Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях
аселения и территорий при ЧС;
подготовка населения к действиям в условиях ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических, а также экологических последствий ЧС;
создание резервных финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и их последствий;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий при ЧС;
ликвидация или локализация последствий чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС и непосредственно лиц, участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территории от ЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, решающие задачи по защите населения от ЧС, органы повседневного управления, необходимые силы и средства, материальные и финансовые ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предотвращения и ликвидации последствий ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих их административно-территориальному делению. В подчинении таких подсистем находятся все силы и средства территории, включая специальные учебные заведения и курсы, а также СНЛК.
Территориальная подсистема обеспечивает\'.
разработку и реализацию правовых и экономических норм по защите населения и территорий от ЧС;
руководство силами и средствами ГОЧС территории;
проведение единой политики по защите людей, ценностей;
участие в составлении и проведении в жизнь целевых программ по предупреждению ЧС, снижению ущерба от них;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
устойчивость функционирования ОНХ при ЧС, готовность систем управления, оповещения и связи;
организацию и координацию контроля окружающей среды в повседневной жизни, прогнозирование и оценку обстановки в районах ЧС, принятие решений и контроль за их исполнением;
сбор, обработку, обмен и выдачу информации для защиты населения и территорий от ЧС;
экономическое, правовое, финансовое, материально-техническое выполнение мероприятий ГОЧС, жизнедеятельность пострадавшего населения, создание необходимых запасов;
создание, содержание, оснащение невоенизированных формирований ГО, выполнение спасательных и других неотложных работ (СиДНР) на подведомственной территории, организацию взаимодействия с другими подсистемами, армией;
ликвидацию ЧС; привлечение к СиДНР населения;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС; реализацию прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;
обучение, повышение квалификации, комплектование сил ГОЧС, создание группировок сил ГОЧС по направлениям, подготовку населения к действиям при ЧС.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Они обеспечивают сбор и обработку необходимых сведений, выполняют углубленное прогнозирование и выдают конкретные рекомендации в области своей компетенции (экология, состояние атмосферы, опасные ОЭ, прогноз стихийных бедствий, охрана общественного порядка, экстренная медицинская помощи, санэпиднадзор).
РСЧС может находиться в одной из степеней готовности:
повседневная готовность РСЧС (в мирное время);
в период угрозы нападения (общая готовность РСЧС);
в период ликвидации ЧС или в период ведения войны;
в случае внезапного нападения.
Основные вопросы концепции ГО [26].
1.
Гражданская оборона является делом особой государственной важности и всенародным. Главные направления в организации ГО определяются руководством страны.
2.
Гражданская оборона в стране организуется по территориально-производственному принципу. Территориальный принцип предусматривает организацию ГО на территории (республика, область, город), что в сочетании с инициативой начальников ГО ОЭ обеспечивает централизованное управление. Производственный принцип предусматривает организацию ГО в министерствах, ведомствах, любого рода объединениях, на ОЭ (вплоть до бригады, смены). Это позволяет сохранить целостность коллективов, обеспечить устойчивое управление силами и средствами ГО, используя существующие связи (таким образом, обеспечивается сочетание управления по вертикали и по горизонтали). Принятая система позволяет осуществлять тесную связь территорий, отраслей народного хозяйства, отдельных ОЭ и руководства страны, то есть ГО создается на базе всей экономики и систем управления страны, что позволяет проводить мероприятия ГО в полной мере в минимальные сроки и без дополнительной нагрузки на бюджет.
3.
Начальниками ГО на территориях являются руководители органов власти, а на ОЭ - руководители ОЭ, то есть лица, имеющие административную власть и право распоряжаться средствами. Они несут полную ответственность за состояние ГО на подчиненной территории или ОЭ. К участию в мероприятиях ГО привлекаются заинтересованные организации (профсоюз, Красный Крест).
4.
Организация ГО по стране дифференцирована, организационные структуры ее зависят от важности (значения, категории) города или ОЭ. Существуют города и объекты 1, 2 или 3-й категории. Остальные являются «некатегорийными». В зависимости от категории городу (ОЭ) планируется отпуск средств на ГО, разрабатывается организационная структура и штатное расписание сил ГО.
Рис. 7.2. Схема организации ГО объекта
5.
При каждом начальнике ГО создается штаб и службы ГОЧС (рис.7.2). Штаб ГОЧС - это основной орган управления, осуществляющий планирование, организацию и управление проведением мероприятий ГОЧС, а также контроль за их выполнением. Начальник штаба ГОЧС имеет право отдавать распоряжения по вопросам ГО от имени начальника ГО. Служба ГОЧС - структурное звено системы ГОЧС, призванное выполнять специализированные мероприятия, обеспечивающее это выполнение необходимыми силами, средствами и материальными ресурсами, а также постоянную готовность исполнителей. Примеры служб: медицинская, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты растений и животных, противорадиационной и противохимической защиты.
6.
Система ГО призвана обеспечить подготовку кадров для ГОЧС в постоянно действующих учебных заведениях ГОЧС и подготовку населения по ГОЧС, а также координацию планов ГОЧС с планами развития ОЭ, отрасли.
7.
На каждом ОЭ гражданская оборона организуется заблаговременно с учетом его особенностей:
в каждой смене создается самостоятельная структура ГОЧС;
весь личный состав пунктов управления и формирований, созданных из персонала смены, подчиняется начальнику ГОЧС смены;
все формирования ГОЧС создаются на базе цехов и отделов с учетом их специфики, возможностей и численности.
8.
Основными задачами ГОЧС являются:
защита населения от последствий ЧС в условиях мирного и военного времени (оповещение, готовность ЗС ГО, обеспеченность людей средствами индивидуальной защиты, рассредоточение и эвакуация, защита продовольствия, воды и фуража, организация радиационного, химического и бактериологического контроля, всеобщее обязательное обучение по ГО);
подготовка ОЭ к устойчивой работе в условиях ЧС (см. гл. 9);
проведение СиДНР в очагах поражения;
организация управления в условиях ЧС. Для этого отработан необходимый перечень нормативных и
подготовка населения к действиям в условиях ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических, а также экологических последствий ЧС;
создание резервных финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и их последствий;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий при ЧС;
ликвидация или локализация последствий чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС и непосредственно лиц, участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территории от ЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, решающие задачи по защите населения от ЧС, органы повседневного управления, необходимые силы и средства, материальные и финансовые ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предотвращения и ликвидации последствий ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих их административно-территориальному делению. В подчинении таких подсистем находятся все силы и средства территории, включая специальные учебные заведения и курсы, а также СНЛК.
Территориальная подсистема обеспечивает\'.
разработку и реализацию правовых и экономических норм по защите населения и территорий от ЧС;
руководство силами и средствами ГОЧС территории;
проведение единой политики по защите людей, ценностей;
участие в составлении и проведении в жизнь целевых программ по предупреждению ЧС, снижению ущерба от них;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
устойчивость функционирования ОНХ при ЧС, готовность систем управления, оповещения и связи;
организацию и координацию контроля окружающей среды в повседневной жизни, прогнозирование и оценку обстановки в районах ЧС, принятие решений и контроль за их исполнением;
сбор, обработку, обмен и выдачу информации для защиты населения и территорий от ЧС;
экономическое, правовое, финансовое, материально-техническое выполнение мероприятий ГОЧС, жизнедеятельность пострадавшего населения, создание необходимых запасов;
создание, содержание, оснащение невоенизированных формирований ГО, выполнение спасательных и других неотложных работ (СиДНР) на подведомственной территории, организацию взаимодействия с другими подсистемами, армией;
ликвидацию ЧС; привлечение к СиДНР населения;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС; реализацию прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;
обучение, повышение квалификации, комплектование сил ГОЧС, создание группировок сил ГОЧС по направлениям, подготовку населения к действиям при ЧС.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Они обеспечивают сбор и обработку необходимых сведений, выполняют углубленное прогнозирование и выдают конкретные рекомендации в области своей компетенции (экология, состояние атмосферы, опасные ОЭ, прогноз стихийных бедствий, охрана общественного порядка, экстренная медицинская помощи, санэпиднадзор).
РСЧС может находиться в одной из степеней готовности:
повседневная готовность РСЧС (в мирное время);
в период угрозы нападения (общая готовность РСЧС);
в период ликвидации ЧС или в период ведения войны;
в случае внезапного нападения.
Основные вопросы концепции ГО [26].
1.
Гражданская оборона является делом особой государственной важности и всенародным. Главные направления в организации ГО определяются руководством страны.
2.
Гражданская оборона в стране организуется по территориально-производственному принципу. Территориальный принцип предусматривает организацию ГО на территории (республика, область, город), что в сочетании с инициативой начальников ГО ОЭ обеспечивает централизованное управление. Производственный принцип предусматривает организацию ГО в министерствах, ведомствах, любого рода объединениях, на ОЭ (вплоть до бригады, смены). Это позволяет сохранить целостность коллективов, обеспечить устойчивое управление силами и средствами ГО, используя существующие связи (таким образом, обеспечивается сочетание управления по вертикали и по горизонтали). Принятая система позволяет осуществлять тесную связь территорий, отраслей народного хозяйства, отдельных ОЭ и руководства страны, то есть ГО создается на базе всей экономики и систем управления страны, что позволяет проводить мероприятия ГО в полной мере в минимальные сроки и без дополнительной нагрузки на бюджет.
3.
Начальниками ГО на территориях являются руководители органов власти, а на ОЭ - руководители ОЭ, то есть лица, имеющие административную власть и право распоряжаться средствами. Они несут полную ответственность за состояние ГО на подчиненной территории или ОЭ. К участию в мероприятиях ГО привлекаются заинтересованные организации (профсоюз, Красный Крест).
4.
Организация ГО по стране дифференцирована, организационные структуры ее зависят от важности (значения, категории) города или ОЭ. Существуют города и объекты 1, 2 или 3-й категории. Остальные являются «некатегорийными». В зависимости от категории городу (ОЭ) планируется отпуск средств на ГО, разрабатывается организационная структура и штатное расписание сил ГО.
Рис. 7.2. Схема организации ГО объекта
5.
При каждом начальнике ГО создается штаб и службы ГОЧС (рис.7.2). Штаб ГОЧС - это основной орган управления, осуществляющий планирование, организацию и управление проведением мероприятий ГОЧС, а также контроль за их выполнением. Начальник штаба ГОЧС имеет право отдавать распоряжения по вопросам ГО от имени начальника ГО. Служба ГОЧС - структурное звено системы ГОЧС, призванное выполнять специализированные мероприятия, обеспечивающее это выполнение необходимыми силами, средствами и материальными ресурсами, а также постоянную готовность исполнителей. Примеры служб: медицинская, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты растений и животных, противорадиационной и противохимической защиты.
6.
Система ГО призвана обеспечить подготовку кадров для ГОЧС в постоянно действующих учебных заведениях ГОЧС и подготовку населения по ГОЧС, а также координацию планов ГОЧС с планами развития ОЭ, отрасли.
7.
На каждом ОЭ гражданская оборона организуется заблаговременно с учетом его особенностей:
в каждой смене создается самостоятельная структура ГОЧС;
весь личный состав пунктов управления и формирований, созданных из персонала смены, подчиняется начальнику ГОЧС смены;
все формирования ГОЧС создаются на базе цехов и отделов с учетом их специфики, возможностей и численности.
8.
Основными задачами ГОЧС являются:
защита населения от последствий ЧС в условиях мирного и военного времени (оповещение, готовность ЗС ГО, обеспеченность людей средствами индивидуальной защиты, рассредоточение и эвакуация, защита продовольствия, воды и фуража, организация радиационного, химического и бактериологического контроля, всеобщее обязательное обучение по ГО);
подготовка ОЭ к устойчивой работе в условиях ЧС (см. гл. 9);
проведение СиДНР в очагах поражения;
организация управления в условиях ЧС. Для этого отработан необходимый перечень нормативных и
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях