ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 3
Картина меняется, когда экстремальность фактора такова, что вызывает реакцию тревоги средней степени. Наиболее выраженной чертой этой реакции является однозначность наблюдаемых сдвигов; практически по всем исследуемым показателям можно отметить их ухудшение, лишь немногие из них сохраняют прежние значения. При этом изменяются довольно устойчивые функции, например такие, как экспозиционная острота зрения, границы слепого пятна (Колбанов, Медведев, 1975).
Существенные изменения претерпевают характеристики памяти. Многие авторы (Хилова, 1971; Зинченко, 1961) считали характерным для этого состояния симптомом сужение объема всех видов памяти, понижение надежности памяти. Иногда наблюдались явления «выпадения» целых участков долговременной памяти. Значительны были нарушения внимания, особенно его концентрации, снижалась и его устойчивость. Так, в выраженных случаях выполнение известного теста отыскания чисел в красно-черной таблице становится практически невозможным.
Нарушение внимания и памяти приводит к ошибкам и в трудовой деятельности человека. Ошибки учащаются, нарушается сознательный контроль за ними, что ведет к появлению при стереотипной деятельности «пачек» ошибок - ошибок, следующих одна за другой после появления первой ошибки. Нарушаются даже несложные высокоавтоматизированные, т. е. ставшие рутинными, действия. Об этом свидетельствует анализ причин производственных травм. Как правило, в подавляющем большинстве эти травмы даже у очень квалифицированных работников возникают при состоянии тревоги средней степени, причем потерпевшие обычно объясняют причину травмы словами «испугался», «зазевался», «растерялся».
Изменяется структура ассоциативных связей, они значительно упрощаются, практически исчезают причинные ассоциации. Одним из характерных признаков является нарушение чувства времени. Как правило, субъективный отсчет времени идет в сторону его переоценки (по образному выражению, «минуты кажутся часами»), хотя возможна и обратная ситуация. Довольно часто наблюдается своеобразная картина диссоциации временного восприятия, когда короткие интервалы 0,1-3 с недооцениваются, а более длительные, особенно минутные, переоцениваются.
Значительно меняется структура трансформирующих операций, как репродуктивных, так и продуктивных. Среди репродуктивных операций наибольшие изменения наблюдаются в протекании груп-пировочных и комплексных операций, в меньшей мере - счетных. Группировки по неполному сходству, особенно по неявным признакам, вообще оказываются невыполнимыми. Резко затруднена также группировка по причинным признакам.
Операции классификации по заданному признаку выполняются с трудом, иногда появляется замена заданного признака другим, случайно выбранным признаком.
Счетные операции относительно устойчивы, особенно элементарные. Однако частота ошибок резко возрастает при усложнении счетного задания. Есть основания полагать, что причиной этого является резкое уменьшение объема оперативной памяти, так как письменный счет оказывается более устойчивым по сравнению с устным.
Нарушения продуктивных операций при реакции тревоги средней степени неоднозначны, и на их протекании в большой мере отражается связь этих операций со структурой основной деятельности, которую должен выполнять человек, подвергающийся действию экстремальных факторов. При этом может наблюдаться резкое ухудшение более простых операций с полной сохранностью более сложных, но возможна и обратная картина.
Операции комбинаторики, т. е. нахождения общих и различительных признаков, изменяются, как правило, качественно: вместо одного признака производится сериация по нескольким, наблюдается подмена одного признака другим. Более резкие нарушения наблюдаются в таких классах продуктивных операций, как формирование понятий, суждений и их преобразования.
Эти изменения хорошо описаны в ряде работ Н.Д.Заваловой (1968, 1969), в которых показано, что ошибочное поведение связано с резким ухудшением операций умозаключения, особенно правдоподобных дедуктивных операций.
Эвристические операции обычно исчезают и подменяются выполнением шаблонных стереотипных операций.
Описанные выше изменения психологических процессов лежат в основе изменения ряда поведенческих, особенно профессиональных, реакций. Прежде всего при исследовании поведения обращает на себя внимание изменение временных характеристик деятельности: темп ее выполнения резко замедляется, причем иногда наблюдается чередование лихорадочной, бурной деятельности и периодов почти полной бездеятельности или даже остановки работы.
Одной из особенностей реакции тревоги средней степени является, как об этом уже говорилось, сниженный контроль за ошибочной деятельностью: человек настойчиво повторяет одно и то же ошибочное действие, несмотря на явную его неправильность. Иногда эти действия обусловлены выпадением из памяти какого-то элемента требуемой последовательности действий, операций или являются следствием неправильной оценки обстановки. В некоторых случаях наблюдаются элементы, заимствованные из арсенала какой-либо другой деятельности, не имеющей отношения к необходимой в данный момент.
Затруднена переключаемость реакций, и, как правило, осуществляются шаблонные, стереотипные действия, запущенные до момента наступления реакции тревоги. В подтверждение сказанного можно привести следующий пример. При значительно выраженной реакции тревоги, вызванной у оператора выходом из строя в самый ответственный момент деятельности линии телефонной связи, оператор продолжал в течение нескольких минут говорить по телефону, зная, что он неисправен, причем продолжал это делать даже после того, как окружающие указали ему на необходимость перейти на другой вид связи.
Одним из наиболее существенных признаков является изменение мотивов деятельности, где на первый план выходят мотивы страха, ухода из экстремальной обстановки. Доминантным становится какой-либо один из множества мотивов. Появляется резко выраженное эмоциональное напряжение, которое легко определяется по вегетативным признакам, мимике, речи и движениям человека.
В целом, описывая картину изменений психических реакций, формирующих состояние тревоги средней степени, можно ее характеризовать как выраженный психологический стресс, психологическую напряженность с выраженным фрустрационным синдромом (Бодров, 1997). В зависимости от особенностей организма, его адаптоспособности и выраженности экстремального фактора состояние тревоги средней степени может перейти или в адекватную форму ответа, или в состояние тревоги крайней степени.
Мы выделяем две формы тревоги крайней степени - пассивную и активную, однако для той и другой существенными являются выраженная утрата сознательного контроля над поведенческой деятельностью, помрачение сознания.
При пассивной форме реакции наступает своеобразное оцепенение, прекращение активной формы деятельности. Рабочие движения могут и продолжаться, но они теряют свой осмысленный, целенаправленный характер, становятся вялыми, однообразными и не связанными ни с профессиональной деятельностью, ни с попыткой ухода от экстремального фактора. Наступает почти полное блокирование сенсорной сферы, поступающая информация не воспринимается, человек зачастую не понимает обращаемой к нему речи, а восприняв ее, или не отвечает, или отвечает неадекватно. Полностью отсутствует всякая форма противодействия экстремальному фактору, даже в виде попытки ухода от него. При ретроспективном анализе обычно обнаруживается полная или частичная амнезия, говорящая о помрачении сознания. Интересно, что иногда в памяти людей, переживших такое состояние, фиксируются незначительные, несущественные детали ситуации, однако наиболее важные моменты, в том числе и характер собственных действий и переживаний, как правило, выпадают из сознания. Вероятно, можно говорить об активном вытеснении из сознания неблагоприятных элементов экстремальной ситуации. Пассивная форма реакции тревоги крайней степени очень достоверно показана Л.Н.Толстым в рассказе «Хозяин и работник», в котором он описывает замерзание героя.
Известна также форма пассивной реакции, для которой характерно отсутствие волевого контроля. При этой форме сохраняется восприятие действительности, человек понимает серьезность ситуации, даже находит правильные пути выхода из нее, но парализованная воля не дает ему возможности осуществить эти действия. Как говорит один из героев И.А-Гончарова, «все знаю, все понимаю, но силы и воли нет».
Классическим примером активной формы реакции тревоги крайней степени является состояние паники, уже описанное нами.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях