www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.


Дополнительными источниками финансирования являются также
внебюджетные фонды, работающие на принципе возвратности и
платности, частные инвестиции, средства страховых фондов,
система лизинга в науке.
Наряду с системой прямого бюджетного финансирования
существуют косвенные методы повышения научно – технической
активности за счет предоставления налоговых льгот предприятиям
и организациям, в первую очередь, малым и средним, реализующим
научно – технические достижения.
На сферу безопасности в полной мере распространяется
действие законодательных и нормативных документов о науке, об
инновационной деятельности и государственной инновационной
политике, о защите интеллектуальной собственности и поддержке
отечественных товаропроизводителей наукоемкой продукции.
Программно-целевые методы
Основным механизмом решения комплексных по масштабам и
характеру исследуемых явлений и объектов проблем безопасности
является программно-целевой метод в форме федеральных целевых
программ, государственными заказчиками которых выступают
федеральные или территориальные органы исполнительной власти.
Так, в России, впервые в мировой практике на национальном
уровне, поставлены и решаются вопросы формирования и
реализации фундаментальных научных основ государственной
научно-технической политики в области природной и техногенной
безопасности. Этому посвящены исследования, ведущиеся с 1991
23
года в рамках подпрограммы «Безопасность населения и
народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения
природных и техногенных катастроф» (подпрограмма
«Безопасность»), входящей в состав Федеральной целевой научно-
технической программы «Исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития науки и техники
гражданского назначения».
Экономические механизмы
В решении проблем безопасности исключительно важна
экономическая составляющая. И дело даже не в том, чтобы
правильно посчитать или спрогнозировать ущерб от аварий и
катастроф, хотя это, конечно, необходимо уметь делать. Гораздо
важнее построить и ввести в действие эффективные экономические
механизмы стимулирования практической деятельности по
предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и
привлечения требующихся для этого немалых инвестиций.
В настоящее время реализуется комплекс целевых
исследований, направленных на разработку процедур оценивания
уровня безопасности, с учетом взаимосвязанных факторов
стоимости и надежности, построение отдельных элементов и в
целом государственной системы экономики катастроф.
На региональном и объектовом уровне создаются системы
поддержки принятия управленческих решений, включающие в себя
экономические модели, методики и программные средства
обеспечения живучести и безопасной эксплуатации сложных
технических систем и особо опасных производств, стабильности
24
работы отраслей и административных систем управления в
условиях природных и техногенных катастроф.
На практике это, в частности, выражается в составлении планов
развития предприятий с учетом требований безопасности. При этом
осуществляется соответствующая экономическая проработка не
только по вопросам технического перевооружения и
совершенствования технологических процессов, но и по
выполнению компенсационных мероприятий в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций.
В числе наиболее распространенных по отношению к
деятельности предприятий в области безопасности следует назвать
такие экономические механизмы как:
- плата за риск, квотирование риска;
- перераспределение риска;
- стимулирования снижения риска;
- комплексная оценка социально-экономического эффекта
управления риском.
Экономические механизмы федерального и территориального
уровней управления, используемые для решения задач защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
предусматривают планирование, нормирование и финансирование
мероприятий по безопасности объектов и территорий. В частности,
установление платы и размеров платежей за использование
территорий под размещение объектов, потенциально опасных для
здоровья и имущества проживающего населения, за возможный
ущерб окружающей природной среде. Широко распространена
практика предоставления предприятиям, организациям и гражданам
налоговых, кредитных и иных льгот при реализации ими мер по
25
снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций,
смягчению их последствий.
Большое значение имеет правильно организованный учет,
ведение государственного кадастра прогнозируемых и реальных
ущербов от чрезвычайных ситуаций, оценка их социально-
экономических последствий. Такая работа проводится совместно и
во взаимодействии федеральными и территориальными органами
исполнительной власти.
Эффективной формой государственного регулирования
безопасности являются договора и лицензии на использование,
строительство, переоборудование потенциально опасных объектов,
которые заключается между инвестором или пользователем объекта
и органом исполнительной власти субъекта РФ (республики, края,
области, автономной области, автономного округа, района, города).
Подобного рода документы оформляются на основании заключения
экспертизы МЧС России на уровень потенциальной опасности
намечаемой хозяйственной или иной деятельности, а также при
наличии лицензии на право ведения такой деятельности. Указанный
договор обладает весьма широкими экономико-правовыми
возможностями. Он предусматривает условия использования
природных ресурсов, права и обязанности инвестора или
пользователя потенциально опасного объекта, размеры платежей за
обусловленный уровень риска, ответственность сторон, порядок
возмещения ущерба и разрешения возможных споров.
Лицензия на право ведения данного рода деятельности,
выдается собственнику особо опасного объекта специально
уполномоченными на это государственными органами Российской
Федерации. В лицензии указываются виды, объемы и допустимые
26
лимиты хозяйственной деятельности, а также требования по
обеспечению безаварийности потенциально опасных производств и
социально-экономические последствия их несоблюдения.
Лимиты являются системой социально-экономических
ограничений потенциально опасной деятельности и представляют
собой установленные на определенный срок предприятиям
предельно допустимые объемы возможного социально-
экономического ущерба от чрезвычайной ситуации на данной
территории. Лимиты формируются, исходя из необходимости
поэтапного достижения предельного объема ущерба, с учетом
экологической обстановки в регионе и степени его экономического
развития.
Плата за возможные социально-экономические последствия
чрезвычайных ситуаций включает в себя стоимость возможного
ущерба экономике, окружающей природной среде, системам
жизнеобеспечения населения, здоровью людей, а также размеры
выплат за право вести потенциально опасную, сверхлимитную и
нерациональную опасную деятельность. Порядок исчисления и
применения нормативов платы за возможный социально-
экономический ущерб от деятельности потенциально опасных
объектов определяется Правительством Российской Федерации.
Сам факт внесения платы не освобождает потенциально опасные
предприятия от необходимости выполнения мероприятий по
снижению риска и смягчения последствий аварий и катастроф.
Заметную роль в решении задач регулирования безопасности
играет существующая в стране система государственных
чрезвычайных страховых фондов, объединяющая федеральный
27
чрезвычайный страховой фонд, страховые фонды субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Такие фонды аккумулируют средства предприятий и
организаций, отечественных и зарубежных юридических и
физических лиц, в том числе:
- платы в связи с последствиями чрезвычайных ситуаций;
- суммы по искам о возмещении ущерба и штрафов за
правонарушения;
- средства от реализации произведенной на потенциально
опасных объектах и конфискованной продукции;
- ассигнования, полученные в виде дивидендов, процентов по
вкладам, банковским депозитам, от долевого использования
собственных средств фонда в деятельности предприятий и
других юридических лиц;
- инвалютные поступления.
Ресурсы государственных чрезвычайных страховых фондов
расходуются на:
- разработку и реализацию мер по снижению опасности
стихийных бедствий и ущерба окружающей природной среде;
- компенсации материальных потерь в экономике;
- выплаты по социальным гарантиям пострадавшим гражданам в
связи с потерей имущества и нарушениям здоровью;
- на научные исследования, образование и иные цели, связанные
решением проблем безопасности.