www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.


Мы рассмотрим примеры механизмов экономической
ответственности (плата за риск и ограничения на уровень риска),
механизмов стимулирования (льготное налогообложение),
механизмов перераспределения риска (страхование), а также
механизмов распределения фондов (безвозмездное или частичное
финансирование мероприятий по снижению риска, либо их
льготное кредитование).
Механизмы платы за риск
Рассмотрим линейный механизм платы за риск.
S = lx = l(1 - y).
В этом случае при проведении мероприятий, обеспечивающих
уровень безопасности y, предприятие получает эффект
(материальную прибыль) в размере
80
f(y) = l(y - y0 ) - j(y - yo ),
где yo(xo) – существующий уровень безопасности (риска).
Зададимся вопросом, какой уровень безопасности (риска)
экономически выгоден для предприятия?
Предположим сначала, что в силу ограниченности собственных
средств, предприятие берет кредит по процентной ставке а. В этом
случае оптимальный уровень безопасности определяется из условия
максимума следующей величины
l(y-yo ) – (1 + a)´j(y - yo).
Если мероприятия по повышению уровня безопасности
проводятся на собственные средства, то оптимальный уровень
безопасности определяется из того же условия, где a –
маржинальная рентабельность мероприятий по повышению
экономической эффективности производства.
Этот вывод достаточно прозрачен. Предприятие будет
повышать уровень безопасности до тех пор, пока это будет давать
экономический эффект (в виде снижения платы за риск) не
меньший, чем мероприятия по повышению эффективности
производства.
В дальнейшем для упрощения записи примем начальный
уровень безопасности yo=0, а функцию (1 + a)´j(y) будем
обозначать как j(y).
Механизмы ограничения риска (квот)
В этой группе механизмов устанавливаются определенные
нормы, нормативы, квоты, определяющие требование к уровню
безопасности, нарушение которых ведет к экономическим санкциям
(от штрафов до остановки производства, запрещения строительства
и т.д). Соответствующие стандарты касаются, в первую очередь,
81
применяемых технологий производства (строительства),
организационно-технических мер по обеспечению безопасности
производства. Нормы и нормативы ограничивают, как правило,
предельно допустимые концентрации, выбросы или сбросы.
Обозначим w – установленную квоту на уровень безопасности
производства. В простейшем случае функция штрафов за
нарушение квоты имеет вид
î í ì
£
³
=
(w- y), если y w
, если y w
(y,w)
a
c
0
Основной проблемой при проектировании механизмов квот
является определение самих квот. Для корректировки
установленных квот весьма эффективным является механизм
торговли квотами. Рассмотрим его на простом примере.
Механизмы налогообложения
Механизмы налогообложения относятся к группе механизмов
стимулирования. Стимулирующее действие механизмов
налогообложения достигается за счет того, что налоговая ставка на
прибыль уменьшается с ростом уровня безопасности, например, по
линейному закону
m(y) = mo - by.
Обозначим через По прибыль предприятия без учета затрат на
рост уровня безопасности. Тогда остаточная или чистая прибыль
(прибыль за вычетом налогов) будет равна
f(y) = (1 - mo + by) [По - j(y)].
Заметим, что стимулирование роста уровня безопасности с
помощью налоговых механизмов на практике может оказаться
82
достаточно сложной задачей, поскольку требует изменения
налогового законодательства.
Механизмы страхования
Стимулирующее действие механизмов страхования связано с
тем, что премия s(x) страховщика (страховой взнос страхователя)
ставится в зависимость от от уровня риска (безопасности). В
линейном случае
s(x) = lx = l(1-y).
Сравнивая с механизмом платы за риск, легко видеть, что по
типу стимулирующего воздействия механизм страхования
эквивалентен механизму платы за риск.
Механизмы распределения централизованных фондов
Механизмы распределения фондов (бюджетных и
внебюджетных) относятся к группе механизмов стимулирования,
поскольку предприятия получают средства из фондов либо на
безвозмездной основе, либо на условиях частичного возврата, либо
льготного кредитования.
Выделим четыре типа механизмов распределения фондов.
Механизм стимулирования снижения риска. Предприятие
получает из фонда средства в зависимости от планируемого в
рассматриваемом периоде уровня безопасности. В линейном случае
величина Si получаемых предприятием средств
прямопропорциональна планируемому уровню yi, то есть
Si = lyi.
Величина норматива l определяется из условия достижения
требуемого уровня региональной безопасности, либо из условия
83
ограниченности величины фонда. Величину требуемых для
стимулирования средств можно уменьшить, если ввести норму di
Si = l(yi - di ).
В данном случае при yi < di предприятие платит в фонд (плата
за риск), а при yi > di – получает средства из фонда.
В частности, если взять
Y
n
i
i = å
=1
d ,
где Y – требуемый уровень региональной безопасности, то
величина фонда может быть равна 0.
Действительно, в этом случае сумма средств, выплачиваемых
предприятиям за превышение нормы di в точности равна сумме
штрафов, которые платят предприятия, не достигшие этой нормы.
Такой механизм занимает промежуточное положение между
механизмами ответственности за риск и механизмами
стимулирования снижения риска.
Механизм компенсации затрат на снижение риска.
Предприятия представляют в фонд информацию о затратах
~ (y )
i i j , требуемых для обеспечения уровня безопасности i y ~
. В
фонде решается задача минимизации средств на компенсацию
Ф ~ (yi )
n
i
i å
=
=
1
j
.
при условии обеспечения требуемой величины уровня
региональной безопасности
y Y
n
i
i ³ å
=1 .
84
Если величина фонда ограничена, то Центр решает задачу
максимизации уровня региональной безопасности при условии
ограниченности средств фонда
å=
£
n
i
i i ~ (y ) Ф
1
a j ,
Особый вид механизмов компенсации затрат представляют
конкурсные механизмы. Предприятия представляют в фонд
проекты повышения уровня безопасности до некоторой величины yi
с оценкой требуемых для этого средств si . В фонде, на основе
конкурсного отбора, определяется множество победителей
конкурса, которые и получают требуемые средства.
3.2. Оценка эффективности
экономических механизмов
В зависимости от рассматриваемой ситуации и применяемой
системы экономических механизмов оценка их эффективности
может проводиться по различным критериям. Так, если
применяются механизмы платы за риск, то критерием оценки
служит суммарная величина затрат предприятий при условии
обеспечения требуемого уровня безопасности (эта величина
характеризует дополнительную нагрузку на предприятия на
обеспечение безопасности производства).
В механизме квот основным критерием эффективности
является оптимальность установления квот с позиций суммарных
затрат предприятий на обеспечение требуемого уровня
регионального риска. Наконец, в механизмах стимулирования
эффективность определяется либо по величине выплат из Фонда на
85
обеспечение требуемого уровня регионального риска (чем меньше,
тем лучше), либо по величине уровня региональной безопасности,
который достигается при ограниченной величине средств Фонда
(чем больше, тем лучше). Исходя из этих соображений оценим
эффективность различных механизмов, описанных выше.
3.3. Линейный механизм платы за риск
Примем, что функции затрат предприятий известны органу
управления (Центру) с точностью до некоторого параметра ri, то
есть ji (yi ) = ji (yi, ri). Относительно ri Центру известен только
отрезок его возможных значений ri Î [di, wi ], i = 1,...,n. На этапе
выбора параметров механизма платы за риск каждое предприятие
сообщает Центру оценку si параметра ri . Получив эту информацию
Центр решает задачу назначения требуемого уровня безопасности yi
для каждого предприятия так, чтобы
y Y
n
i
i ³ å
=1
при условии, что при выбранном нормативе a каждому
предприятию устанавливается планируемый уровень безопасности
wi, минимизирующий сумму платы за риск и оценки затрат на
достижение уровня yi
l(1 - yi ) + ji(yi, si).
Далее будем предполагать, что функция ji является выпуклой,
возрастающей, непрерывно дифференцируемой функцией yi,
причем j¢ (yi, ri) = 0 для всех i = 1,..., n. В этом случае условия
минимума (3.2.2) можно записать в виде
j¢i (yi , si ) = l, i = 1,..., n.
86
Разрешая эти уравнения относительно wi , получим
yi = xi(l, si), i = 1,..., n.
Наконец, из уравнения
( , si ) Y
n
i
i = å
=
x l
1
.