Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях
Отделение: командир отделения, 4 пожарных, шофер; пожарная автомашина.
Аварийно-техническая группа в составе четырех звеньев: командир группы. Звено газовых сетей: командир (слесарь), газосварщик, специалист по газу, шофер; специальная автомашина, газосварочный аппарат. Звено теплосетей: командир (слесарь-водопроводчик), шофер, слесарь-водопроводчик, 2 газосварщика, экскаваторщик; экскаватор, специальная автомашина, газосварочный аппарат, электрический насос. Электротехническое звено: командир-электромеханик, 2 электрика, 2 шофера; 2 силовые электростанции, специальная автомашина, автовышка. Звено водопроводное и канализации: командир (слесарь-водопроводчик), 2 слесаря-сантехника, сварщик, шофер; специальная автомашина, электрический насос, мотопомпа, газосварочный аппарат.
Группа механизации работ в составе: компрессорное, бульдозерное, крановое, экскаваторное звено и звено газорезки.
Рис. 10.2. Рабочая карта командира СвК
Общие положения
При прогнозировании последствий аварий с АХОВ используют методы моделирования этих процессов. Выход СУГ может быть непрерывным (лужи или ручьи пролитой жидкости, образование ГВС), внезапным из-за механического разрушения емкости, внезапным из-за перегрева емкости. При этом наблюдаются следующие виды пожаров:
горение веществ в виде факелов (при выбросе под давлением паров, газов, раскаленных жидкостей);
горение жидкости, разлившейся или в открытой емкости;
горение струи движущейся жидкости;
взрыв ПрВС, ГВС (с образованием огненного шара, диффузионного горения).
Прибыв на место аварии, руководитель пожаротушения устанавливает:
количество, наименование и токсичность АХОВ в горящем и соседних резервуарах, их заполненность;
состояние водоисточников и условия забора воды;
вероятность растекания АХОВ, необходимые меры, которые следует предпринять, чтобы этого не допустить;
характер разрушения резервуаров, места подачи пены, места размещения пенных стволов с учетом направления ветра;
достаточность имеющихся сил и инженерной техники;
состояние коммуникаций и запорных устройств;
возможность охлаждения резервуаров и герметизации их горловин под прикрытием водяной завесы;
возможность экранирования зоны горения слоем пены;
необходимые меры безопасности (применение изолирующих приборов, защитной одежды, оцепление опасной зоны).
В трубопроводе присутствует смесь продуктов попутных нефтяных газов, пропана (СН3СН2СН3) и бутана (СН3СН2СН2СН3). При взрыве ТВС (особенно боеприпаса объемного взрыва) образовавшаяся УВВ способна вызвать у людей такие поражения, как воздушная эмболия кровеносных сосудов (закупорка их пузырьками воздуха), контузия головного мозга, множественные внутренние кровотечения из-за разрыва соединительных тканей внутренних органов (печени, селезенки), пневмоторакс (проникновение воздуха в плевральную полость приводит к полному выключению легких из процесса дыхания), «вылезание» глазных яблок из орбит и разрыв барабанных перепонок.
Пример выполнения задания (вариант 4)
Исходные данные. Вследствие отвлекающего шума из-за аварии на продуктопроводе машинист грузового поезда не заметил стоящего на перегоне грузового состава. В результате произошло столкновение грузовых поездов 20 мая в 19.31. При этом нарушилась целостность одной цистерны СУГ с образованием отверстия 30х8 см. Через пробоину началось интенсивное истечение жидкого пропана, находящегося под давлением 10 атм В непосредственном контакте со струёй газа оказался корпус соседней цистерны, приподнятый в результате столкновения. Через 1...2 мин после столкновения произошла вспышка сжиженного газа. В районе аварии железнодорожное полотно пересекает ЛЭП, провода которой остались целыми (не оборвались и не касаются земли), то есть имеется опасность пробоя высокого напряжения на землю через ионизированную среду пламени, резко уменьшающую электрическое сопротивление между проводами и землей. (Обесточивание ЛЭП не всегда выполняется! Особенно если объект не допускает перерыва в подаче электроэнергии).
Диспетчером центрального пункта пожарной связи в 19.33 выслано 8 подразделений (18 единиц техники) по повышенному вызову № 2. Прибыв к месту пожара, руководитель тушения пожара установил, что горят вагоны грузового состава, тепловоз, из поврежденной цистерны со сжиженным пропаном выбивается мощная струя горящего газа, создавая угрозу взрыва других цистерн. Площадь пожара достигла 400 м2. Оценив обстановку, руководитель тушения пожара направил одно отделение на автоцистерне для орошения факела горящего газа и охлаждения цистерны, чтобы не допустить взрыва, объявил вызов «Пожар № З» и поставил задачи подразделениям.
В 19.48 произошел взрыв паров пропана с образованием обширной зоны поражения и большой тепловой радиацией, от которой пострадало (ожоги разной степени) 19 бойцов и до 200 человек из числа пассажиров остановленного на безопасном расстоянии от места аварии электропоезда, наблюдавших за пожаром и не покинувших опасную зону по требованию должностных лиц, загорелось 2 автомобиля. Несколько водителей и бойцов было сбито ударной волной. На месте пожара погибли командир отделения пожарной части и машинист локомотива. Большой огненный шар взметнулся над местом взрыва. Разлетевшимися металлическими обломками было повреждено оборудование. Под воздействием огненного шара очаги горения наблюдались в радиусе до 200 м (на площади до 2500 м2). Оставшиеся в строю пожарные организовали спасение людей.
В 19.50 прибыл начальник отдела управления пожарной охраны. Он принял на себя обязанности руководителя тушения пожара, объявил сбор всего личного состава гарнизона, ввод резервной техники (всего задействовано: 201 боец, 39 пожарных автомобилей, 3 пожарных поезда, было подано 34 ствола) и поставил задачи подразделениям (охлаждение цистерн, тушение вагонов, отдельных очагов пожара, эвакуация пострадавших). К 21.00 была закончена перегруппировка сил, налажена бесперебойная подача воды, работа 22 стволов «А» и 12 стволов «Б», выставлено оцепление. Принятыми мерами удалось предотвратить взрыв цистерны с соляной кислотой и четырех цистерн с СУГ. В 22.23 последняя из них была отбуксирована в безопасное место. К 22.40 пожар был локализован, а к 23.55 ликвидирован.
Причина пожара. Пропан в нормальных условиях интенсивно испаряется, что приводит к образованию ГВС, с температурой воспламенения 466°С и температурой горения 1967°С. Для его воспламенения требуется посторонний источник (выхлопной коллектор тепловоза). При воспламенении вытекающего продукта пламя со скоростью 0,5...0,7 м/с распространяется по зоне загазованности.
Причина взрыва. На цистерну с пропаном воздействовала газовая струя, истекающая из поврежденной цистерны, в виде горящего факела, направленного на корпус неповрежденной цистерны. Температура в факеле порядка 1900°С. Воздействие факела снизило прочность корпуса цистерны и привело к резкому увеличению давления газа внутри ее. Произошла пластическая деформация корпуса, а затем его разрушение и взрыв.
Причиной пожара и взрыва на железнодорожном перегоне была авария на нефтепроводе d = 1020 мм, заглубленном на 1,9 м и работающем под давлением 50 атм Произошел разрыв сварного шва 20 мая в 19.23. По трубопроводу транспортировалась смесь нефтепродуктов. Средний расход составлял 300 т/ч. Произошла утечка жидкой фазы нефтепродуктов через разрыв длиной 1987 мм вдоль трубы при ширине разрыва 1060 мм, их испарение (объем увеличился в 400 раз) и образование облака ТВС объемом примерно 2200 м3, а также вылив на поверхность до 16 т нефтепродуктов. Ветер восточный, азимут 110°, скорость ветра 9 м/с. Общая площадь загрязнения около 342 га, из них 98 га выведено из севооборота почти на 2 года.
Первый этап развития событий - возникновение аварии и разлив нефти (20 мая 19.25-21.00): разрыв трубопровода, фиксация аварии, автоматическое отключение аварийного участка из-за снижения давления, растекание нефти, начало работы аварийных бригад. Падение давления в трубопроводе было зафиксировано оператором насосно-перекачивающей станции в 19.27. Отключение аварийного участка произошло автоматически. Начальник насосно-перекачивающей станции выслал к месту аварии ремонтную бригаду (400 чел., 17 единиц инженерной техники, 13 самосвалов, 15 пожарных машин). На помощь были привлечены 3 ремонтных аварийных бригады, пожарная часть нефтепровода, подразделение пожарной части города Н., а после 21.00 - службы ГОЧС (охраны общественного порядка, оповещения и связи, торговли и питания, территориальная СвК), рабочие стройтреста, нефтеперерабатывающего завода и завода тяжелого машиностроения.
Аварийно-техническая группа в составе четырех звеньев: командир группы. Звено газовых сетей: командир (слесарь), газосварщик, специалист по газу, шофер; специальная автомашина, газосварочный аппарат. Звено теплосетей: командир (слесарь-водопроводчик), шофер, слесарь-водопроводчик, 2 газосварщика, экскаваторщик; экскаватор, специальная автомашина, газосварочный аппарат, электрический насос. Электротехническое звено: командир-электромеханик, 2 электрика, 2 шофера; 2 силовые электростанции, специальная автомашина, автовышка. Звено водопроводное и канализации: командир (слесарь-водопроводчик), 2 слесаря-сантехника, сварщик, шофер; специальная автомашина, электрический насос, мотопомпа, газосварочный аппарат.
Группа механизации работ в составе: компрессорное, бульдозерное, крановое, экскаваторное звено и звено газорезки.
Рис. 10.2. Рабочая карта командира СвК
Общие положения
При прогнозировании последствий аварий с АХОВ используют методы моделирования этих процессов. Выход СУГ может быть непрерывным (лужи или ручьи пролитой жидкости, образование ГВС), внезапным из-за механического разрушения емкости, внезапным из-за перегрева емкости. При этом наблюдаются следующие виды пожаров:
горение веществ в виде факелов (при выбросе под давлением паров, газов, раскаленных жидкостей);
горение жидкости, разлившейся или в открытой емкости;
горение струи движущейся жидкости;
взрыв ПрВС, ГВС (с образованием огненного шара, диффузионного горения).
Прибыв на место аварии, руководитель пожаротушения устанавливает:
количество, наименование и токсичность АХОВ в горящем и соседних резервуарах, их заполненность;
состояние водоисточников и условия забора воды;
вероятность растекания АХОВ, необходимые меры, которые следует предпринять, чтобы этого не допустить;
характер разрушения резервуаров, места подачи пены, места размещения пенных стволов с учетом направления ветра;
достаточность имеющихся сил и инженерной техники;
состояние коммуникаций и запорных устройств;
возможность охлаждения резервуаров и герметизации их горловин под прикрытием водяной завесы;
возможность экранирования зоны горения слоем пены;
необходимые меры безопасности (применение изолирующих приборов, защитной одежды, оцепление опасной зоны).
В трубопроводе присутствует смесь продуктов попутных нефтяных газов, пропана (СН3СН2СН3) и бутана (СН3СН2СН2СН3). При взрыве ТВС (особенно боеприпаса объемного взрыва) образовавшаяся УВВ способна вызвать у людей такие поражения, как воздушная эмболия кровеносных сосудов (закупорка их пузырьками воздуха), контузия головного мозга, множественные внутренние кровотечения из-за разрыва соединительных тканей внутренних органов (печени, селезенки), пневмоторакс (проникновение воздуха в плевральную полость приводит к полному выключению легких из процесса дыхания), «вылезание» глазных яблок из орбит и разрыв барабанных перепонок.
Пример выполнения задания (вариант 4)
Исходные данные. Вследствие отвлекающего шума из-за аварии на продуктопроводе машинист грузового поезда не заметил стоящего на перегоне грузового состава. В результате произошло столкновение грузовых поездов 20 мая в 19.31. При этом нарушилась целостность одной цистерны СУГ с образованием отверстия 30х8 см. Через пробоину началось интенсивное истечение жидкого пропана, находящегося под давлением 10 атм В непосредственном контакте со струёй газа оказался корпус соседней цистерны, приподнятый в результате столкновения. Через 1...2 мин после столкновения произошла вспышка сжиженного газа. В районе аварии железнодорожное полотно пересекает ЛЭП, провода которой остались целыми (не оборвались и не касаются земли), то есть имеется опасность пробоя высокого напряжения на землю через ионизированную среду пламени, резко уменьшающую электрическое сопротивление между проводами и землей. (Обесточивание ЛЭП не всегда выполняется! Особенно если объект не допускает перерыва в подаче электроэнергии).
Диспетчером центрального пункта пожарной связи в 19.33 выслано 8 подразделений (18 единиц техники) по повышенному вызову № 2. Прибыв к месту пожара, руководитель тушения пожара установил, что горят вагоны грузового состава, тепловоз, из поврежденной цистерны со сжиженным пропаном выбивается мощная струя горящего газа, создавая угрозу взрыва других цистерн. Площадь пожара достигла 400 м2. Оценив обстановку, руководитель тушения пожара направил одно отделение на автоцистерне для орошения факела горящего газа и охлаждения цистерны, чтобы не допустить взрыва, объявил вызов «Пожар № З» и поставил задачи подразделениям.
В 19.48 произошел взрыв паров пропана с образованием обширной зоны поражения и большой тепловой радиацией, от которой пострадало (ожоги разной степени) 19 бойцов и до 200 человек из числа пассажиров остановленного на безопасном расстоянии от места аварии электропоезда, наблюдавших за пожаром и не покинувших опасную зону по требованию должностных лиц, загорелось 2 автомобиля. Несколько водителей и бойцов было сбито ударной волной. На месте пожара погибли командир отделения пожарной части и машинист локомотива. Большой огненный шар взметнулся над местом взрыва. Разлетевшимися металлическими обломками было повреждено оборудование. Под воздействием огненного шара очаги горения наблюдались в радиусе до 200 м (на площади до 2500 м2). Оставшиеся в строю пожарные организовали спасение людей.
В 19.50 прибыл начальник отдела управления пожарной охраны. Он принял на себя обязанности руководителя тушения пожара, объявил сбор всего личного состава гарнизона, ввод резервной техники (всего задействовано: 201 боец, 39 пожарных автомобилей, 3 пожарных поезда, было подано 34 ствола) и поставил задачи подразделениям (охлаждение цистерн, тушение вагонов, отдельных очагов пожара, эвакуация пострадавших). К 21.00 была закончена перегруппировка сил, налажена бесперебойная подача воды, работа 22 стволов «А» и 12 стволов «Б», выставлено оцепление. Принятыми мерами удалось предотвратить взрыв цистерны с соляной кислотой и четырех цистерн с СУГ. В 22.23 последняя из них была отбуксирована в безопасное место. К 22.40 пожар был локализован, а к 23.55 ликвидирован.
Причина пожара. Пропан в нормальных условиях интенсивно испаряется, что приводит к образованию ГВС, с температурой воспламенения 466°С и температурой горения 1967°С. Для его воспламенения требуется посторонний источник (выхлопной коллектор тепловоза). При воспламенении вытекающего продукта пламя со скоростью 0,5...0,7 м/с распространяется по зоне загазованности.
Причина взрыва. На цистерну с пропаном воздействовала газовая струя, истекающая из поврежденной цистерны, в виде горящего факела, направленного на корпус неповрежденной цистерны. Температура в факеле порядка 1900°С. Воздействие факела снизило прочность корпуса цистерны и привело к резкому увеличению давления газа внутри ее. Произошла пластическая деформация корпуса, а затем его разрушение и взрыв.
Причиной пожара и взрыва на железнодорожном перегоне была авария на нефтепроводе d = 1020 мм, заглубленном на 1,9 м и работающем под давлением 50 атм Произошел разрыв сварного шва 20 мая в 19.23. По трубопроводу транспортировалась смесь нефтепродуктов. Средний расход составлял 300 т/ч. Произошла утечка жидкой фазы нефтепродуктов через разрыв длиной 1987 мм вдоль трубы при ширине разрыва 1060 мм, их испарение (объем увеличился в 400 раз) и образование облака ТВС объемом примерно 2200 м3, а также вылив на поверхность до 16 т нефтепродуктов. Ветер восточный, азимут 110°, скорость ветра 9 м/с. Общая площадь загрязнения около 342 га, из них 98 га выведено из севооборота почти на 2 года.
Первый этап развития событий - возникновение аварии и разлив нефти (20 мая 19.25-21.00): разрыв трубопровода, фиксация аварии, автоматическое отключение аварийного участка из-за снижения давления, растекание нефти, начало работы аварийных бригад. Падение давления в трубопроводе было зафиксировано оператором насосно-перекачивающей станции в 19.27. Отключение аварийного участка произошло автоматически. Начальник насосно-перекачивающей станции выслал к месту аварии ремонтную бригаду (400 чел., 17 единиц инженерной техники, 13 самосвалов, 15 пожарных машин). На помощь были привлечены 3 ремонтных аварийных бригады, пожарная часть нефтепровода, подразделение пожарной части города Н., а после 21.00 - службы ГОЧС (охраны общественного порядка, оповещения и связи, торговли и питания, территориальная СвК), рабочие стройтреста, нефтеперерабатывающего завода и завода тяжелого машиностроения.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях