ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Таким образом, фундаментальные научные основы
регулирования безопасности, защиты человека, общества и
государства от аварий и катастроф состоят в выборе приоритетных
критериев безопасности и разработке комплексов первоочередных и
перспективных мероприятий по снижению рисков и повышению
качества и продолжительности жизни.
Последовательное освоение в практике системных методов
проектирования сложных технических систем и универсальных
принципов обеспечения безопасности позволят в основном решить
задачу предупреждения возникновения крупных аварий и
катастроф.
Учеными разработан ряд общерегулирующих принципов,
руководствоваться которыми необходимо в интересах обеспечения
безопасности технических систем.
Один из них – принцип глубокоэшелонированной защиты,
направленный на компенсацию потенциальных ошибок человека
или механических отказов оборудования, и реализующийся путем
создания серии барьеров, которым в принципе никогда и ничто не
угрожает, но которые, должны немедленно разрушиться,
предотвращая тем самым возможный ущерб человеку и
окружающей среде. Такие барьеры обладают способностью
удержания энергии или опасных веществ и могут служить как
целям эксплуатации, так и безопасности.
35
При проектировании инженерных систем по критериям
безопасности необходимо руководствоваться следующими научно
обоснованными принципами:
независимости и разнообразия, когда системы обеспечения
безопасности проектируются так, чтобы влияние дефектов, ошибок,
отказов на работоспособность системы было минимальным; (при
этом независимость достигается физическим, функциональным и
пространственным разнесением, а разнообразие – физической,
методической и аппаратной разнотипностью);
безопасности отказа, когда наиболее вероятные отказы систем
обеспечения безопасности сами содействуют ложному
срабатыванию системы, чем обнаруживается угроза аварии;
надежности и живучести, когда обеспечивается высокий уро-
вень надежности функционирования важнейших элементов;
естественной технической безопасности – реализуется путем
конструирования и применения автономных специальных средств
защиты, максимально упрощенной и надежной конструкцией
технической системы, минимизации уровня запасенной энергии и
вредных веществ, а также ошибок оператора на развитие аварийных
процессов.
В результате выполнения указанных работ создаются
технические системы предотвращения тяжелых аварий на объектах
авиации, космоса, железных дорог, гражданского строительства,
особенно тех, где аварии и разрушения непосредственно связаны с
опасностью для населения, ядерной энергетики, в том числе
связанных с переработкой, транспортировкой и захоронением
ядерного топлива и радиоактивных материалов.
36
В центре внимания ученых, специалистов находятся вопросы
создания различных форм сейсмозащиты, головных образцов
аппаратуры для диагностики состояний сложных технических
систем, контроля техногенных процессов, оперативного
мониторинга, способов активного тушения пожаров, в том числе – с
использованием направленного взрыва, систем безопасности при
утилизации и хранении средств ядерного, химического и других
видов вооружения, универсальных средств защиты и спасения при
чрезвычайных ситуациях и многое другое.
В частности, становится очевидным, что на данном этапе, когда
нормативно-законодательная основа решения проблем
безопасности в достаточной степени развита, следует сосредоточить
внимание на формировании единой национальной системы
управления и её элементов в данной области.
Не трудно спрогнозировать, что в ближайшем будущем на всех
уровнях управления государства и регионов, и в самой технической
сфере, сложится инфраструктура обеспечения природно-
техногенной безопасности, и сразу же возникнет проблема кадров,
необходимости организации последовательной работы по массовой
подготовке и переподготовке соответствующих специалистов и
руководителей. Полагаем, что на это следует своевременно
обратить внимание и сосредоточить усилия.
Механизмы управления. В комплексе намечаемых для решения
проблем безопасности на ближайшую перспективу
предусматривается:
- разработать трехуровневую государственную структуру
президентских, федеральных целевых и отраслевых научно-
технических программ;
37
- скоординировать региональные научно-технические
программы с государственными программами (в части
постановок задач, методов разработок, исполнителей и
источников финансирования).
В области инженерных решений по поддержанию и
повышению безопасности наиболее важных объектов
государственного и оборонного комплексов необходимо
сосредоточить усилия:
- на разработке, согласовании и введении в действие деклараций
по безопасности;
- на согласовании и принятии номенклатуры и перечня
потенциально опасных объектов федерального, регионального
и отраслевого подчинения;
- на разработке, применительно к потенциально опасным
объектам, инженерных мероприятий по повышению
безопасности;
- на создании и введении в эксплуатацию средств
функциональной защиты объектов от аварий и катастроф;
- на создании встроенных и мобильных систем оперативной
диагностики аварийных ситуаций.
В области защиты от природных и природно-техногенных
катастроф необходимо ввести в действие:
- методы, критерии и системы оценки риска природных и
природно-техногенных катастроф;
- геоинформационные системы многомасштабного анализа
природных опасностей (на государственном, региональном и
местном уровне);
38
- интегрирование системы защиты (контроль, мониторинг,
оповещение, эвакуация) при прогнозируемых, не
прогнозируемых стихийных бедствиях.
В области защиты от чрезвычайных ситуаций целесообразно
предусмотреть:
- создание систем и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций
на первых и последующих стадиях их возникновения;
- разработку проектных решений для потенциально опасных
объектов, предусматривающих встроенные в них системы
предупреждения, контроля, локализации и ликвидации
аварийных и катастрофических ситуаций;
- создание специальных федеральных, региональных и
объектовых комплексов жизнеобеспечения при аварийных
ситуациях (тепло-энергообеспечение, спасение, экстренная
медицина, спец резервы продовольствия);
- создание принципиально новых систем эвакуации и доставки
спасателей и грузов в зонах чрезвычайных ситуаций
(амфибийные платформы, аэростатические системы,
мобильные мостовые конструкции, специальные ракетные
системы;
- создание новых информационных систем оповещения, анализа
информации и принятия решений с учетом комбинированных
воздействий от комплексов поражающих факторов.
В области подготовки специалистов особое значение будут
иметь:
- централизованные программы обучения и переподготовки для
специалистов по основным направлениям программы;
39
- региональные и отраслевые программы подготовки и
переподготовки специалистов по проблемам безопасности в
техногенной и природно-техногенной сфере;
- международные программы подготовки специалистов по
проблемам защиты от аварий и катастроф с глобальными
национальными и региональными последствиями.
В области фундаментальных и прикладных исследований
целесообразно предусмотреть:
- развитие обобщенных и специальных математических и
физических моделей возникновения и развития аварийных и
катастрофических ситуаций;
- развитие и применение единых критериев оценки безопасности
в детерминированной и вероятностной постановке для за
проектных и гипотетических аварийных ситуаций;
- постановка физических экспериментов для получения базовой
исходной информации при обосновании безопасности;
- развитие и применение единых методов и систем контроля,
диагностики и защиты.
В области международного сотрудничества предстоит:
- разработать комплексные программы и проекты в обоснование
безопасности с учетом трансграничных переносов;
- создать международные системы оповещения, спасения и
ликвидации последствий природных и техногенных катастроф;
- создать трехуровневую (космическую, авиационную и
наземную) систему контроля и наблюдения за наиболее
опасными техническими системами и природными явлениями
и за развитием наиболее тяжелых катастроф.
40
Межведомственная координация
Обязательным условием успешного решения проблем
природной и техногенной безопасности является обеспечение
межведомственной координации. Все заинтересованные
министерства и ведомства, участвуя в разработке и реализации
единой научно-технической политики, действуют в рамках своих
функциональных обязанностей, в том числе:
Минпромнауки России организует и финансирует работы по
подпрограмме «Безопасность», осуществляет через
соответствующие механизмы и формы государственную поддержку
приоритетным исследованиям по проблемам безопасности,
построения и эксплуатации сложных технических систем, создания
современной нормативно-законодательной базы, разработки
принципов построения национальных, региональных и местных
технических систем управления безопасностью.