-Жанейро. В то же время выражается обеспокоенность тем, что несмотря на достижение ряда позитивных результатов, общие тенденции в области устойчивого развития остаются хуже, чем в 1992 г. Кроме этого пересмотрена оценка общей суммы субсидий, необходимых для реализации задач «Повестки»: по мнению большой группы экспертов она составляет от 1,2 до 1,5 триллиона долларов. Однако мобилизация таких средств в пределах ближайшего десятилетия весьма проблематична.
В контексте всего того, что мы сегодня знаем о реальном состоянии экосферы, положения концепции устойчивого развития звучат не как идеология конкретных действий, а как наивно-оптимистическая надежда. Не может не бросаться в глаза резкий контраст между реальными тенденциями развития и декларациями устойчивого развития. Эта концепция пытается примирить непримиримое: сохранить по возможности цивилизацию потребления, так как она «отвечает потребностям ныне живущих и будущих поколений людей», и решить задачу сохранения природы в рамках цивилизации, уничтожающей природу. Это невозможно.
Чувствуется, что концепцию устойчивого развития разрабатывали вполне благополучные интеллектуалы. Отсюда преувеличение «способности биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности», лицемерные сентенции о нищете, надежда на то, что толстосумы согласятся основательно раскошелиться, пустые слова о политической воле. В конечном счете все это выглядит как пропагандистская и совершенно беспомощная попытка сделать всех здоровыми и богатыми и обойти закон «на всех не хватит».
В концепции нет ни слова о необходимости остановить количественный экономический рост и сократить масштабы материального производства, ограничить его пределами хозяйственной емкости биосферы. Наоборот, «устойчивое развитие» воспринимается большинством именно как устойчивый экономический рост. Лозунги устойчивого развития охотно используются в научных и политических кругах России. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», кстати, утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г., отмечено: «Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными духу и менталитету России».
Первоначальная трактовка понятия sustainable development в экологической экономике означает поддерживающее развитие*, т.е. развитие на экологически допустимом уровне, без количественного роста потребления природных ресурсов. В концепции устойчивого развития этот смысл искажен и превращен в плохо завуалированное и абсолютно безнадежное желание богатых стран и слоев общества сдержать стремление бедных к повышению благосостояния. Многократное повторение тезиса о том, что развивающиеся страны не должны следовать по пути, которым пришли к своему богатству и благополучию развитые страны, воспринимается в развивающихся странах как социально-политическая дискриминация. Несовершенство модели устойчивого развития обусловлено стремлением сделать так, чтобы она по возможности удовлетворяла всех.
Несмотря на декларативность и половинчатость многих положений концепции устойчивого развития сама идея согласованного решения социально-экономических задач и сохранения окружающей среды, природно-ресурсного потенциала весьма привлекательна. Она определяет общие ориентиры развития цивилизации, которые не должны противоречить требованиям экологического императива и фундаментальным законам природы. Все же в дальнейшем для обозначения эколого-экономической стратегии мы предпочли пользоваться понятием «экоразвитие», т.к. считаем, что в рамках именно этого понятия можно реализовать цели общества на пути к экологически сбалансированному развитию.
11.4. Концепция экоразвития
В основе концепции экоразвития заложена идея соизмерения природных и производственных потенциалов территории. В центре проблемы находится регламентация размещения и концентрации производительных сил в зависимости от условий эколого-экономического баланса, т.е. от соответствия природоемкости производства и экологической техноемкости природного комплекса территории (см. гл.8).
Принципы экоразвития. Стратегия экоразвития базируется на нескольких основополагающих принципах, нацеленных на решение практических задач на национальном и региональных уровнях:
1.
Региональные и локальные задачи экоразвития должны быть подчинены глобальным и национальным целям предотвращения экологического кризиса и оптимизации среды обитания человека (принцип «мыслить глобально - действовать локально»).
2.
Региональное экоразвитие включает функцию раннего предупреждения неблагоприятных экологических тенденций или предусматривает гарантии их минимизации (принцип превентивности).
3.
Цели экоразвития первичны по отношению к целям экономического развития (принцип экологического императива).
4.
Размещение и развитие материального производства на определенной территории должно осуществляться в соответствии с ее экологической техноемкостью (принцип эколого-экономической сбалансированности).
5.
Из всех возможных вариантов организации производства предпочтение отдается вариантам, обеспечивающим наименьшую природоемкость, сохранение окружающей среды и безопасные условия жизнедеятельности людей (принцип экологизации и гуманизации производства).
Мы уже говорили ранее, что главной формой реализации концепции экоразвития является эколого-экономическая система (ЭЭС). Здесь очень важно понимать, что при переходе от экономической системы, как объекта управления, к эколого-экономической принципиально изменяются цели управления. Как известно, главной целью управления экономической системой является получение максимального дохода с вложенных затрат. В эколого-экономической системе высшей целью является уравновешенность, соразмерность ее частей, достижение эколого-экономического баланса. И только на более низкой ступени оптимизации ЭЭС лежит показатель ее экономической эффективности.
В связи с изменением главной цели изменяются требования к организационной и функциональной структурам управления.
Организационная структура управления экоразвитием должна :
быть неотъемлемой частью общей структуры управления государством, должна быть вписана в единый цикл управления;
отражать основные цели и задачи экоразвития;
быть адекватной системе экологического законодательства;
не иметь дублирующих структурных подразделений;
иметь профессиональные кадры, способные к выполнению задач экоразвития.
Функциональная структура управления должна включать совокупность взаимосвязанных блоков, в каждом из которых, в свою очередь, выделяются свойственные им цели и задачи. Важнейшие функциональные блоки можно обозначить как «закон», «кадастр», «экономика», «контроль» и «организация».
1.
Закон. Создание целостной законодательной системы экологического права. Разработка, совершенствование и утверждение законов и других нормативно-правовых актов, охватывающих все аспекты изучения, эксплуатации, экономического использования и охраны природных ресурсов, а также порядка применения этих законов и правовых норм.
Законодательная система природопользования должна опираться на Конституцию РФ. Гражданский кодекс РФ, Федеративный договор РФ, на Закон об охране окружающей среды и строиться на единой методологической основе, учитывающей принципы экоразвития.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях