ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 3
Так, еще И.И.Мечников выдвинул идею создания искусственных экологических систем как антагонистов существующих природных, естественных систем.
Выражение «закат существует для того, чтобы им любоваться» может быть принято и научным экологическим сознанием как антропоцентрический взгляд на систему, отражающий реальную связь в системе «человек-солнце-горизонт» в ее чувственной, эмоциональной репрезентации. То, что это не придуманный, а действительный пример, доказывает наличие в различных путеводителях для туристов указаний на места, где закат особенно красив, а поиск «зеленого луча» стал одной из увлекательных приманок. Каждый житель Еревана, встретив приезжего, посоветует ему на утренней заре полюбоваться снежной вершиной Арарата.
Одним из очень важных свойств научного экологического сознания является его активность, готовность к тем или иным действиям. Активность может характеризовать и обыденное экологическое сознание, но оно менее обосновано, базируется на случайно выбранных критериях или критериях, искусственно навязанных извне, и редко имеет план экологического поведения, предусматривающий спектр стратегий, возможность компромиссных, субоптимальных решений.
Активность научного экологического сознания обусловлена, помимо всего прочего, и тем, что поставленные этим сознанием проблемы не могут быть решены каким-либо индивидуальным усилием, и требуются коллективные организованные действия.
Это дает нам основание рассматривать современные экологические движения не только как социальное явление, но и как проявление коллективного и научного экологического сознания. На примере анализа этих движений попытаемся выявить некоторые особенности влияния социального заказа или неполноты информации об объективных законах природы на содержание этого сознания.
Как было показано в главе 3, экологические проблемы еще в глубокой древности приобретали социальную окраску, поскольку именно они определяли экономический уклад, образ жизни и судьбу популяции. В те или иные исторические периоды они маскировались под различным камуфляжем: в виде социальных, экономических, военно-политических или даже биологических проблем, как это было в период средневековых пандемий в Европе. Сейчас ни у кого не вызывает сомнений, что именно экология была побудительной причиной великих переселений народов. Однако в отчетливой, очевидной форме экологические проблемы вошли в общественное экологическое сознание лишь в начале XX в., когда частные, локальные проблемы взаимоотношения природы и общества превратились в национальные государственные проблемы.
Столкнувшись с фактом расхищения природных ресурсов, нерациональным землепользованием и т. п., общественное сознание поставило перед наукой вопрос о причинах этих явлений и возможных способах борьбы с ними или ликвидации нежелательных последствий.
Несмотря на большое число уже имеющихся теоретических работ (в России они связаны с именами Д.И.Менделеева, В.А.Докучаева и др.), общественное мнение выбрало два исходных положения, хотя уже тогда были некоторые сомнения в их абсолютной истинности. Этот выбор, вероятно, был сделан потому, что вытекающие из этих положений выводы доступны пониманию обыденного общественного сознания. Этими положениями были теория Мальтуса, устанавливающая зависимость численности населения от уровня ресурсов и характера потребления, прежде всего пищевого и энергетического, и некоторые представления о природе человека, заимствованные у З.Фрейда, а в последствии и у К. Юнга.
Во второй половине XX в. стало ясно, что человечество встретилось и с глобальными экологическими проблемами, имеющими антропогенное происхождение и связанными с научно-техническим прогрессом. Появились «мертвые» реки в Европе и «мертвые» Великие озера в США, мир столкнулся с глобальными последствиями наземных атмосферных испытаний ядерного оружия, резко возросла загазованность воздуха в мегаполисах, появились кислотные дожди. Как бы завершающим актом, знаменующим глобальное экологическое неблагополучие, явилась катастрофа в Чернобыле.
Весь комплекс изменений как регионального, так и глобального экологического равновесия вызвал озабоченность многих представителей общества, для которых стало ясно, что возникающая ситуация может при ее дальнейшем развитии привести к деградации и гибели всей биосферы, включая человечество. Это привело к появлению так называемых групповых убеждений, с одной стороны, ставших стимулом для развития научных работ в области экологии биосферы, а с другой - положивших начало формированию общественных движений и партий.
Наука, получившая социальный заказ, направила свои исследования на выявление причин, сформировавших такое критическое состояние природы, изучение механизмов действия различных факторов и их сочетаний, на разработку рекомендаций по устранению и предупреждению экологического бедствия.
Общественные движения в основу деятельности положили борьбу с социальными причинами, обуславливающими, по их мнению, экологическую катастрофу, причем эта борьба стала вестись на два фронта - против ряда направлений научно-технического прогресса, поддерживаемых государственными и межгосударственными структурами, и против такого общественного и индивидуального экологического сознания, в котором доминировали элементы неограниченного потребления, т. е. объектом воздействия является как общество, так и личность.
В общественных движениях можно выделить два направления. Первое опирается не столько на объективные, научные знания, сколько на чувства и эмоции, возникающие при ознакомлении с пагубным воздействием научно-технического прогресса. Они идут на некоторые обобщения через наглядно-образное мышление: вымазанные в нефти водоплавающие птицы при авариях танкеров, лишенные растительности эрозированные ландшафты, загрязненные сточными водами реки - все это способствует возникновению в сознании активного неприятия существующих экологических отношений и общества, поддерживающего эти отношения.
Представители этого направления не склонны идти на компромиссные решения. В их декларациях проявляется стремление несколько преувеличить отрицательные стороны того или иного промышленного проекта или действующего объекта и пренебрежение экологическими расчетами, в результате чего часто оказывается, что реализация предлагаемого ими пути решения той или иной экологической проблемы приводит к еще большему экологическому бедствию. Почти все известные случаи экстремизма в проводимых экологических акциях протеста были осуществлены представителями именно этого направления.
Второе направление базируется на строгом анализе социальных и экологических причин, вызвавших то или иное экологическое неблагополучие, и апеллирует не к эмоциям, а к рассудку людей. Для него характерно стремление к компромиссу, его представители борются не с научно-техническим прогрессом как явлением, а лишь с теми его направлениями, которые усугубляют нарушения экологического баланса в его не только материальном, но и духовно-эстетическом выражении.
Конечно, наличие людей с общими убеждениями по какой-либо проблеме, с единой так называемой субъективной перспективой еще не является поводом для формирования общественного движения, а тем более партии, для этого необходимо сочетание некоторых условий.
Многие авторы (D.Krach и R.S.Crutchfield, 1948, в последующем L.M.Kilian, 1964 и др.) выделили условия, необходимые для того, чтобы неформальные, иногда даже стихийно возникшие образования превратились в социальную организацию, в специфическую группировку. В эти условия входят наличие общей системы убеждений, которые могут рассматриваться в виде сложного переплетения личных или персональных убеждений, т. е. осознающихся человеком как созданные, сформулированные им самим на основе непосредственного опыта или анализа известных фактов, с общими, разделяемыми кем-то еще, убеждениями, которые принимаются субъектом за истинные.
Эти убеждения, принимаемые всей группой, становятся групповыми убеждениями как база, на основе которой и происходит объединение людей в какое-либо формальное социальное образование.
Система убеждений обязательно должна включать наличие признаков, разграничивающих людей на тех, кто примыкает к группе, и на тех, кто против нее. Наличие этих признаков обеспечивает второе условие организации - общие, разделяемые всей группой ценности, идеология, т. е. система взглядов на общественные и природные явления и процессы.
Следующее условие подразумевает наличие общих стремлений, сформулированных в виде четкой цели, которую ставят перед собой члены общественной структуры.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях