ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Бурков В.Н., Щепкин А.В. Экологическая безопасность.
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое благополучие планеты, государства, региона –
один из важнейших показателей жизнеобеспечения цивилизации в
целом и ее территориальных групп. До поры до времени об этом
можно было не вспоминать, но в ХХ-м веке появились грозные
симптомы экологических заболеваний. Как это часто бывает,
основные силы, иногда лишь «разговорные», были брошены на
подавление симптомов, тогда как думать необходимо о причинах. И
работу в этом направлении пора организовывать на планомерной и
взвешенной основе. Пока же, если что и делается, то большей
частью в авральном порядке и еще, конечно, в разговорном ключе.
Прения по поводу экологии, к сожалению, часто проистекают
совсем «по другим причинам» – популизм, пиар, выборы. Поэтому
слов много, а толку мало.
Беда заключается также в другом. Больше всего шуму
поднимается по поводу локализованных факторов, которые
психологически воспринимаются как опасные, либо интересные.
Генетически измененные продукты, клонирование, ядерные отходы
– эти темы способны фокусировать внимание и давать очки на
выборах. А вслед за психологией идет экономика. Финансы
устремляются не туда, где от них было бы больше толку, а туда, где
много шуму.
Сбалансированная картина отсутствует. И многие в этом
заинтересованы. Директору предприятия, которое сбрасывает в
реку формальдегиды, на руку дискуссии о вреде радиации.
Население же, а вслед за ним и государственные органы, волей-
неволей судят о ситуации по точкам напряжения. По
демонстрациям и выступлениям СМИ. Но где объективная
5
расстановка акцентов? Разумеется, возможные техногенные
катастрофы должны быть в поле зрения, но они не должны
заслонять другие, может быть, еще более серьезные проблемы.
Выхлопные газы автомобилей, например, не воспринимаются
обычно как нечто первоочередное. Между тем эта проблема
постепенно перерастает в крупных городах в колоссального
монстра, подрывает здоровье населения и набирает такую инерцию,
что, спохватившись, ее уже быстро не решишь.
Так или иначе, но для решения проблем экологической
безопасности нужна система. Контроль, статистика – чтобы
информация была доступна, наглядна, а различные факторы можно
было соизмерять друг с другом. И главное – управление,
опирающееся на саморегуляцию. Необходимы механизмы, которые
бы согласовывали интересы подсистем и направляли движение в
русло, где соблюдается разумный баланс между экономикой и
экологией.
Сложившаяся ныне ситуация в этой области требует изменения
традиционных подходов. Необходим переход от чисто контрольной
деятельности к регулирующим методам надзора, основанным на
обновленной правовой базе и разрешительной деятельности.
Система управления «медленными», но не менее опасными
экологическими процессами, должна быть органично состыкована с
управлением безопасностью в области техногенных катастроф.
Реализация этих целей обеспечивается применением экономических
и организационных механизмов, которые направлены, с одной
стороны, на поддержание определенного уровня безопасности, а с
другой – не препятствуют выпуску необходимого количества
продукции и услуг.
6
Далее приводятся результаты исследований, полученных
авторами в рамках Государственной научно-технической
программы России «Безопасность населения и
народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения
природных и техногенных катастроф», а также программы МАГ и
ПАЭ по экологической безопасности.
Раздел 1 написан совместно с Грацианским Е.В., разделы 2 и 3 –
совместно с Толстых А.В., Уандыковым Б.К. И Половинкиной А.И.
7
1. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
1.1. Концепция
К сожалению, ныне наблюдается устойчивая тенденция роста
числа и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС)
техногенного характера, масштабы которых, в ряде случаев таковы,
что приводят к необратимым изменениям окружающей природной
среды, сказываются на экономике и безопасности государства.
Учитывая возрастающие масштабы прямого ущерба от ЧС
можно ожидать, что без принятия необходимых мер в ближайшей
перспективе по ряду показателей экономика страны будет не в
состоянии восполнять потери от ЧС. Поэтому решение задач
уменьшения ущерба от ЧС становится важным элементом научно-
технической политики страны.
Достижение целей безопасности сопряжено со значительными
материальными затратами и в условиях ограниченности ресурсов
возможно лишь путем научно обоснованной разработки и
осуществления комплекса взаимоувязанных правовых,
экономических и политических мер. Переход от концепции
«абсолютной» безопасности к концепции «приемлемого» риска,
определил появление принципиально нового подхода к управлению
развития общества, состоящего в том, что удовлетворение
материальных и духовных потребностей населения должно
осуществляться при соблюдении обязательного требования по
обеспечению безопасности человека и окружающей его среды.
8
Снижение риска возникновения ЧС включает
идентификацию источников опасности, оценку состояния сложных
технических и природных систем, мониторинг и прогноз аварийных
и катастрофических ситуаций, осуществление инженерных и
технических мер по повышению надежности, продлению ресурса
безаварийной эксплуатации оборудования, учет человеческого
фактора, профессиональную подготовку специалистов и
руководителей органов управления и особо опасных производств.
Ключевую роль здесь играют: Минпромнауки России, МПР
России, Минэкономразвитие России, Минатом России,
Госгортехнадзор, Госатомнадзор, другие заинтересованные
министерства и ведомства, а также Российская академия наук,
научные организации всех секторов науки – академического,
отраслевого и ВУЗовского.
Смягчение возможных последствий ЧС состоит в
планировании землепользования на территориях размещения
источников опасности; составлении и реализации аварийных
планов оперативного реагирования на ЧС и ликвидацию их
последствий; повышении уровня осведомленности населения.
Специально уполномоченным органом в решении указанных
вопросов является МЧС России, которое координирует и
организует работу во взаимодействии с Администрациями
Субъектов Федерации территориальных, местных и объектовых
органов управления через использование необходимых
материальных, финансовых, информационных и людских ресурсов.
9
1.2. Механизмы реализации
Проблемы безопасности носят межведомственный и
межрегиональный характер и требуют на государственном уровне
комплексного подхода, формирования единого экономико-
правового пространства, ответственности органов власти и
руководителей за результативность и последствия принимаемых
ими управленческих решений. Практическая деятельность по
обеспечению безопасности строится на базе ряда
основополагающих принципов, в том числе:
- Принцип приоритета безопасности жизни и здоровья
людей.
- Принцип интегральной оценки опасностей. Управление
риском включает весь совокупный спектр существующих в
обществе опасностей, и вся информация о принимаемых
решениях в этой области общедоступна.
- Принцип устойчивости экосистем. Величина антропогенного
воздействия должна строго ограничиваться и не превышать
величин предельно допустимых нагрузок на экосистемы.
Состав мероприятий, которыми должна обеспечиваться
безопасность населения в случае возникновения ЧС, кто, как и
какими средствами должен с ними бороться, в какой мере и кто
несет ответственность, определяется существующей и постоянно
развивающейся нормативно-законодательной базой страны, которая
является важнейшим элементом системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Выводы и рекомендации ученых представляют лицам,
принимающим решения, возможность адекватно реагировать на
10
различные источники и уровни опасностей, прогнозировать
аварийные ситуации и сценарии их развития, создавать
эффективные системы управления снижением риска и ущерба от
аварий и катастроф, ликвидации их последствий; предъявлять
обоснованные требования к новым технологическим и проектным
разработкам.
Научные сведения и методики требуются практически на всех
стадиях процесса государственного и регионального регулирования
безопасности природно-техногенной сферы, аккумулирования
информации, анализа ситуации, выработки и сопоставления
альтернатив, оценки возможных последствий их реализации, поиске
причин неудач и т. п.
Игнорирование научных подходов при осуществлении
хозяйственной деятельности грозит потерей управляемости. Без
поддержки и использования результатов научной и инновационной
деятельности не возможно решать сложные и комплексные
проблемы предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций на федеральном и региональном уровнях.
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое благополучие планеты, государства, региона –
один из важнейших показателей жизнеобеспечения цивилизации в
целом и ее территориальных групп. До поры до времени об этом
можно было не вспоминать, но в ХХ-м веке появились грозные
симптомы экологических заболеваний. Как это часто бывает,
основные силы, иногда лишь «разговорные», были брошены на
подавление симптомов, тогда как думать необходимо о причинах. И
работу в этом направлении пора организовывать на планомерной и
взвешенной основе. Пока же, если что и делается, то большей
частью в авральном порядке и еще, конечно, в разговорном ключе.
Прения по поводу экологии, к сожалению, часто проистекают
совсем «по другим причинам» – популизм, пиар, выборы. Поэтому
слов много, а толку мало.
Беда заключается также в другом. Больше всего шуму
поднимается по поводу локализованных факторов, которые
психологически воспринимаются как опасные, либо интересные.
Генетически измененные продукты, клонирование, ядерные отходы
– эти темы способны фокусировать внимание и давать очки на
выборах. А вслед за психологией идет экономика. Финансы
устремляются не туда, где от них было бы больше толку, а туда, где
много шуму.
Сбалансированная картина отсутствует. И многие в этом
заинтересованы. Директору предприятия, которое сбрасывает в
реку формальдегиды, на руку дискуссии о вреде радиации.
Население же, а вслед за ним и государственные органы, волей-
неволей судят о ситуации по точкам напряжения. По
демонстрациям и выступлениям СМИ. Но где объективная
5
расстановка акцентов? Разумеется, возможные техногенные
катастрофы должны быть в поле зрения, но они не должны
заслонять другие, может быть, еще более серьезные проблемы.
Выхлопные газы автомобилей, например, не воспринимаются
обычно как нечто первоочередное. Между тем эта проблема
постепенно перерастает в крупных городах в колоссального
монстра, подрывает здоровье населения и набирает такую инерцию,
что, спохватившись, ее уже быстро не решишь.
Так или иначе, но для решения проблем экологической
безопасности нужна система. Контроль, статистика – чтобы
информация была доступна, наглядна, а различные факторы можно
было соизмерять друг с другом. И главное – управление,
опирающееся на саморегуляцию. Необходимы механизмы, которые
бы согласовывали интересы подсистем и направляли движение в
русло, где соблюдается разумный баланс между экономикой и
экологией.
Сложившаяся ныне ситуация в этой области требует изменения
традиционных подходов. Необходим переход от чисто контрольной
деятельности к регулирующим методам надзора, основанным на
обновленной правовой базе и разрешительной деятельности.
Система управления «медленными», но не менее опасными
экологическими процессами, должна быть органично состыкована с
управлением безопасностью в области техногенных катастроф.
Реализация этих целей обеспечивается применением экономических
и организационных механизмов, которые направлены, с одной
стороны, на поддержание определенного уровня безопасности, а с
другой – не препятствуют выпуску необходимого количества
продукции и услуг.
6
Далее приводятся результаты исследований, полученных
авторами в рамках Государственной научно-технической
программы России «Безопасность населения и
народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения
природных и техногенных катастроф», а также программы МАГ и
ПАЭ по экологической безопасности.
Раздел 1 написан совместно с Грацианским Е.В., разделы 2 и 3 –
совместно с Толстых А.В., Уандыковым Б.К. И Половинкиной А.И.
7
1. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
1.1. Концепция
К сожалению, ныне наблюдается устойчивая тенденция роста
числа и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС)
техногенного характера, масштабы которых, в ряде случаев таковы,
что приводят к необратимым изменениям окружающей природной
среды, сказываются на экономике и безопасности государства.
Учитывая возрастающие масштабы прямого ущерба от ЧС
можно ожидать, что без принятия необходимых мер в ближайшей
перспективе по ряду показателей экономика страны будет не в
состоянии восполнять потери от ЧС. Поэтому решение задач
уменьшения ущерба от ЧС становится важным элементом научно-
технической политики страны.
Достижение целей безопасности сопряжено со значительными
материальными затратами и в условиях ограниченности ресурсов
возможно лишь путем научно обоснованной разработки и
осуществления комплекса взаимоувязанных правовых,
экономических и политических мер. Переход от концепции
«абсолютной» безопасности к концепции «приемлемого» риска,
определил появление принципиально нового подхода к управлению
развития общества, состоящего в том, что удовлетворение
материальных и духовных потребностей населения должно
осуществляться при соблюдении обязательного требования по
обеспечению безопасности человека и окружающей его среды.
8
Снижение риска возникновения ЧС включает
идентификацию источников опасности, оценку состояния сложных
технических и природных систем, мониторинг и прогноз аварийных
и катастрофических ситуаций, осуществление инженерных и
технических мер по повышению надежности, продлению ресурса
безаварийной эксплуатации оборудования, учет человеческого
фактора, профессиональную подготовку специалистов и
руководителей органов управления и особо опасных производств.
Ключевую роль здесь играют: Минпромнауки России, МПР
России, Минэкономразвитие России, Минатом России,
Госгортехнадзор, Госатомнадзор, другие заинтересованные
министерства и ведомства, а также Российская академия наук,
научные организации всех секторов науки – академического,
отраслевого и ВУЗовского.
Смягчение возможных последствий ЧС состоит в
планировании землепользования на территориях размещения
источников опасности; составлении и реализации аварийных
планов оперативного реагирования на ЧС и ликвидацию их
последствий; повышении уровня осведомленности населения.
Специально уполномоченным органом в решении указанных
вопросов является МЧС России, которое координирует и
организует работу во взаимодействии с Администрациями
Субъектов Федерации территориальных, местных и объектовых
органов управления через использование необходимых
материальных, финансовых, информационных и людских ресурсов.
9
1.2. Механизмы реализации
Проблемы безопасности носят межведомственный и
межрегиональный характер и требуют на государственном уровне
комплексного подхода, формирования единого экономико-
правового пространства, ответственности органов власти и
руководителей за результативность и последствия принимаемых
ими управленческих решений. Практическая деятельность по
обеспечению безопасности строится на базе ряда
основополагающих принципов, в том числе:
- Принцип приоритета безопасности жизни и здоровья
людей.
- Принцип интегральной оценки опасностей. Управление
риском включает весь совокупный спектр существующих в
обществе опасностей, и вся информация о принимаемых
решениях в этой области общедоступна.
- Принцип устойчивости экосистем. Величина антропогенного
воздействия должна строго ограничиваться и не превышать
величин предельно допустимых нагрузок на экосистемы.
Состав мероприятий, которыми должна обеспечиваться
безопасность населения в случае возникновения ЧС, кто, как и
какими средствами должен с ними бороться, в какой мере и кто
несет ответственность, определяется существующей и постоянно
развивающейся нормативно-законодательной базой страны, которая
является важнейшим элементом системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Выводы и рекомендации ученых представляют лицам,
принимающим решения, возможность адекватно реагировать на
10
различные источники и уровни опасностей, прогнозировать
аварийные ситуации и сценарии их развития, создавать
эффективные системы управления снижением риска и ущерба от
аварий и катастроф, ликвидации их последствий; предъявлять
обоснованные требования к новым технологическим и проектным
разработкам.
Научные сведения и методики требуются практически на всех
стадиях процесса государственного и регионального регулирования
безопасности природно-техногенной сферы, аккумулирования
информации, анализа ситуации, выработки и сопоставления
альтернатив, оценки возможных последствий их реализации, поиске
причин неудач и т. п.
Игнорирование научных подходов при осуществлении
хозяйственной деятельности грозит потерей управляемости. Без
поддержки и использования результатов научной и инновационной
деятельности не возможно решать сложные и комплексные
проблемы предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций на федеральном и региональном уровнях.