ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДА - ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА
9.1. Классификация общественных издержек, связанных с экологическим качеством среды
Общая структура природоохранных затрат в Российской Федерации приведена в табл. 9.2. В таблицу внесена также величина валового внутреннего продукта (ВВП) и отношение, показывающее, какую долю от ВВП составляют затраты на охрану природы. С 1990 по 1998 г. произошел заметный спад абсолютной величины вложений в природоохранные меры и уменьшилась их доля в ВВП. Они никогда и не были достаточными. В частности, капитальные вложения никогда не превышали 0,5% от ВВП. Начиная с 1995 г. они составляли около 0,1% ВВП. Сравнение приведенных данных с масштабами природоохранных капвложений в зарубежных странах, где они достигают 2-3% ВВП, мягко говоря, не в пользу России.
Основными источниками капитальных затрат в природоохранной сфере остаются средства предприятий и организаций всех форм собственности. Из федерального бюджета финансировалось незначительное число мероприятий, включенных в федеральные программы и деятельность природоохранных ведомств.
Таблица 9.2
Затраты на охрану природы в Российской Федерации в 1990 и 1998 гг. (млн усл. единиц)
Статьи, расходов
1990
1998
Текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных сооружений и проведение природоохранных мероприятий - всего
2101
831
в том числе
на охрану водных ресурсов
1446
543
на охрану атмосферного воздуха
402
180
на охрану и рекультивацию земель
249
-
Капитальные вложения в охрану природы - всего
746
170
в том числе
водных ресурсов
490
90
атмосферного воздуха
253
37
Затраты на капитальный ремонт основных природоохранных фондов
297
106
Расходы на ведение лесного хозяйства
14
30
Расходы на содержание заповедников и сохранение фауны
65
3
Общая сумма затрат на охрану природы и окружающей среды
3223
1140
Оценка экономического ущерба от загрязнения среды
28846
14154
ВВП
366423
178520
Общие затраты/ВВП, %
0,88
0,64
Капиталовложения/ВВП, %
0,20
0,09
Ущерб/ВВП, %
7,87
7,93
Плата за природные ресурсы. Важнейшим условием перехода на путь экоразвития является вопрос платности природопользования. Обычно, когда говорят о плате за природные ресурсы выделяют три группы платежей: непосредственно плата за природные ресурсы, плата за загрязнение и экологические налоги и штрафы. На схеме рис. 9.2 представлена современная структура платежей, в виде нескольких взаимосвязанных блоков. В первую группу входит плата за природные ресурсы - землю, воду, недра, флору и фауну, ценные природные объекты, которые эксплуатируются, потребляются или подвергаются тем или иным неблагоприятным воздействиям при различных формах хозяйственной деятельности. Плата за ресурсы - это денежное возмещение природопользователем общественных затрат по изысканию, сохранению, восстановлению используемого природного ресурса, а также тех усилий, которые обществу предстоит сделать для возмещения или адекватной замены эксплуатируемого ресурса в будущем.
С эколого-акономической точки зрения, плату за природные ресурсы следует исчислять с учетом регионального и глобального воздействия экономики на природные системы и с учетом издержек, обусловленных межресурсными связями. Например, масштабная вырубка лесов ведет к нарушению водного баланса большой территории и газового равновесия в атмосфере. А использование вод Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи на орошение не только ведет к гибели Арала, но изменяет гидроклиматические условия всей Средней Азии и создает обстановку серьезных экологических поражений людей и природных систем. Поэтому необходима обязательная экономическая воямездность пользования природными ресурсами.
Существующие методы определения размеров платы за ресурсы пока не учитывают всех, факторов формирования их стоимости. Они основаны преимущественно на исчислении дифференциальной ренты и приложимы только к уже эксплуатируемым природным благам. Следование принципу платности ведет к инфляционным явлениям, так как природные ресурсы со временем в рамках исторической формы ведения хозяйства могут лишь дорожать (это не исключает временного снижения цен на них). Однако поддержание природно-ресурсного потенциала развития общества требует и специальных денежных средств на такое поддержание. Плата за природные ресурсы становится неизбежной.
Она включает эксплуатационные платежи и оплату охраны и воспроизводства природных ресурсов. Предусматривается две категории эксплуатационных платежей: плата за нормативное потребление и расходование ресурса и плата за сверхнормативное расходование, которая значительно выше и резко прогрессивна. Нормативы платы устанавливаются на основе кадастровых оценок соответствующих видов ресурсов.
Рис. 9.2. Структура платежей в области природопользования
В подготовленном Минпиродой РФ проекте «Национального плана действий по реализации решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию» содержатся следующие рекомендации:
разработать и внедрить систему территориальных кадастров природных ресурсов, включающих их стоимостные оценки;
сформировать систему экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;
осуществить мероприятия по развитию и поддержке экологического предпринимательства и совершенствованию законодательства в интересах развития рынка экологических услуг.
Плата за природные ресурсы включает и платежи на восстановительное природопользование, поддержание возобновимых ресурсов территорий в устойчивом продуктивном состоянии (рыборазведение, агролесомелиорация, противоэрозионные меры, рекультивация и др.). Соответствующие нормативы платы определяются на основании объема затрат на восстановление
природных объектов и проведение мероприятий по их охране, на создание и ведение системы государственного контроля за состоянием природных ресурсов и иные мероприятия.
Плата за загрязнение среды является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением. Существуют и другие трактовки платы за загрязнение. В литературе, посвященной определению общих принципов платного природопользования, есть такие формулировки:
а) плата за выбросы загрязняющих веществ в природную среду в пределах установленных лимитов рассматривается как плата за использование природных ресурсов (ассимиляционной способности природной среды к разбавлению и нейтрализации вредных веществ);
б) платежи за загрязнение есть форма арендной платы за использование ассимиляционного потенциала среды;
в) плата за загрязнение есть форма платы за природные ресурсы, трансформированные в загрязнения (неиспользованные отходы).
Такими трактовками маскируется стремление по возможности снизить расплату за загрязнение, так как любому специалисту должно быть ясно, что природный ресурс, трансформированный в процессе производства в яд, может нанести ущерб в миллионы раз превосходящий стоимость исходного ресурса (например, диоксин, получающийся при переработке нефтепродуктов, или плутоний, получаемый из природного урана).
Что касается ассимиляционной способности природной среды, то ссылка на нее также помогает занизить плату, поскольку в пределах установленных лимитов, т.е. в пределах загрязнения до ПДК, ассимиляционная способность среды благодаря ее большому объему считается очень недорогой. Но, как уже подчеркивалось раньше, ПДК не могут служить мерой ассимиляционной способности среды, а ее цена определяется ценой жизни на планете.
Платежи за выделение (эмиссию) и внесение в природную среду вредных веществ - с выбросами в атмосферу, со стоками в водоемы, с размещением отходов на поверхности земли - подразделяются на плату за эмиссии в пределах установленных лимитов и плату за сверхлимитные, сверхнормативные эмиссии. Лимиты должны устанавливаться органами государственного экологического контроля и надзора на основании величин ПДВ н ПДС для каждого источника, но всегда быть ниже этих нормативов. Использование в качестве лимитов ВСВ и ВСС, а также перераспределение лимитов в групповых источниках может допускаться только в исключительных случаях в порядке платного лицензирования.
Нормативы платы за эмиссию загрязнителей в пределах установленных лимитов определяются на основании региональных затрат на предотвращение и компенсацию ущерба, наносимого загрязнением.
Общая структура природоохранных затрат в Российской Федерации приведена в табл. 9.2. В таблицу внесена также величина валового внутреннего продукта (ВВП) и отношение, показывающее, какую долю от ВВП составляют затраты на охрану природы. С 1990 по 1998 г. произошел заметный спад абсолютной величины вложений в природоохранные меры и уменьшилась их доля в ВВП. Они никогда и не были достаточными. В частности, капитальные вложения никогда не превышали 0,5% от ВВП. Начиная с 1995 г. они составляли около 0,1% ВВП. Сравнение приведенных данных с масштабами природоохранных капвложений в зарубежных странах, где они достигают 2-3% ВВП, мягко говоря, не в пользу России.
Основными источниками капитальных затрат в природоохранной сфере остаются средства предприятий и организаций всех форм собственности. Из федерального бюджета финансировалось незначительное число мероприятий, включенных в федеральные программы и деятельность природоохранных ведомств.
Таблица 9.2
Затраты на охрану природы в Российской Федерации в 1990 и 1998 гг. (млн усл. единиц)
Статьи, расходов
1990
1998
Текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных сооружений и проведение природоохранных мероприятий - всего
2101
831
в том числе
на охрану водных ресурсов
1446
543
на охрану атмосферного воздуха
402
180
на охрану и рекультивацию земель
249
-
Капитальные вложения в охрану природы - всего
746
170
в том числе
водных ресурсов
490
90
атмосферного воздуха
253
37
Затраты на капитальный ремонт основных природоохранных фондов
297
106
Расходы на ведение лесного хозяйства
14
30
Расходы на содержание заповедников и сохранение фауны
65
3
Общая сумма затрат на охрану природы и окружающей среды
3223
1140
Оценка экономического ущерба от загрязнения среды
28846
14154
ВВП
366423
178520
Общие затраты/ВВП, %
0,88
0,64
Капиталовложения/ВВП, %
0,20
0,09
Ущерб/ВВП, %
7,87
7,93
Плата за природные ресурсы. Важнейшим условием перехода на путь экоразвития является вопрос платности природопользования. Обычно, когда говорят о плате за природные ресурсы выделяют три группы платежей: непосредственно плата за природные ресурсы, плата за загрязнение и экологические налоги и штрафы. На схеме рис. 9.2 представлена современная структура платежей, в виде нескольких взаимосвязанных блоков. В первую группу входит плата за природные ресурсы - землю, воду, недра, флору и фауну, ценные природные объекты, которые эксплуатируются, потребляются или подвергаются тем или иным неблагоприятным воздействиям при различных формах хозяйственной деятельности. Плата за ресурсы - это денежное возмещение природопользователем общественных затрат по изысканию, сохранению, восстановлению используемого природного ресурса, а также тех усилий, которые обществу предстоит сделать для возмещения или адекватной замены эксплуатируемого ресурса в будущем.
С эколого-акономической точки зрения, плату за природные ресурсы следует исчислять с учетом регионального и глобального воздействия экономики на природные системы и с учетом издержек, обусловленных межресурсными связями. Например, масштабная вырубка лесов ведет к нарушению водного баланса большой территории и газового равновесия в атмосфере. А использование вод Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи на орошение не только ведет к гибели Арала, но изменяет гидроклиматические условия всей Средней Азии и создает обстановку серьезных экологических поражений людей и природных систем. Поэтому необходима обязательная экономическая воямездность пользования природными ресурсами.
Существующие методы определения размеров платы за ресурсы пока не учитывают всех, факторов формирования их стоимости. Они основаны преимущественно на исчислении дифференциальной ренты и приложимы только к уже эксплуатируемым природным благам. Следование принципу платности ведет к инфляционным явлениям, так как природные ресурсы со временем в рамках исторической формы ведения хозяйства могут лишь дорожать (это не исключает временного снижения цен на них). Однако поддержание природно-ресурсного потенциала развития общества требует и специальных денежных средств на такое поддержание. Плата за природные ресурсы становится неизбежной.
Она включает эксплуатационные платежи и оплату охраны и воспроизводства природных ресурсов. Предусматривается две категории эксплуатационных платежей: плата за нормативное потребление и расходование ресурса и плата за сверхнормативное расходование, которая значительно выше и резко прогрессивна. Нормативы платы устанавливаются на основе кадастровых оценок соответствующих видов ресурсов.
Рис. 9.2. Структура платежей в области природопользования
В подготовленном Минпиродой РФ проекте «Национального плана действий по реализации решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию» содержатся следующие рекомендации:
разработать и внедрить систему территориальных кадастров природных ресурсов, включающих их стоимостные оценки;
сформировать систему экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;
осуществить мероприятия по развитию и поддержке экологического предпринимательства и совершенствованию законодательства в интересах развития рынка экологических услуг.
Плата за природные ресурсы включает и платежи на восстановительное природопользование, поддержание возобновимых ресурсов территорий в устойчивом продуктивном состоянии (рыборазведение, агролесомелиорация, противоэрозионные меры, рекультивация и др.). Соответствующие нормативы платы определяются на основании объема затрат на восстановление
природных объектов и проведение мероприятий по их охране, на создание и ведение системы государственного контроля за состоянием природных ресурсов и иные мероприятия.
Плата за загрязнение среды является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением. Существуют и другие трактовки платы за загрязнение. В литературе, посвященной определению общих принципов платного природопользования, есть такие формулировки:
а) плата за выбросы загрязняющих веществ в природную среду в пределах установленных лимитов рассматривается как плата за использование природных ресурсов (ассимиляционной способности природной среды к разбавлению и нейтрализации вредных веществ);
б) платежи за загрязнение есть форма арендной платы за использование ассимиляционного потенциала среды;
в) плата за загрязнение есть форма платы за природные ресурсы, трансформированные в загрязнения (неиспользованные отходы).
Такими трактовками маскируется стремление по возможности снизить расплату за загрязнение, так как любому специалисту должно быть ясно, что природный ресурс, трансформированный в процессе производства в яд, может нанести ущерб в миллионы раз превосходящий стоимость исходного ресурса (например, диоксин, получающийся при переработке нефтепродуктов, или плутоний, получаемый из природного урана).
Что касается ассимиляционной способности природной среды, то ссылка на нее также помогает занизить плату, поскольку в пределах установленных лимитов, т.е. в пределах загрязнения до ПДК, ассимиляционная способность среды благодаря ее большому объему считается очень недорогой. Но, как уже подчеркивалось раньше, ПДК не могут служить мерой ассимиляционной способности среды, а ее цена определяется ценой жизни на планете.
Платежи за выделение (эмиссию) и внесение в природную среду вредных веществ - с выбросами в атмосферу, со стоками в водоемы, с размещением отходов на поверхности земли - подразделяются на плату за эмиссии в пределах установленных лимитов и плату за сверхлимитные, сверхнормативные эмиссии. Лимиты должны устанавливаться органами государственного экологического контроля и надзора на основании величин ПДВ н ПДС для каждого источника, но всегда быть ниже этих нормативов. Использование в качестве лимитов ВСВ и ВСС, а также перераспределение лимитов в групповых источниках может допускаться только в исключительных случаях в порядке платного лицензирования.
Нормативы платы за эмиссию загрязнителей в пределах установленных лимитов определяются на основании региональных затрат на предотвращение и компенсацию ущерба, наносимого загрязнением.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях