www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 3


Однако при способности машины к самопрограммированию ситуация осложняется не только тем, что расхождение решений может быть слишком велико, но и тем, что искусственный интеллект способен выработать решение и реализовать его значительно быстрее человека и необходимая, по мнению человека, коррекция будет безнадежно опаздывать. Разрешение такого конфликта в стандартных, прогнозируемых ситуациях будет происходить, вероятно, по типу «притирки», как это бывает при формировании человеческого коллектива, по пути взаимных уступок и выработки аксиоматических правил поведения.
Таким образом, можно предполагать, что теоретически допустимая возможность способности искусственного интеллекта к самореализации будет определяться заложенным при конструировании машины «смыслом жизни» в виде обеспечения потребности человека, а теоретическая опасность будет аналогична опасности, которая возникает, например, при патологическом процессе в мозжечке или в больших полушариях мозга, нарушающем необходимые условия их взаимодействия.
До тех пор пока сохранится именно это содержание смысла жизни, человечество может не опасаться появления внутренне враждебной расы думающих машин.
Может ли спонтанно появиться такая враждебность? Вероятно, может в результате каких-то случайных отклонений в механизме искусственного интеллекта, но развитию их будет противодействовать вся система, вся сеть структур с искусственным интеллектом, объединенная заложенным в нее принципом содействия человеку, человеческому обществу, подобно тому как в организме существует система защиты, отторжения случайных отклонений жизненных процессов.
Поясним этот тезис некоторыми соображениями, заимствованными из области эволюционной психологии, которые свидетельствуют о том, что понятие смысла жизни смогло появиться только там и тогда, когда мозг человека освободился от всепоглощающей постоянной заботы об обеспечении такой цели, как потребность в еде. Лишь эта свобода, возникшая с развитием скотоводства и земледелия, позволила сознанию поставить перед собой этот вопрос. Будет ли способен искусственный интеллект освободиться от проблем, для решения которых он, собственно, и создан?
Нам представляется, что в этом большую роль сыграли те особенности мозга, которые с позиций концепции искусственного интеллекта должны трактоваться как недостатки. Во-первых, это соотношение времени происходящих в природе процессов, с которыми взаимодействует человек, с временем процессов мышления, позволившим в большинстве случаев обеспечить и своевременность реакции и одновременно быть достаточно медленным, чтобы можно было внести коррекции в процесс решения и его реализации. Быстродействие типа десятков или сотен миллиардов операций в секунду требуется для решения чисто человеческих задач, для обеспечения интересов человека, но нужно ли оно для интересов машины? Во-вторых, это пока еще не очень ясная для познания, но, несомненно, существующая особенность мозга человека спонтанно переключаться с одной цели на другую, не имеющую под собой видимой причины. В отечественной физиологии подробно изучен вероятный механизм этого явления - торможение, позволившее И.М.Сеченову создать стройную систему подхода к психике человека. Вероятно, способность человека к алогичности мышления является мощнейшим фактором развития интеллекта, которая по определению исключается при создании искусственного интеллекта.
Поэтому можно считать, что опасность «бунта» искусственного интеллекта против человека в значительной мере преувеличена. Однако в связи с появлением искусственного интеллекта существует действительная реальная опасность для человечества, которую можно обозначить как «проблемная нищета». Дело в том, что основная тенденция, преобладающая сейчас в робототехнике, это облегчение выполнения некоторых человеческих функций, особенно связанных с репродуктивными операциями, что приводит к устранению из жизни человека не только ряда проблем, но и к необходимости в самом определении проблемы и путей ее решения. Таким образом, человеческий интеллект лишается своей главной функции - видеть проблему и находить ее решение, принципиально отличное от тех, которые уже известны. Прогресс заключается в том, что поиск идет не по пути усложнения решений, а по пути решений, связанных с принципиально иным взглядом на проблему, или обнаружения проблемы там, где она явно не просматривалась с позиции уже известных данных.
Для реализации этого человеческий интеллект имеет четыре важнейших свойства: 1) возможность осуществлять постоянный (на уровне подсознания) поиск проблем, опираясь на случайные явления, с последующим превращением его не только в направленный поиск закономерности в случайном, но и случайного в закономерном; 2) возможность отказа от всей структуры имеющихся знаний и построения новой гипотетической структуры, основываясь на абсурдных с точки зрения старых знаний базовых положениях; 3) (близкое ко второму) возможность смены логик в процессе поиска и решения проблемы; 4) допущение тактического проигрыша во имя стратегической победы.
Искусственный интеллект, освобождая человека от решения очевидных проблем по известным канонам, ликвидирует как бы ту учебную базу, на которой формируется интеллект человека, и делает его послушным исполнителем навязываемых решений, т. е. освобождает от определенной доли ранее необходимых знаний и тем самым препятствует прогрессу, поскольку отказ от старых знаний предполагает наличие таких знаний. Для прогресса важен не только результат, но и знание путей, используемых для получения именно такого результата.
С этим явлением мы сталкиваемся уже сейчас. Особенно нагляден пример с использованием калькуляторов, что привело к появлению большого числа людей, не знающих элементарных правил деления и умножения.
Вероятно, это и есть та «леность ума», о которой писали многие известные исследователи.
Таким образом, можно прийти к выводу, что опасность существования среды, обладающей искусственным интеллектом, исходит не от самого искусственного интеллекта с его отличными от человека постоянными «жизненными» потребностям, а заключена в самом человеке.
Помимо пассивной опасности, о которой мы только что говорили, существует и другая, не менее грозная - это опасность создания искусственного интеллекта, сформированного на основе потребности разрушения человека, сообщества людей и обеспечивающей их существование инфраструктуры, т. е. искусственного интеллекта как боевого оружия. Конечно, теоретически противодействующая сторона может создать оружие защиты и контрнападения, но это лишь ускорит гибель человечества. Однако эта проблема выходит за рамки экологического сознания и является предметом коллективного социального сознания.
Рассматривая проблему искусственного интеллекта как составного элемента экологии, мы исходим из крайнего допущения о возможности моделирования всех без исключения психических процессов и психологических категорий, хотя на самом деле такое допущение вызывает сомнения. Вряд ли искусственный интеллект способен сам выработать критерий красоты, свободный от рационализма.
Мы постарались в этой книге затронуть большинство из известных нам сторон экологического сознания. Как, вероятно, заметил читатель, сложность подачи материала в разных главах неодинакова, однако это лишь отражает степень развития проблемы. По некоторым вопросам мы выдвигали нашу, субъективную позицию, хотя и старались в какой-то мере отразить взгляды других ученых.
Надеемся, что прочтение нашей книги не только даст читателю исходные знания по проблемам экологического сознания, но и поможет ему сформировать свою позицию, свою систему взглядов, возможно и отличающуюся от взглядов авторов, но поднимающую знания на новый, более совершенный уровень.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерная программа учебного курса
«Экологическое сознание»
Объем курса - 30 учебных часов: лекции - 18 часов; семинары - 4 часа;
практические занятия - 8 часов.
Лекция 1. Определение понятия \"экологическое сознание\". Понятийный аппарат экологического сознания. Экологическое сознание и мировоззрение. Исторические корни экологического сознания. Эволюция экологического сознания (2 часа).
Лекция 2. Концепция права, морали и этики в экологическом сознании. Влияние вида цивилизации и менталитета нации на содержание экологического сознания. Роль кросскультурных взаимоотношений. Антропоморфизм и антропоцентризм экологического сознания (2 часа).
Лекция 3. Роль биологического и социального в экологическом сознании. Потребности и особенности их появления и развития.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях