ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Конституционные и законодательные положения накладывают
немалую ответственность на федеральные и региональные органы
управления, руководителей и специалистов в области защиты
человека, объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
При этом в компетенцию центрального правительства входят
создание соответствующей законодательной базы, выбор общена-
циональных стратегических приоритетов фундаментальных науч-
ных исследований и финансирование соответствующих научно-
технических программ и проектов, организация международного
научно-технического сотрудничества, формирование и развитие
общенациональной информационной базы.
Региональные органы управления, как правило, сосредотачивают
усилия на создании и развитии инфраструктуры, формировании и
развитии региональных составляющих информационных баз
данных и сетей, организации кооперации научных и
промышленных структур для создания новых технологий,
позволяющих обеспечивать эффективное осуществление научно-
17
технической и инновационной деятельности в приоритетных для
регионов направлениях, включая регулирование безопасности.
Главным ограничителем масштабов деятельности региональ-
ных администраций в этой сфере являются финансовые возмож-
ности территорий. Расширение только юридических полномочий
без значительного укрепления финансовой базы региональных
органов власти не дает им возможности проводить активную
научно-техническую политику в области безопасности.
Обычно дополнительными источниками пополнения регио-
нальных бюджетов являются либо передача части налоговых
поступлений от центральных ведомств региональным, либо
передача средств из центрального фонда регионального развития в
аналогичные региональные фонды.
В рамках мероприятий по региональной научно-технической
политике работа по обеспечению безопасности природно-
техногенной сферы целесообразно вести по следующим
направлениям:
- разработка концептуальных и нормативных документов
проблемам региональной научно-технической политики;
- подготовка и контроль за ходом реализации соглашений между
государственными органами управления и администрациями
субъектов Федерации по научно-техническому сотрудничеству;
- создание в регионах инфраструктур научной деятельности,
способных эффективно работать в условиях рыночной
экономики;
- подготовка специалистов в области организации и управления
научно-технической и инновационной деятельностью,
менеджеров наукоемкой продукции;
18
- сопровождение разделов НИОКР федеральных целевых
программ по региональным проблемам природно-техногенной
безопасности;
- экспертиза и сопровождение региональных научно-техни-
ческих программ и проектов, имеющих совместное
финансирование из федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации;
- проведение работ по внедрению контрактной системы
выполнения НИОКР в регионах.
С учетом комплексности проблем и высочайшей социально-
экономической значимостью мероприятий, связанных с
обеспечением безопасности, формирование и реализация
региональной научно-технической политики должно
осуществляться на основе следующих принципов:
Обеспечение устойчивости и безаварийной эксплуатации,
прежде всего, высоко рисковых производств и объектов. Жесткая
селективность отбора программ, проектов, инженерных решений в
качестве элементов единой комплексной технологической схемы
обеспечения безопасности.
Инновационная направленность научно-технической политики
и связанной с ней научно-технической деятельности. Важнейшими
направлениями приложения здесь усилий могут стать создание
конкурентоспособной техники и оборудования, средств спасения и
ведения аварийно-спасательных работ, уменьшение препятствий
инновационному процессу, в том числе, путем координации и
кооперации деятельности всех региональных секторов науки –
академического, отраслевого и Вузовского.
19
Разнообразие используемых в региональной научно-техничес-
кой политике подходов и механизмов, отражающих технико-эконо-
мическое, природное, социальное (в том числе демографическое) и
иное своеобразие регионов.
Согласование регионально ориентированной федеральной
научно-технической политики и научно-технической политики
регионов. Оно должно осуществляться федеральными и
региональными органами исполнительной власти в рамках
соглашений в сфере совместного ведения и участия в реализации
федеральных и региональных целевых программ, проведения
представляющих взаимный интерес мероприятий, учета
региональных аспектов при планировании деятельности научных
организаций федерального подчинения и т.п.
Рациональное сочетание государственного регулирования,
рыночных механизмов, прямой и косвенной поддержки научно-
технической и инновационной деятельности в регионах.
Максимальная эффективность научно-технического
обеспечения достигается при умелом использовании результатов
многочисленных президентских, федеральных и региональных
целевых, отраслевых, научно-технических программ, а также льгот,
факторов стимулирования, государственных гарантий и поддержки
в организации и проведении научных исследований.
Анализ проектов законов субъектов Федерации показывает, что
в ряде случаев они не всегда адекватны положениям федерального
законодательства в областях науки и безопасности. Требуется
заинтересованное участие, в первую очередь, региональных
структур РСЧС в активизации законодательных инициатив в этих
вопросах.
20
Перестройка системы управления государства и резкое снижение
финансирования фундаментальных и прикладных научных
исследований из средств федерального бюджета потребовали
непосредственного участия администраций субъектов Российской
Федерации в сохранении и развитии научно-технического
потенциала.
Однако, несмотря на принятие соответствующих решений на
федеральном и региональном уровнях, руководство подавляющего
большинства регионов пока не готово в полной мере принять на
себя функции управления и финансирования сферы науки и
научных разработок в сфере безопасности. К помощи ученых все
еще принято обращаться не по поводу предотвращения аварий и
катастроф, а чаще для анализа причин случившихся чрезвычайных
ситуаций, разработки и реализации мер по ликвидации их
последствий.
В структуре региональных органов управления, как правило,
отсутствуют целевые подразделения, ведающие вопросами
формирования и реализации научно-технической и инновационной
политики по проблемам природно-техногенной безопасности. Для
улучшения управления научными исследованиями и разработками
по безопасности в регионах целесообразно создавать научно-
технические советы (НТС) или научно-координационные центры
(НКЦ) при администрациях субъектов Федерации. При этом
задачей НТС являлось бы оказание содействия администрации в
формировании региональной научно-технической политики, а
деятельность НКЦ направлялась бы на формирование и
сопровождение региональных научно-технических программ.
21
В настоящее время разработан и активно внедряется в действие
в ряде регионов механизм взаимодействия федеральных и
территориальных органов управления. В частности, он
предусматривает проведение экспертиз, осуществление
совместного долевого финансирования из средств федерального
бюджета и субъектов Федерации региональных целевых, научно-
технических программ и проектов. При этом поддержка оказывается
не только проектам, имеющим самостоятельное значение, но и
объединенным в межрегиональные и региональные программы. По
многим из них уже выполнены уникальные разработки, получены
конкретные результаты.
Механизм долевого финансирования доказал свою
эффективность и становится с использованием контрактной
системы важной составной частью программ социально-
экономического развития регионов, в том числе, в решении
региональных проблем безопасности.
В федеральном бюджете определяется удельный вес
финансирования фундаментальной науки. Конкурсы проектов и
исполнителей работ в академической науке обеспечивается через
систему грантов.
Бюджетное финансирование прикладных научных
исследований и разработок осуществляется а конкурсно-
контрактной основе по программам и проектам, соответствующим
приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню
критических технологий федерального уровня, в число которых
входит проблематика природной и техногенной безопасности.
В системе возвратного бюджетного кредитования науки
отрабатывается новая форма проведения конкурсов
22
высокоэффективных быстрореализуемых научно– технических
проектов под сниженную учетную ставку Центрального банка.