www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.


По решению органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации нередко создаются внебюджетные
негосударственные фонды за счет:
28
- средств населения;
- добровольных взносов;
- пожертвований общественных организаций и других
источников.
Законодательством Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации предусматриваются различные виды
экономического стимулирования деятельности по снижению риска
возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчения их возможных
последствий.
К числу наиболее популярных льгот, предоставляемых
государством, относятся:
- освобождение от налогообложения чрезвычайных страховых
фондов и внебюджетных негосударственных фондов;
- передача на договорных условиях части средств чрезвычайных
страховых фондов под процентные займы предприятиям,
учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер
по гарантированному снижению социально-экономических
последствий чрезвычайных ситуаций;
- установление повышенных норм амортизации основных
производственных фондов предприятий, организаций,
учреждений чрезвычайных страховых фондов;
- применения поощрительных цен и надбавок на продукцию,
производимую на предприятиях, снижающих риск
чрезвычайных ситуаций и смягчающих последствия аварий и
катастроф;
- введение специального налогообложения продукции,
производимой на потенциально опасных объектах с
применением опасные технологии;
29
- применение льготного кредитования организаций, предприятий
и учреждений независимо от форм собственности, эффективно
осуществляющих деятельность по снижению опасности
производства.
В стране осуществляется добровольное и обязательное
государственное страхование предприятий, учреждений и
организаций, объектов их собственности и доходов, а также
граждан, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций
природного или техногенного характера. Средства, образующиеся в
результате страховой деятельности, используются на осуществление
превентивных мероприятий и компенсацию ущерба. Порядок
страхования и перестрахования рисков и использования средств
устанавливается Правительством Российской Федерации [7].
Финансирование программ и мероприятий по снижению
опасности и компенсации возможного ущерба производится за счет
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, а также из средств
предприятий и организаций, резервов финансовых ресурсов,
внебюджетных фондов, кредитов банков, добровольных взносов
населения, инвестиций.
Разработка и применение указанных и других видов
экономических механизмов в сочетании с возможностями,
вытекающими из требований нормативно-правовой системы,
позволяют ученым составлять и предлагать к реализации научно
обоснованные комплексные программы обеспечения безопасного
социально-экономического развития объектов и территорий.
Поэтому результаты научных исследований и системного
анализа опасностей в природно-техногенной сфере оказывают, и
30
будут оказывать определяющее влияние на концептуальные
подходы государства к проблемам безопасности.
Разработка и использование вероятностных моделей развития
общества и основных производственных процессов с учетом риска
возникновения природных и техногенных аварий и катастроф
становится одним из главных условий обеспечения
гарантированного уровня безопасности жизнедеятельности и
приемлемого риска аварий и катастроф. При этом учитываются не
только радикальные и быстрые изменения, которые и принято
считать «виновниками» возникновения аварий и катастроф, но и
медленно нарастающие факторы, угрожающие в результате
качественного скачка перейти в неуправляемую стадию с
катастрофически негативными последствиями для человека и
природы.
Теория безопасности
Теория безопасности является современным,
междисциплинарным направлением фундаментальной науки и
изучает состояние защищенности жизненно важных интересов
человека, общества и государства от ЧС природного и техногенного
характера.
В число основных объектов исследований входят:
- установление фундаментальных закономерностей перехода
естественных природных систем, объектов техногенной и
биологической сферы, социально-экономических структур от
нормальных (штатных) к аварийным и катастрофическим
состояниям;
31
- качественное и количественное описание сложных нелинейных
механизмов взаимодействия указанных систем, объектов и
структур на различных стадиях возникновения и развития
аварийных и катастрофических состояний и их последствий во
временной и пространственной кинетической постановке;
- создание научных основ диагностирования, мониторинга,
раннего предупреждения и предотвращения аварий и
катастроф, построение систем защиты и реабилитации.
В рамках теории безопасности используются законы, методы,
критерии и принципы естественных, технических и общественных
наук.
Методологические основы теории безопасности базируются на
достижениях:
- математики (методы математического системного анализа,
математическая статистика и теория вероятностей,
математическое моделирования, теория бифуркаций, теория
решения некорректных задач прикладной математики, теория
риска);
- физики (общая и прикладная физика элементарных частиц и
твердого тела, радиоэлектроника, спектроскопия, физика
атмосферы, физика земли, ядерная физика и ядерная
энергетика, теория лазеров);
- механики (механика жидкостей и газов, механика твердого
деформируемого тела);
- машиноведения (анализ и синтез технических систем,
кинематика и динамика машин и механизмов, надежность,
прочность и ресурс систем);
32
- информатики и управления (кибернетика, теория управления,
теория интегральных систем, теория автоматических систем и
роботов, теория принятия решений);
- химии (теория химических и физико-химических реакций,
химия процессов и материалов, органическая и неорганическая
химия, биохимия);
- биологии и физиологии (генетика, экология, нейрофизиология,
эволюционная морфология);
- геологии (комплексные методы геологии, геофизики и
геохимии, океанологии);
- обществоведения (основы государства и права, философии,
социологии, экономики).
В теории безопасности принята определенная система
классификации аварий и катастроф:
- по причинам и источникам возникновения (природные,
техногенные, социально-экономические, экологические,
военные);
- по масштабам их последствий (глобальные, национальные,
региональные, местные и объектовые);
- степени их определенности и предсказуемости (проектные,
запроектные, гипотетические).
Принципиальное значение в теории безопасности придается
установлению критериев и шкал измерений, позволяющих
количественно оценивать и измерять опасности, угрозы, степень
защищенности и повреждаемости. На этой основе формируются
количественные и качественные параметры принимаемых
управленческих решений, конструкторско-технологических и
эксплуатационных нормативно-технических документов,
33
заключений комиссий по анализу аварий и катастроф. Такие
параметры используются при формировании целей безопасности и
оценки эффективности мероприятий для достижений этих целей.
Фундаментальные исследования в области безопасности
человека, общества и государства позволяют:
- научно обосновать принципы, методы и системы защиты от
аварий и катастроф;
- сформировать российскую систему сил и действий при
возникновении чрезвычайных ситуаций (РСЧС), если аварии и
катастрофы не удалось предотвратить, и угрозы из
потенциальных перешли в реальные и реализованные.
Для количественного анализа и установления шкал измерения
состояния безопасности человека, общества и государства в рамках
развитой к настоящему времени теории безопасности в качестве
базовых критериев безопасности можно принять следующие:
- риски для жизни и жизнедеятельности;
- качество и продолжительность жизни.
Критерии рисков имеют выраженный вероятностный характер
и определяются вероятностью (или частотой) реализации угроз для
человека, общества и государства и величиной ущерба при этой
реализации. В ряде случаев под критериями рисков понимают
только вероятности или частоты неблагоприятных, опасных или
катастрофических явлений.
Общий анализ рисков от аварий и катастроф для государства
проводится на базе изучения рисков для каждой из катастроф и их
числа на заданном отрезке времени. Такой анализ позволяет
определять пути решения проблем безопасности и управления
рисками на государственном, региональном и объектовом уровне.
34
В теории безопасности при применении критериев риска целью
управления является общая минимизация ущербов и вероятностей
аварий и катастроф.