ЭКОЛОГИЯ
Среди источников права следует назвать нормативные акты министерств и ведомств. Природоохранительные
министерства и ведомства наделяются правом издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты,
обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.
Так, министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды) России издает нормативные
приказы, инструкции, положения и другие нормативные акты по вопросам охраны окружающей среды и использования
природных ресурсов. Минприроды утвердило 20 ноября 1992 г. “Типовое положение о порядке добровольного
экологического страхования в Российской Федерации”.
Кроме Минприроды правом издания обязательных нормативных актов обладают другие органы
природоохранительного профиля. Госкомсанэпиднадзор РФ наделен правом утверждения санитарных норм и правил по
вопросам охраны окружающей среды — воздуха, водных источников, почв от загрязнения; Роскомрыболовства РФ издает
нормативные акты по вопросам охраны и использования рыбных запасов;
Госгортехнадзор РФ — по вопросам обеспечения безопасности пользования недрами, например, Положение о порядке
выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных
производств и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами.
Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технические, технико-экономические,
технологические, организационные и т.п. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: предельно допустимые
нормы воздействия вредных веществ на окружающую среду и здоровье человека, нормы воздействия вредных веществ на
окружающую среду и здоровье человека, нормы допустимой радиации, уровней шума, вибрации и т.д. Эти нормативы
выражают технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Закон об окружающей
природной среде (ст. 25 – 27 и др.) устанавливают юридическую обязательность их исполнения. Эта обязанность придает
таким нормам юридический характер и позволяет оценивать их как источники права.
Согласно Федеративному договору и Конституции РФ субъекты Федерации вправе принимагь законы и иные
нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. В круг иных нормативно-правовых актов входят указы,
постановления, ведомственные нормативные акты.
Под экологизацией нормативно-правовых актов надо понимать внедрение зколого-правовых требований в содержание,
правовую ткань нормативно-правового акта. Необходимость такого процесса объясняется тем, что нормы экологического
права, заложенные в специальных законах, не всегда способны действовать напрямую в регулировании экологических
вопросов. По отношению к ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ субъектам, т.е. тем. кто загрязняет и истощает природную среду, нормы
экологического права действуют через нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность этих субъектов.
Экологизированные акты являются источниками права в своих правовых отраслях . Но в части норм, которые касаются
охраны окружающей среды, они имеют прямое отношение и к экологическому праву.
10. 3 Источники международно-правовой охраны окружающей среды
Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей природной среды занимают
резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная партия охраны природы. Они имеют определяющее значение в
реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества.
11 Международное сотрудничесиво в охране окружающей среды
Охрана окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов в условиях бурного роста промышленного
производства стала одной из актуальнейших проблем современности. Результаты воздействия человека на природу
необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от
социальных условий, в которых они проявляются. Отношение к природной среде является мерой социальных и технических
достижений человеческого общества, характеристикой уровня цивилизации. Для сохранения этой цивилизации необходимо
сотрудничество между странами.
11.1 Международно-правовые принципы
Одно из важнейших направлений международного сотрудничества это правовая охрана окружающей среды, которая
должна опираться на общепризнанные нормы международного права. Основные правовые принципы были выработаны
совместными усилиями членов международного сообщества (государств, международных организаций и конференций). Они
изложены во многих документах, основными из которых являются: решения генеральной Ассамблеи ООН (1962, 1968,
1980), решения Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972),3аключительный акт Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975), Всемирная Хартия природы (1986), решения Международной
конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) и другие. В обобщенном и кратком виде эти
принципы можно сформулировать следующим образом:
- приоритетность экологических прав человека;
- суверенитет государств на природные ресурсы своей территории;
- недопустимость экологического благополучия одной страны за счет
нанесения экологического вреда другой;
- экологический контроль на всех уровнях;
- свободный международный обмен экологической информацией;
- взаимопомощь государств в чрезвычайных обстоятельствах;
- разрешение эколого-правовых споров мирными средствами.
Названные выше принципы международного сотрудничества в области охраны природы распространяются и на
отношения России со странами СНГ. В феврале 1992 г. представители этих стран в Москве подписали Соглашение о
взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. Для координации экологической деятельности стран СНГ
создан Межгосударственный экологический совет (МЭС), секретариат которого является постоянно действующим органом.
Основан также международный экологический фонд стран СНГ в Минске.В России законодательно закреплен примат
международного права над внутренним правом в области охраны природной среды и использования ресурсов (ст. 93 Закона
ООПС).
Принципы ясны, но в их реализации остаются проблемы. Еще не было
случая, когда международное правило действовало бы автоматически с момента его принятия и утверждения. Практика
показала, что для введения в действие каких-либо международных договоров в России всегда предварительно принимались
соответствующие постановления правительства. Поэтому международные договоры пока только некое разрешение на вход
международно-правовых норм в национальные отношения.
11.2 Объекты международного сотрудничества
Основными объектами международного сотрудничества являются те, по поводу которых разные страны вступают в
экологические отношения.
юрисдикцию государств. Первые – это воздушный бассейн, космос. Мировой океан, Антарктика, мигрирующие виды
животных. Эти объекты охраняются и используются в соответствии с нормами международного экологического права.
Вторые – это объекты, входящие в юрисдикцию государств: международные реки, моря, озера; объекты мирового наследия,
занесенных в Международную Красную книгу исчезающих и редких видов животных и растений. Воздушный бассейн
нуждается в глобальной охране. Первостепенное значение имеют договоры о запрещении испытаний и применение оружия
массового уничтожения – ядерного, биологического, химического и др. Большую опасность представляют трансграничные
загрязнения (кислотные дожди, озоноразрушающие вещества). На Венской встрече министров иностранных дел в 1986 г
было принято решение о сокращении выбросов CO2 и SО2 на 30 -50% до 1995 г в надежде остановить потепление климата и
сократить число кислотных дождей.